"речевая готовность детей к школе". Консультация по логопедии (подготовительная группа) на тему: "Речевая готовность к школе" Языковая готовность детей к обучению в школе

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Магнитогорский технический университет им. Г. И. Носова»

Факультет дошкольного образования

Кафедра дошкольной педагогики и психологии

Формирование речевой готовности детей к школе

Выпускная квалификационная работа

Магнитогорск 2014

С одержание

Введение

1. Теоретические основы проблемы формирования речевой готовности детей к школе

1.1 Характеристика речевого развития детей старшего дошкольного возраста

1.2 Речевая готовность детей к школьному обучению

1.3 Методы формирования речевой готовности детей старшего дошкольного возраста

Выводы по первой главе

2. Опытно-экспериментальная работа по изучению формирования речевой готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе

2.1 Констатирующий этап эксперимента

2.2 Формирующий этап эксперимента

2.3 Контрольный этап эксперимента

Выводы по второй главе

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

В ведение

речевая готовность дети школа

Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в благоприятный для этого период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. Освоение языка, его грамматического строя, дает возможность детям свободно рассуждать, задавать вопросы, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями.

Овладение навыками и умениями различных видов речевой деятельности является условием полноценного овладения любыми учебными предметами, входящими в содержание дошкольного, начального, среднего, высшего образования.

В процессе учебной деятельности детей речевая деятельность включает в себя, с одной стороны, восприятие и переработку информации (слушание, чтение), с другой, переработку добытой или усвоенной информации (говорение, письмо). В процессе учебной деятельности эти четыре разновидности речевой деятельности занимают большое место, так как в основе процесса обучения лежит взаимодействие, общение педагога и детей, детей друг с другом, поэтому возникает необходимость определения уровня речевой готовности старших дошкольников к обучению в школе.

Проблема речевой подготовки к обучению в школе решается в следующих видах деятельности: игровой, учебно-познавательной. Игровая деятельность является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Играя, ребенок накапливает знания, осваивает язык, общается, развивает мышление и воображение, но в условиях общественного воспитания ведущим средством формирования речи является обучение - планомерный целенаправленный процесс развития познавательных способностей детей, усвоения ими системы элементарных знаний об окружающем и соответствующего словаря, формирования речевых умений и навыков.

Различным аспектам развития детской речи посвящены исследования В. И. Логиновой, Д. Б. Эльконина, Е. М., Струниной, В. И. Яшиной, Е. И. Тихеевой, Н. П. Ивановой, Ж. Кабан, О. С. Ушаковой, Ф. А. Сохина, А. М. Бородич. Доступность осознания явлений языка и речи в дошкольном возрасте отмечают психологи, педагоги, лингвисты: А. И. Гвоздев, Д. II. Богоявленский, Д. Б. Эльконин, С. Ф. Жуков, С. И. Карпова, JI. Е. Журова, А. А. Леонтьев и др. Об овладение дошкольниками единицами языка и речи: A. M. Гвоздев, М. И. Лисина, Ф. А. Сохин, Е. И. Тихеева, М. Ф. Фомичева, A. M. Шахнарович и др; готовности дошкольников к обучению в школе: Т. И. Бабаева, Л. И. Божович, Р. С. Буре, А. Л. Венгер, Л. А. Венгер, JI. C. Выготский, А. В. Запорожец, Ю Ф. Змановский, К. Ингенкамп, Г. И. Я. Л. Коломинский, Г. Г. Кравцов, Е. Е. Кравцова, А. I I. Леонтьев, Д. Б., А П. Усова, А. В. Паклина, И. В. Гребенникова и др.).

Вместе с тем проблема нуждается в дальнейшей методической разработке.

Актуальность проблемы и обусловила выбор темы исследования: «Формирование речевой готовности дошкольников к обучению в школе».

Объект исследования: процесс формирования речевой готовности старших дошкольников к обучению в школе.

Предметом исследования являются содержание и методы формирование речевой готовности дошкольников к обучению в школе.

Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить программу формирования речевой готовности дошкольников к обучению в школе.

1. Осуществить теоретический анализ психолого-педагогической и лингвистической литературы по проблеме исследования.

2. Уточнить сущность понятия «развитие речи», «речевая готовность старших дошкольников к обучению в школе».

3. Выявить уровни речевой готовности детей к школе.

4. Разработать и экспериментально проверить программу формирования речевой готовности старших дошкольников к обучению в школе.

Методологические подходы: деятельностный подход (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев), психолого- педагогические концепции готовности к школе (Л. А. Божович, Л. А. Венгер, Г. Г. Кравцов, Е. Е. Кравцова).

речевой готовности к обучению (Л. А. Венгер, О. С. Ушакова. А. В. Паклина).

В ходе исследования были использованы следующие методы:

изучение психолого-педагогической литературы; педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный) ; качественная и количественная обработка данных опытно-экспериментальной работы.

Теоретическая значимость состоит в обобщении научных источников по проблеме, конкретизации понятия речевая дошкольников готовность к обучению в школе

Практическая значимость исследования состоит в разработке программы по формированию у дошкольников речевой готовности к школьному обучению и усовершенствовании методических приемов по развитию речи дошкольников.

1 . Т еоретические основы проблемы формирования речевой готовности детей к школе

1.1 Характеристика речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Известный психолог Н. И. Жинкин писал: «Речь - это канал развития интеллекта… Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания» .

Речь - это исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка, существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, аккумулировать их для передачи последующим поколениям. Речевое общение людей осуществляется по законам данного языка (русского, белорусского, английского и т. п.), который представляет собой систему фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения .

Развитие речи детей англ. children"s language development, speech development in childhood - возникновение понимания речи и ее произнесения в раннем возрасте при общении со взрослыми, последующее обогащение словаря, грамматических и стилистических структур речи в дошкольном и школьном возрасте в процессе общения и под влиянием обучения. .

Анализируя понятие «Развитие речи», необходимо опираться на слова классиков: Л. С. Выготский говорил, что « мотивация речи, потребность в ней стоит в начале развития этой деятельности. Так, «потребность в речевом общении развивается на всем протяжении младенческого возраста и является одной из важнейших предпосылок для появления первого осмысленного слова. Если эта потребность не созрела, наблюдается и задержка речевого развития» .

В старшем дошкольном возрасте продолжается совершенствование всех сторон речи ребёнка:

Развивается звуковая сторона речи. К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития;

Развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются тонкие закономерности морфологического порядка и синтаксического. Усвоение грамматических форм языка и приобретение большего активного словаря позволяют им в конце дошкольного возраста перейти к конкретности речи .

В исследованиях Н. Г. Салминой показано, что дети старшего до-школьного возраста овладевают всеми формами устной речи, присущими взрослому. У них появляются развернутые сообщения - монологи, рассказы, в общении со сверстниками развивается диалогическая речь, включающая указания, оценку, согласование игровой деятельности .

Использование новых форм речи, переход к развернутым высказываниям обусловлены новыми задачами общения, встающими перед ребенком в этот период. Благодаря общению, названному М. И. Лисиной внеситуативно - познавательным, увеличивается словарный запас, усваиваются правильные грамматические конструкции. Усложняются, становятся содержательными диалоги; ребенок учится задавать вопросы на отвлеченные темы, попутно рассуждать, думая вслух .

Процесс овладения речью как средством общения у старших дошкольников приходится на третий основной этап развития речевого общения, когда ребенок овладевает речью и все более совершенно и разнообразно использует ее для общения с окружающими взрослыми. У ребёнка появляется потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого. Эта потребность возникает в связи с интересом детей к миру человеческих взаимоотношений и обусловлена овладение детьми правилами и нормами их отношений. Ребенок стремится добиться общности взглядов со взрослым .

Г. В. Чиркина говорит: « К концу дошкольного периода дети должны владеть развернутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной .

Уровень развития фонематического слуха позволяет им овладеть навыками звукового анализа и синтеза, что является необходимым условием усвоения грамоты в школьный период.

Таким образом:

В освоении звукопроизношения к пяти годам заканчивается формирование правильного звукопроизношения. В норме все дети должны научиться четко произносить все звуки в составе слов и предложений. Так происходит далеко не всегда. У части детей наблюдаются различные недостатки звукопроизношения, связанные или с нарушениями в строении и подвижности артикуляционного аппарата, или с недоразвитием фонематического слуха: у части детей сохраняется межзубное произнесение свистящих (при произнесении звуков С, 3, Ц).

Говоря о звуковой стороне речи, нельзя забывать об элементах интонации - просодемах (силе голоса, высоте тона, темпе речи, тембре голоса), так как они, как и звуки, являются «строительным материалом» устной речи. К пяти годам большинство детей может произвольно менять силу и высоту голоса в зависимости от целей высказывания, то есть пользоваться просодемами осознанно, а не только понимать их. Но нельзя сказать, что все дети демонстрируют такое свободное владение своим голосом. Встречаются дети, не умеющие четко и интонационно верно задавать вопросы, особенно тогда, когда они составляют вопросительное предложение по заданию и изменить высоту голоса нужно произвольно. Некоторые дети не умеют ставить правильно логическое ударение, выделяют голосом не то слово в вопросе, на которое падает смысловая нагрузка, то есть испытывают трудности не произносительного характера, а смыслового.

К пяти годам нужно нормализовать темп речи. Как известно, темп речи зависит от того, как проговариваются ударные слоги в словах (безударные слоги всегда проговариваются очень быстро). Нежелателен как убыстренный темп речи, приводящий к неотчетливому, неряшливому проговариванию со смазанной артикуляцией, так и замедленный, создающий трудности в общении. Старшие дошкольники уже должны уметь выражать голосом незаконченные интонации смысловых отрезков распространенного предложения, так как они пользуются в речи не только простыми, но и сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями .

В старшем дошкольном возрасте основной задачей является совершенствование речевого слуха, закрепление навыков чёткой, правильной речи. Дети учатся дифференцировать пары звуков, упражняться в различении свистящих, шипящих и сонорных звуков, а также твёрдых и мягких звуков изолированных, в словах, во фразовой речи.

При нарушении речевого развития часто можно заметить замены звуков. Эти ошибки почти всегда отражаются на письме, так как дети пишут с опорой на проговаривание. Иногда бывает так, что ребенок, вроде бы умея произносить все звуки, недостаточно четко различает на слух некоторые пары (б-п, д-т, с-ц, ш-щ, твердые и мягкие звуки и так далее). Такого рода нарушение указывает на речевое недоразвитие и создает трудности для усвоения грамоты - чтения и письма .

В норме к 7-ми годам дети не затрудняются в произнесении слов любого строения, в том числе и многосложных слов и предложений сними. Конечно, совсем новое слово может вызвать затруднения и нужно выбрать более медленный темп речи, произнесение по слогам, чтобы оно запомнилось. Важно именно в первый раз произнести новое слово правильно, а затем закрепить его в предложении. Иногда дети как бы «коверкают» слова, пропускают слоги, переставляют их, уподобляют один слог другому («мисанер», «леписос», «пипитан»). Такая речь может вызвать улыбку, но на самом деле это указывает на нарушение нервных центров и структур, которые обеспечивают согласованную работу по управлению органами речи.

Т. Б. Филичева, характеризуя типы нарушения слоговой структуры у старших дошкольников отмечает следующие нарушения при которых, понимая значение слова, ребенок не удерживает в памяти его фонетический образ. Следствие - искажение звуконаполняемости в разных вариантах:

1) персеверации (библиотекарь - «блиблиотекарь»),

2) перестановки звуков в слове и слогов (пиджак - «пиждак»),

3) элизии (бегемот - «бимот»),

4) парафазии (мотоциклист - «мотокилист»),

5) в редких случаях - опускание слогов (велосипедист - «велопедист»),

6) добавление звуков и слогов (овощи - «вовощи»).

Такие нарушения тоже отражаются на письме. .

Словарный запас уже достаточно велик и не поддается точному учету. Есть дети, обладающие богатым словарным запасом, очень осведомленные в различных областях знаний, умеющие читать и поэтому обогащающие свой словарь самостоятельно, а есть дети, чей словарный запас ограничен бытовой тематикой. В норме в словаре детей этого возраста есть слова всех частей речи.

По данным Е. А. Аркина, рост словаря 6 лет - него ребёнка составляет 4000 слов. Качественный состав словарного запаса в старшем дошкольном возрасте возрасте развивается следующим образом:

5-й год жизни - активное использование названий предметов, входящих в тематические циклы: продукты питания, предметы обихода, овощи, фрукты, различные материалы («ткань, бумага» и т. д.).

6-й год жизни - дифференцированные по степени выраженности качества и свойства («кисловатый, светло-синий, прочный, прочнее, тяжелый, тяжелее»). Расширяются знания о материалах, домашних и диких животных и их детенышей, зимующих и перелетных птицах, формируются видовые и родовые понятия.

7-й год жизни - подбор антонимов и синонимов к словосочетаниям, усвоение многозначности слов, самостоятельное образование сложных слов, подбор родственных слов.

Помимо существительных прилагательных и глаголов употребляются числительные, глагольные формы (причастия и деепричастия), появляются сложные предлоги «из-за», «из-под».

К 7-ми годам ребенок должен:

употреблять обобщающие понятия (головные уборы, транспорт. времена года),

уметь давать определение предмета через род и вид (сахарница - посуда для сахара),

использовать в речи слова-антонимы (высокий - низкий),

знать не только названия предметов, но и их частей.

Начинается осмысление и употребление слов с переносным значением (ползет время, золотые руки, потерять голову).

Если с детьми велась целенаправленная работа по подготовке к школе, то в их речи появляются и первые термины - «звук», «буква», «слог», «предложение», «цифра».

Л. П. Федоренко выделяя несколько степеней обобщения слов по смыслу говорит, что «примерно к пяти-шести годам жизни дети усваивают слова, обозначающие родовые понятия», т. е. слова более высокой степени обобщения («растение» - «деревья», «травы», «цветы»; «движение» - «бег», «плавание», «полет»; «цвет» - «чернота», «белизна») .

При речевой патологии часто отмечаются замены слов (плащ - куртка, шляпа - шапка, шьет - вышивает), названия предметов заменяются названиями действий (ошейник - чтоб собачка не убежала, обувь - на ноги надевают), обнаруживается недостаточный запас знаний об окружающем.

Грамматический строй речи.

А. Н. Гвоздев отмечает: «Достигаемый к школьному возрасту уровень овладения родным языком является очень высоким. В это время ребёнок уже в такой мере овладевает всей сложной системой грамматики, включая самые тонкие, действующие в русском языке закономерности синтаксического и морфологического порядка, а так же твёрдое, безошибочное использование множество стоящих особняком одиночных явлений, что усваиваемый русский язык становится для него действительно родным. И ребёнок получает в нём совершенное орудие общения и мышления». .

Морфологический строй речи старших дошкольников включает почти все грамматические формы. Самое большое место занимают существительные и глаголы, однако, постепенно растёт употребление других частей речи. Появление у детей ориентировки на звуковую форму слов способствует усвоению морфологической системы родного языка. Дети строят свои высказывания в соответствии с грамматическими нормами. В речи появляются сложные предложения и обороты. Правилами изменения слов по родам числам и падежам и умением правильно сочетать слова практическими методами дети овладевают уже к 4-ем годам. Поэтому у будущего первоклассника не должно быть ошибок типа «много тарелков», «ух» (вместо «ушей»), «карандашов», «светили фонариков», «под столе». Ошибки могут оставаться сложных формах, которые являются объективно сложными не только для детей, но и для взрослых, так как являются объективно трудными. Основные причины - сложность грамматической системы русского языка, наличие множества исключений из правил. Правилами образования слов ребенок овладевает примерно к 7-ми годам. В речи детей не должно быть ошибок типа «лампик», «котенки», «дубной лист». .

Связная речь

Среди ученых, исследовавших связную речь: Рубинштейн С. Л., Ерастова С. Л., Леушина А. М., Рузская А. Г., Рейнстейн А. Э., Гербова В. В., Лаврик М. С., Ворошнина Л. В., Коротковой Э. П., Слама-Казаку Т., Виноградова Н. Ф., Чулкова А. В., Ушакова О. С., Зрожевская А. А., Шадрина Л. Г., Гризик Т. И., Елкина Н. В., Смольникова Н. Г и другие.

У детей на 7 - году жизни должны отслеживаться все признаки связной речи:

Точность (правдивое отображение действительности, правильный подбор слов, наиболее подходящих к данному содержанию).

Логичность (последовательное изложение мыслей).

Ясность (понятность для окружающих).

Правильность, чистота, богатство (разнообразие).

В онтогенезе:

На 4-5 году жизни происходит переход от ситуативной к контекстной речи. Дети активно вступают в разговор, участвуют в беседе, могут пересказать сказку. Составляют рассказ по игрушкам, картинкам. Не умеют правильно формулировать вопросы. Свободно вступают в беседу со взрослым, смущения не испытывают, общение идет достаточно оживленно.

Характеристика описательных рассказов: непоследовательны, дети не знают, как начать и закончить высказывание, могут описывать игрушку, ни разу не назвав её, используя только местоимения (у него, она), используют простые предложения, все описание укладывается в 5 предложений, слов из 17-ти.

5-6 лет (старший дошкольный возраст) - активно участвуют в беседе. Полно отвечают на вопросы, при сосредоточении формулируют правильно вопросы. Осваивают повествование, описание, рассуждение с опорой на наглядный материал. Увеличивается количество сложно-сочиненных и сложно-подчиненных предложений. В беседе со взрослым чувствуют себя совершенно свободно, даже получают удовольствие, проявляют инициативу, предлагают свои темы для разговора. Темы - сложные, может даже сокровенные.

Характеристика диалога в данном возрасте: неумение правильно строить предложения, слушать собеседника, формулировать вопросы, отвлечение от поставленного вопроса, неумелое использование обращения, дополнения, согласия, отказа.

Описательные рассказы состоят из 7 предложений и 28-ми слов.

Характеристика повествовательных рассказов: затрудняются в определении темы рассказа - составляют рассказ, а если спросить на какую он тему, начинают все рассказывать с начала. Рассказы не последовательны, теряются целые смысловые части. Мало описаний героев и природы, присутствуют только события. Используют простые предложения.

Характеристика детских рассуждений: носят вынужденный характер, то есть появляются только если взрослый сомневается в верности высказывания ребенка и требует доказательства, то есть спрашивает «Почему?». Доказательства краткие всего 1-2 аргумента, могут быть не реальными - сказочными, не логичными, очень категоричными.

А. Г. Арушанова говорит о том, что яркой характеристикой речи старшего дошкольника является активное освоение им построения разных типов текстов, (описание, повествование, рассуждение). Ребенок осваивает форму монолога. Речь становится контекстной, независимой от наглядно представленной ситуации общения. Совершенствование грамматического строя происходит в связи с развитием связной речи В процессе освоения связной речи дети начинают активно пользоваться разными типами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая его структуру (начало, середина, конец). .

В этом возрасте ребенок способен самостоятельно дать описание предмета, игрушки, раскрыть содержание картинки. Передать небольшой рассказ, поговорить о просмотренном фильме, придумать сказку. Ребенок в состоянии передать содержание картинки, не видя ее, только по памяти. Он может не только рассказать о том, что изображено на картинке, но и придумать события, которые могли бы развиваться дальше. Главный фактор развития связной речи - наличие заинтересованного слушателя, которым должны стать вы, уважаемые родители. Чтобы связная речь развивалась, детям нужно не только рассматривать картинки, но и слушать речевые образцы - это собственные рассказы родителей. И, конечно. главный источник прекрасных речевых образцов - это художественная литература. Дети, имеющие богатый опыт слушания книг, обязательно имеют хорошо развитую связную речь. .

Таким образом, к 6 - 7 годам ребенок овладевает речью как полноценным средством общения (при условии сохранности речевого аппарата, если нет отклонений в психическом и интеллектуальном развитии, если ребенок воспитывается в нормальном речевом и социальном окружении). [ 11, c, 96]. Следовательно, дети свободно владеют фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Они имеют большой словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. К этому времени формируется правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу. В связной речи:

Пересказывают знакомую сказку, короткий текст, стихотворения;

Составляют рассказ по картине и серии сюжетных картинок, рассказывают об увиденном или услышанном;

Спорят, рассуждают, высказывают мнение, убеждают товарищей.

1.2 Речевая готовность детей к школьному обучению

Одним из важнейших компонентов психического развития в период дошкольного детства является психологическая готовность ребенка к школьному обучению, что подразумевает необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников.

Кулагина И. Ю. выделяет два аспекта психологической готовности - личностную (мотивационную) и интеллектуальную готовность к школе, проявляющиеся в развитии мотивационной, произвольной, интеллектуальной и речевой сферы. .

Оба аспекта важны как для того, чтобы учебная деятельность ребенка была успешной, так и для его быстрой адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношений. Но мы рассмотрим развитие речевой сферы.

Л. С. Выготский считал, что готовность к школьному обучению со стороны интеллектуального развития ребенка заключается не в сумме усвоенных ребенком знаний, хотя это тоже немаловажный фактор, а в уровне развития интеллектуальных процессов: «... ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное; он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы.... По мнению Л. С. Выготского, быть готовым к школьному обучению значит, прежде всего, обладать умением обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира» .

При исследовании интеллекта ребенка на предмет готовности к школьному обучению на первый план должны выходить характеристики, необходимые и достаточные для начала обучения в школе. Наиболее яркой такой характеристикой является обучаемость, включающая в себя два этапа интеллектуальных операций. Первый -- усвоение нового правила работы (решение задачи и т. д.) ; второй -- перенос усвоенного правила выполнения задания на аналогичные, но не тождественные ему. Второй этап возможен только при осуществлении процесса обобщения.

На этом уровне об интеллектуальном развитии ребенка свидетельствует в основном его речь. Плохо развитая речь обуславливается различными причинами, одной из которых является слабое развитие фонематического слуха. Неразличение фонем приводит к тому, что ребенок неправильно произносит слова, а затем неправильно их пишет. Современная методика обучения чтению строится на основе звукового анализа слова, поэтому умение выделять на слух в слове различные звуки становится принципиально важным для будущего первоклассника. С детьми неготовыми к школьному обучению, необходимо работать в группе развития по специальной развивающей методике. Подобная методика разработана Гуткиной Н. И. .

Программа предназначена для обследования детей 6-7 лет на предмет определения психологической готовности к школе. Методики, из которых состоит программа, позволяют дать качественную характеристику психологической готовности ребенка к школьному обучению.

Таким образом, «Школьная зрелость» (более точное определение - функциональная готовность к обучению в школе) - это не что иное, как необходимый уровень развития у ребенка школьно-необходимых функций, который позволяет ему без ущерба для здоровья, нормального развития и без чрезмерного напряжения справляться с учебой в школе. Наряду с речевой готовностью она включает в себя следующие параметры:

1. Личностная готовность.

2. Интеллектуальная готовность ребенка к школе.

3. Социально-психологическая готовность к школьному обучению.

4. Физическую готовность.

5. Эмоционально-волевую готовность.

Психологический подход к проблеме готовности к школе нельзя назвать однородным или универсальным. Различия психологических подходов к решению проблемы готовности определяется тем, что разные авторы выделяют в качестве ведущих разнообразные факторы и характеристики психической сферы дошкольника.

А. Анастази практикует понятие школьной зрелости как «овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими характеристиками усвоения школьной программы, необходимыми для оптимального уровня развития». .

И. Шванцара более четко определяет понятие готовности, как достижение такой степени в развитии, когда ребенок «становится способным принимать участие в школьном обучении». .

Л.. И. Божович отмечала, что готовность к школе складывается из таких факторов как определенный уровень развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, произвольности регуляции деятельности и готовности принять социальную позицию школьника.

А. И. Запорожец придерживался аналогичных взглядов, отмечая такие компоненты готовности к школе как мотивация, уровень развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности и степень сформированности механизмов волевой регуляции действий. .

Л. А. Венгер дополнял такие выше перечисленные факторы, как необходимость ответственного отношения к школе и учебе, произвольного управления своим поведением, выполнение умственной работы, обеспечивающей сознательное усвоение знаний таким моментом как «установление со взрослым и со сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью». . Необходимо также учитывать, что дошкольный возраст является переходным, кризисным.

Д. Б. Эльконин считал, что готовность к школе включает не только оценку новообразований прошедшего возрастного периода, но и начальные формы деятельности следующего периода, а также уровень развития симптомов, которые характеризуют кризис симптомов, которые характеризуют кризис семи лет. Поэтому Д. Б. Эльконин выделяет в качестве основных компонентов готовности к школе как сформированность игровой деятельности, так и зачатки учебных новообразований. .

Исследования Лисиной М. И., Кравцовой Е. Е. дополняли понятие готовность к школе такими критериями, которые условно можно определить как речевая готовность к школьному обучению. Прежде всего, необходимо помнить о психологических особенностях детей пяти-семи лет, о том общем и особенном, что отличает дошкольника от школьника. (Таблица 1).

Таблица 1

Психологические особенности детей пяти-семи лет

Дошкольник

Младший школьник

Восприимчивость, внушаемость, податливость, отзывчивость, способность к сопереживанию, общительность, большая подражаемость, легкая возбудимость, эмоциональность, любознательность и запечатлеваемость, устойчивое бодрое и радостное настроение, пластичность высшей нервной системы, подвижность, непоседливость, импульсивность поведения, общая недостаточность воли, неустойчивость, непроизвольность внимания.

Особенное:

Первоначальное формирование личности на основе соподчинения мотивов, связанное с их борьбой.

Формирование первых этических инстанций, определяющих отношение к другим людям.

Образование «детского общества»

Наибольшая значимость первого (семейного) круга общения.

Правдивость, открытость.

Преобладание неустойчивого внимания.

Преобладание непроизвольности психических процессов.

Неустойчивость интересов и желаний.

Первоначальное формирование характера, неустойчивость характерологических свойств.

Формирование новых потребностей, позволяющих действовать, руководствуясь целями, нравственными требованиями, чувствами.

Образование детского коллектива, формирование общественной направленности.

Наибольшая значимость и ориентация на мнение учителя.

Внутренняя позиция школьника.

Формирование произвольности.

Глобальность интересов.

Дифференциация способностей.

Хорошая работоспособность.

Приятие норм и требований поведения.

Таким образом, исходя из многих психологических и педагогических исследований, следует признать, что готовность к школе является сложным по структуре, многокомпонентным понятием, в котором речевая готовность играет едва ли не самую важную роль. Достаточное развитие интеллектуальной готовности, предполагающей наличие у ребенка конкретного набора знаний и представлений об окружающем мире невозможно без должного уровня речевого развития.

Е. И. Рогов, указывая на критерии интеллектуальной готовности к школьному обучению, отдельным критерием выделяет «овладевание на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов». .

Р. С. Немов утверждает, что речевая готовность детей к обучению, прежде всего, проявляется в их умении пользоваться для произвольного управления поведением и познавательными процессами. Не менее важным является развитие речи как средство общения и предпосылки усвоению письма. Об этой функции речи следует проявлять особую заботу в течение среднего и старшего дошкольного детства, так как развитие письменной речи существенно определяет прогресс интеллектуального развития ребенка.

Речевая готовность детей к школе может определяться по таким уровням развития речи (Таблицы 2, 3).

Таблица 2

Критерии готовности детей к школьному обучению

Параметры

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Уровень развития интеллекта

Может слушать другого человека, выполняет логические операции в форме словесных понятий

Неумение слушать другого человека, сравнение и обобщение в форме словесных операций выполняет, а абстракцию, конкретизацию, анализ и синтез - допускает ошибки.

Не выполняет логические операции в форме словесных понятий.

Уровень развития речи

Правильное звукопроизношение, владеет связностью речевого высказывания, владеет пересказом, составлением рассказов, словесным описанием.

Нарушения сложных в артикуляции звуков в связи с неразличением звуков близких по параметрам, недостаточный словарный запас, несформирована монологическая форма речи, страдает звуковой анализ и речь ситуативна.

Речь не выступает средством общения, ребёнок замкнут. Проявляются трудности коммуникации.

Таблица 3

Краткая характеристика готовности к обучению в школе

Под речевой готовность понимается сформированность звуковой стороны речи, словарного запаса, монологической речи и грамматическая правильность. .

Критерии речевой готовности ребёнка к школе. .

1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.

2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.

3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: знать гласные и согласные звуки.

4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных.

5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением.

6. Умение самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов, драматизировать небольшие произведения. (Этот материал необходимо переместить ниже, сначала в целом о готовности, а затем о речевой готовности).

Следовательно, основными показателями речевой готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению являются:

более сложная самостоятельная форма речи - развернутое монологическое высказывание,

завершающийся процесс фонематического развития,

высокое развитие лексико-грамматического строя речи,

обогащение словаря,

совершенствование словесно - логического мышления.

1.3 Методы формирования речевой готовности

Методы обучения, разработанные дидактикой, конкретизируются в каждой отдельной методике.

Метод обучения - способ работы воспитателя и детей, обеспечивающий приобретение детьми знаний, умений и навыков.

Классификация методов и приёмов .

В методике речевого развития используются следующие:

Наблюдение - умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины.

Словесные методы в детском саду используются реже, чем в школе и требуют опоры на наглядность:

1- Рассказ педагога.

Рассказ достигает своей цели, если: педагог ставит перед детьми учебно-познавательную задачу; в рассказе отчетливо прослеживается главная идея, мысль; рассказ не перегружен деталями; его содержание динамично, озвучно личному опыту дошкольников, вызывает у них отклик, сопереживание; речь взрослого выразительна.

2- Рассказы детей (пересказ сказок, рассказы по картинам, о предметах, из детского опыта, творческие рассказы).

3- Беседа.

4- Чтение художественной литературы.

Практические методы.

1- Упражнение - это многократное повторение ребенком умственных или

практических действий заданного содержания (подражательно-исполнительского характера, конструктивные, творческие).

2- Элементарные опыты, экспериментирование.

Элементарный опыт - это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин

их изменения и т. д.

3- Моделирование - это процесс создания моделей и их использования для формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов (Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер, Н. Н. Поддъяков).

В основе - принцип замещения (реальный предмет замещается др.

предметом, условным знаком). Используются предметные модели, предметно-схематические модели, графические модели. Например, модели предложений при ознакомлении со словесным составом, или модели слова, при ознакомлении со слоговым и звуковым строением слов, формировании навыков слогового и звукового анализа слов: определении количества, последовательности слогов, звуков (фонем) и составление слов с определенными количеством слогов, определёнными звуками.

Игра - универсальный метод закрепления знаний и умений. Она используется для решения всех задач развития речи.

Игровые методы и приёмы:

1. Дидактическая игра

2. Воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием

Наиболее успешный метод для формирования речевой готовности к обучению в школе является дидактическая игра.

Сущность дидактической игры заключается в том, что детям предлагается решить умственные задачи, составленные взрослыми в занимательной и игровой форме. Их цель - содействовать формированию познавательной активности ребенка. Дидактическую игру используют не только как средство закрепления знаний, но и как одну из форм обучения.

Дидактическая игра включает в себя несколько компонентов: содержание, игровые действия, правила, дидактическую задачу. Дидактические игры - это игры обучающего характера, с помощью которых можно обогащать словарный запас детей. Так же они используются для закрепления словаря детей (существительные, прилагательные, глаголы, названия цвета, пространственные понятия, предлоги и т. д.). Развивается речь, память, внимание, логическое мышление, зрительная память. Закрепляется культура поведения, навыки общения.

Например:

Игры с использованием предметов, игрушек и картинок.

Игры - типа «угадай, что изменилось». Проводят во всех возрастных группах, но в зависимости от возраста детей ставятся разные задачи. С помощью этих игр можно закреплять название предметов; пространственные ориентировки (ближе, дальше, вверху, вниузу) ; части речи; предлоги и т. д.

Игры - типа «чудесный мешочек» используются во всех возрастных группах. В старшей и подготовительной группах дают более сложные и качественные предметы (деревянные, пластмассовые, из губки, из ваты) ; дети должны описать предмет, загадать загадку, придумать рассказ. В этих играх формируется лексико- грамматическая сторона речи, происходит освоение связной монологической речи.

Речевые игры можно проводить со всей группой, с подгруппой и индивидуально с каждым ребенком. Игры планируются заранее. Определяется программная задача, продумывается оборудование игры (раздаточный материал). Продумывается словарная работа (напоминается, уточняется, закрепляется). Также продумывается организация проведения игры.

Разнообразны и задачи, ставящиеся в играх. Так, например, в игре «Узнай по голосу» стоит задача развития у детей фонематического слуха на самых первых этапах формирования понятий «речевые» и «неречевые звуки». Ей на смену приходят игры «Звуки заблудились», способствующие развитию фонематического слуха, дифференциации звуков.

Сладко спит в берлоге миСка.

У меня с салатом миШка.

В число игр, любимых детьми относятся, например, следующие:

Игра СЛОВА

Игроки по очереди говорят разные слова, причем каждое следующее слово начинается на последний звук предыдущего. Необходимо варьировать тематику называемых слов:

«города» или «страны», менее популярные «овощи-фрукты», «музыкальные инструменты»;

выбирать ту тему, которая интересна ребенку.

Главное, чтобы во время игры иногда возникали затруднения с подбором слов, тогда игра будет развивать речь, увеличивать активный словарь ребенка.

Игра ЖИВОЕ - НЕЖИВОЕ

Ведущий загадывает слово, остальные игроки разгадывают его при помощи общих вопросов, то есть таких, на которые можно ответить «да» или «нет». В ходе игры ребенок сам или с помощью осваивает наиболее удачную стратегию отгадывания: от более общих вопросов, анализируя ответы ведущего перейти к более конкретным, например:

Это живое? - Нет. - Это неживое? - Да. - Это сделано руками человека? - Да. - Оно летает? - Нет. - Оно ездит? - Да. - У него резиновые колеса? - Да. - Это машина!

Игра СНЕЖНЫЙ КОМ

Первый игрок называет слово на заданную тему, например животные. Второй повторяет названное слово и прибавляет свое, третий называет первое слово, затем второе, затем свое. Получается цепочка из слов, которая увеличивается от игрока к игроку. Игра заканчивается, когда кто-то из участников не сможет вспомнить все слова по порядку.

Игра ЗАПРЕТНЫЙ ЗВУК

Правила совсем простые: водящий задает игрокам разные вопросы, на которые они отвечают. Играющие договариваются, что есть звук речи, который называть нельзя. Водящий придумывает вопросы, словесные ловушки, для игроков же обязательно отвечать на любой вопрос. После того как один из играющих ошибся, он становится водящим.

Таким образом, в дидактических играх возможно успешное развитие всех сторон речи ребенка, лексики, грамматики, фонематического слуха, связной речи обеспечивающих речевую готовность ребенка к обучению в школе, освоению устной и письменной форм речи.

Участвуя в речевых играх, ребенок не только приобретает набор необходимых знаний, но и учится чувствовать себя более уверенно в кругу сверстников. Это тоже очень важно для ребенка, идущего в школу. Он становится способен предложить друзьям интересные игры, объяснить правила, объяснить свою точку зрения.

Выводы по первой главе

1. В речевом развитии детей старшего дошкольного возраста наблюдается совершенствование звукопроизношения, фонематических процессов, смысловых компонентов речевой деятельности: связности, последовательности, логичности речевых высказываний. Развитие речи происходит взаимосвязано с развитием мышления, то есть обогащается словарь детей, появляется умение делать выводы. Формирующиеся нравственные качества и предложения соотносятся с выбором языковых средств, с уровнем коммуникативной компетентности, с развитием коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста.

Развитие речи в дошкольном возрасте идет по двум линиям: совершенствуется понимание речи взрослых и формируется собственная активная речь ребенка.

В дошкольном детстве в основном завершается процесс овладения речью:

К 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка, также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму;

Развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения, но у них еще сохраняются и предшествующие способы восприятия звуков, благодаря чему они узнают неправильно произнесенные детские слова. К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития;

Развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются тонкие закономерности морфологического порядка и синтаксического. Усвоение грамматических форм языка и приобретение большего активного словаря позволяют им в конце дошкольного возраста перейти к конкретности речи.

2. Основными показателями речевой готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению являются:

Более сложная самостоятельная форма речи - развернутое монологическое высказывание,

Завершается процесс фонематического развития,

Развитие лексико-грамматического строя речи,

Обогащение словаря,

Совершенствование словесно - логического мышления.

3. Наиболее успешным методом для формирования речевой готовности к обучению в школе является игра.

Дидактические речевые игры - это игры обучающего характера, с помощью которых можно обогащать словарный запас детей, развивать фонематический слух, грамматический строй речи, формировать выразительную, образную связную речь. Речевые игры помогают усвоить ребёнку навыки словообразования и словоизменения, учат анализировать слова, предложения, доступные тексты. Участвуя в речевых играх ребенок учится чувствовать себя более уверенно в кругу сверстников. Это тоже очень важно для ребенка, идущего в школу. Он становится способен предложить друзьям интересные игры, объяснить правила, объяснить свою точку зрения.

2 . О пытно-экспериментальная работа по изучению формирования речевой готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе

2 . 1 Констатирующий этап эксперимента

Констатирующий этап эксперимента проводился в МАДОУ д/с № 72 «Буратино» г. Златоуст в условиях естественного образовательного процесса, в сентябре- октябре 2013 г.

В эксперименте принимали участие 9 детей старшего дошкольного возраста.

Цель: определить уровень сформированности фонетической, фонематической, лексико-грамматической сторон речи, связной речи детей на начало эксперимента.

Для выявления уровня речевого развития детей были выбрана следующая методика: Диагностика речевого и познавательного развития старших дошкольников. Речевое развитие. О. В. Чиндиловой .

Диагностика включает в себя 3 группы заданий.

Задания 1-й группы позволяют определить уровень словарного запаса ребенка и способности к использованию им в своей речи усвоенной лексики.

Задания 2-й группы выявят степень освоения ребенком грамматического строя родной речи.

Задания 3-й группы позволят выявить, насколько у ребенка развиты умения таких видов речевой деятельности, как говорение, слушание. Звуковая культура речи ребенка также диагностируется при выполнении заданий этой группы.

Диагностику проводится индивидуально, в 3 приема.

I. Определение уровня словарного запаса ребенка и способности к использованию им в своей речи усвоенной лексики

Задание 1.

Придумай как можно больше слов, которые начинаются на РА. Например, РАзложить, РАдио (время - 1 мин.).

6-7 слов - высокий уровень;

3-5 слов - средний уровень;

Задание 2.

Я начинаю, а ты закончи слово. (Всего дается 10 слогов, неодинаково часто встречающихся в начале разных слов: ко, на, за, ми, му, до, че, при, ру, во. Если ребенок молчит, несмотря на повторение данного слога, или механически повторяет данный слог, то нужно перейти к следующему слогу.)

Дополнил все слоги до целого слова - высокий уровень.

Дополнил половину слогов - средний уровень.

Дополнил 2 слога и меньше - низкий уровень.

Задание 3.

Я называю слово, а ты объясняешь, что это такое. Что это?

мяч -…, книга -…, яблоко -…, часы -…, дорога -….

4-5 слов - высокий уровень;

2-3 слова - средний уровень;

0-1 слово - низкий уровень.

Задание 4.

Отвечай быстро: кто или что? Например, прыгает - собака (время - 30 сек.)

12-15 слов - высокий уровень;

8-11 слов - средний уровень;

7 и менее слов - низкий уровень.

Задание 5.

Кто может это делать? Назови как можно больше слов. Например,

шумит - дождь, ветер, ребенок, машина, море, человек, пылесос…

плывет - ползет - растет -

(время - 1 мин., ребенку предлагается только одно слово)

6-7 слов - высокий уровень;

3-5 слов - средний уровень;

2 и менее слов - низкий уровень.

Задание 6.

Добавь одно слово. Например, сладкий сахар, сладкий - мед.

6 - 7 слов - высокий уровень;

3 - 5 слов - средний уровень;

2 и менее слов - низкий уровень.

Задание 7.

Скажи наоборот. Например, светлый - темный, редко - часто.

4-5 слов - высокий уровень;

2-3 слова - средний уровень;

0-1 слово - низкий уровень.

Задание 9.

Назови, одним словом. Например, машинка, кукла, кубики - игрушки.

6-7 слов - высокий уровень;

4-5 слов - средний уровень;

Задание 10.

Добавь второе слово по образцу: человек - дом, собака - конура.

6-7 слов - высокий уровень;

4-5 слов - средний уровень;

3 и менее слова - низкий уровень.

II. Выявление степени освоения ребенком грамматического строя родной речи

Задание 1.

Скажи, кто это делает. Например, пишет - писатель.

6-7 слов - высокий уровень;

4-5 слов - средний уровень;

Задание 3.

Скажи, какой предмет, если он из …. Например, дерево - деревянный.

4-5 слов - высокий уровень;

2-3 слова - средний уровень;

0-1 слово - низкий уровень.

Задание 4.

Скажи со словом много. Например, один цветок - много цветков

6-7 слов - высокий уровень;

4-5 слов - средний уровень;,

3 и менее слов - низкий уровень.

Задание 5.

Скажи ласково. Например, мама - мамочка

6-7 слов - высокий уровень;

4-5 слов - средний уровень;

3 и менее слов - низкий уровень.

Задание 6.

Продолжи:

6-7 слов - высокий уровень;

4-5 слов - средний уровень;

3 и менее слов - низкий уровень.

Задание 7.

Попроси куклу

6-7 слов - высокий уровень;

4-5 слов - средний уровень;

3 и менее слов - низкий уровень.

...

Подобные документы

    Развитие детей в период перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту. Становление психологической готовности к обучению в школе, освоение ребенком речи и грамоты. Анализ уровня сформированности коммуникативно-речевой готовности у дошкольников.

    курсовая работа , добавлен 19.10.2013

    Понятие готовности ребёнка к обучению в школе. Основные теоретические подходы в рассмотрении проблемы подготовки детей к школе. Педагогические средства формирования у дошкольников компонентов готовности к обучению в школе в условиях детского сада.

    курсовая работа , добавлен 21.01.2015

    Сущность понятия готовности детей к школе. Гармоническое развитие личности ребенка в системе "детский сад - школа". Исследование педагогических условий формирования готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе в ДОУ №2436 г. Москвы.

    курсовая работа , добавлен 23.04.2015

    Понятие психологической готовности к обучению в школе, подходы к его определению в педагогической литературе. Исследование психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе. Формирование готовности ребенка к школе средствами дидактической игры.

    дипломная работа , добавлен 21.03.2014

    Особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста. Современные трактовки проблемы готовности детей к обучению в школе. Организация эксперимента по формированию психологической готовности старших дошкольников к школьному обучению.

    курсовая работа , добавлен 16.10.2013

    Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития. Проблема формирования мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста. Формирование мотивационной готовности у детей с задержкой психического развития.

    дипломная работа , добавлен 25.03.2011

    Проблема готовности детей к обучению в школе. Переход от дошкольного возраста к младшему школьному. Потребность ребенка заняться учебной деятельностью как общественно-полезным видом деятельности. Процедура определения психологической готовности к школе.

    курсовая работа , добавлен 23.02.2012

    Организации развивающей среды и её влияния на развитие умственных, психических и личностных качеств дошкольников. Использование активных методов работы по формированию готовности детей к обучению в школе в практике дошкольного образовательного учреждения.

    дипломная работа , добавлен 16.05.2017

    Выявление у детей 7-го года особенностей представлений о школе и экономике. Обоснование педагогических условий, способствующих экономическому развитию детей старшего дошкольного возраста, как средству воспитания готовности детей к обучению в школе.

    курсовая работа , добавлен 27.05.2012

    Понятие психологической готовности и ее составляющие компоненты. Роль мотивационной готовности в психологической подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе. Методика исследования, обоснование его практической значимости и анализ результатов.

Наталья Мамаева
Речевая готовность ребенка к школе

Речевая готовность ребенка к школе . Учитель-логопед Мамаева Н. Л. Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус : дошкольник становится школьником . Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребенка . Качество учебной деятельности будет зависеть от того, насколько были сформированы следующие предпосылки в дошкольном периоде :

Хорошее физическое развитие ребенка ;

Развитый физический слух;

Развитая мелкая моторика пальцев

Нормальное функционирование ЦНС

Владение знаниями и представлениями об окружающем мире

Произвольное внимание, опосредованное запоминание, умение слушать учителя

Познавательная активность, желание учиться, интерес к знаниям, любознательность;

Коммуникативная деятельность, готовность к совместной с другими детьми

работе, сотрудничеству, взаимопомощи.

На базе этих предпосылок в младшем школьном возрасте начинают формироваться новые, необходимые для обучения качества. Готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не завершается в первом классе, так как включает не только качественную характеристику запаса знаний и представлений, но и уровень развития обобщающей деятельности мышления.

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Существенную роль играет психологическая готовность

к обучению, т. е. осознание им общественной значимости его новой деятельности.

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим

1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.

2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать звуки родного языка.

3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи : умение выделять начальный гласный звук из состава речи : умение выделять начальный гласный звук из состава слова; анализ гласных из трех звуков типа ауи; анализ обратного слога гласный – согласный типа ап; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове и т. д. Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук» , «слог» , «слово» , «предложение» , звуки гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий. Оцениваются умение работать со схемой слова, разрезной азбукой, навыки послогового чтения.

4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно – ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами : меховая, меховой; образовывать прилагательные от существительных.

5. Сформированность грамматического строя речи : умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением; правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами; работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их; составлять предложения по опорным словам и картинкам, Владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание. Составлять самостоятельно рассказ – описание.

Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы .

Формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе , - одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка в дошкольных учреждениях и семье . Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. К 6 – 7 годам дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.

Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом . Ведь в семье малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребенка с окружающим миром расширяется; и очень важно, чтобы его речь хорошо понимали и сверстники и взрослые. Еще острее встает вопрос о значении фонетически правильной речи при поступлении в школу , когда ребенку нужно отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух (недостатки речи обнаруживаются очень скоро) . Особенно необходимым становится правильное произношение звуков и слов при овладении грамотой. Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с фонетическими дефектами. Это одна из причин возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения) .

Школьники , которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся хорошо. Такие дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы . Дети правильно соотносят звуки и буквы, не допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками звукопроизношения. Среди этих учащихся неуспевающих практически нет.

Школьники с несформированной звуковой стороной речи (произношение, фонематические процессы, как правило, заменяют и смешивают фонемы, сходные по звучанию или артикуляции (шипящих – свистящих; звонких – глухих; твердых – мягких, р – л) . Они испытывают трудности в восприятии на слух близких звуков в словах (бочка – почка) . Такой уровень недоразвития звуковой стороны речи препятствует овладению навыками анализа и синтеза звукового состава слова и служит причиной появления вторичного дефекта (дислексии и дисграфии как специфических нарушений при чтении и письме) .

У школьников наряду с нарушениями произношения звуков может наблюдаться недоразвитие фонематических процессов и лексико – грамматических средств языка. Они испытывают большие трудности при чтении и письме, ведущие к стойкой неуспеваемости по родному языку и другим предметам. У таких детей произношение звуков чаще бывает смазанным, невнятным, у них наблюдается ярко выраженная недостаточность фонематических процессов, их словарь ограничен, грамматическое оформление изобилует специфическими ошибками; самостоятельное высказывание в пределах обиходно бытовой тематики характеризуется фрагментарностью, бедностью, смысловой незаконченностью. Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок.

Основная задача родителей – вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка , чтобы начать логопедическую работу с ним до школы , предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе . Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат.

Речевая готовность к школе: цель, задачи, направления обучения детей.

Речевая готовность к школе

Что такое обучение грамоте?

Сейчас почти каждый родитель ребенка 4-6 лет озабочен тем, чтобы его малыш еще до школы научился бегло читать и считать, знал цифры и буквы.

Умение ребенка читать и писать до его поступления в школу стало рассматриваться как необходимый, а иногда и основной показатель готовности малыша к обучению в школе. А умение ребенка — дошколёнка читать, считать и писать — как один из важных показателей «способного ребенка» и свидетельством того, что с ребенком занимаются в семье.

Однако грамота подразумевает не просто умение читать и писать слова или тексты, но и точное выразительное изложение собственных мыслей, понимание при чтении смысла текста , т.е. полноценное овладение ребенком письменной речью. Этот процесс требует высокого уровня развития детей — как речевого, так и психологического и физиологического.

Овладение письменной речью предусматривает:

— наличие у ребенка высокого уровня произвольности (умения управлять своим поведением) и осознанности собственной речи (умение отбирать осознанно точные выразительные средства для передачи своей собственной мысли),

свободное владение лексическими единицами языка : умение почувствовать нюансы значения слов, в том числе многозначных (например, а) чистая вода = прозрачная вода, б) чистая посуда = вымытая посуда, но нельзя назвать «чистую» посуду «прозрачной» посудой по аналогии с водой, в) чистый воздух = свежий воздух, но нельзя сказать о нем «вымытый воздух»), умение отбирать необходимые яркие и точные языковые средства для решения поставленной речевой задачи, уместное использовать в речи фразеологизмы, пословицы, поговорки, образные сравнения, синонимы, антонимы,

— свободное владение грамматическими единицами языка:

использование в речи предложений разных конструкций – сложносочиненных, сложноподчиненных, с однородными членами, с прямой речью, умение образовать новые слова от известных — например, лес – лесник – лесной – лесничий – лесок

придумывание новых слов по аналогии: учит – учитель, строит – строитель, пишет – кто? (писатель), воспитывает малышей – кто? (воспитатель), спасает людей – кто? (спасатель);

умение почувствовать значения приставок, суффиксов: например, ехали – приехали – отъехали – объехали – поехали — заехали и другие, утка кря-кря – крякает – кошка мяу-мяу мяукает, но корова му-му – мычит) и др.

— умения выстраивать текст (повествование, описание, рассуждение) в логической последовательности, связывать предложения в тексте друг с другом разными способами,

— умение оценивать выполнение речевой задачи, видеть свои достижения и ошибки, исправлять их, добиваться цели.

Почему так важна речевая готовность к школе?

Низкий уровень развития устной речи ребенка приводит к значительным трудностям в овладении им в школьном возрасте письменной речью. Исследования доказывают, что не менее трети детей с трудностями в обучении чтению и письму в начальной школе имеют недостатки в развитии устной речи: нарушения звукопроизношения, бедность словарного запаса, грамматические ошибки (неправильное согласование слов в предложении, искажения окончаний слов и т.д.), низкий уровень связности речи и др.

Овладение грамотой происходит в школе, однако часть умений формируется в дошкольном детстве в ходе специального обучения в детском саду, на занятиях в детском центре, кружке, студии или дома.

Основой для обучения грамоте в дошкольном возрасте является общее речевое развитие дошкольника. Поэтому подготовка к обучению грамоте малышей-дошколят всегда ведется в тесной взаимосвязи со всей системой развития детской речи и ее сторон:

  1. фонетической (овладение звуковой стороной речи),
  2. лексической (овладение словарём русского языка: развитие активного и пассивного словаря, уточнение словаря, развитие языкового чутья),
  3. грамматической (овладение грамматическим строем родного языка),
  4. развития связной речи (умения строить диалог и монолог)

Речевая готовность к школе: цель

Современные дошкольные образовательные учреждения работают по различным программам. Все комплексные программы имеют раздел, посвященный развитию речи и подготовке детей к обучению грамоте. Кроме того, используются парциальные программы и технологии: Ушакова О.С. «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду», Рылеева Е.В.Программа развития самосознания дошкольников в речевой активности «Открой себя», Журова Л.Е., Варенцова Н.С., Дурова Н.В., Невская Л.Н. «Обучение дошкольников грамоте» и другие.

Все современные программы развития речи дошкольниоков ставят перед педагогами следующую цель – развить «правильную», «хорошую» устную речь дошкольников . Что при этом понимается под «правильной» и «хорошей» речью:

«Правильная речь» речь, в которой все языковые единицы (звуки, слова, словосочетания, предложения) употребляются в соответствии с нормами языка, то есть без ошибок.

«Хорошая речь» — речь лексически богатая, точная, выразительная, в которой все слова употребляются с учетом ситуации общения (т.е. с учетом ряда факторов: с кем, где, с какой целью ведется общение).

Овладение дошкольниками устной речью является основой формирования коммуникативной компетенции как базисной характеристики личности ребенка, обеспечивающей благополучие дошкольника в социальном и интеллектуальном развитии.

Речевая готовность к школе: основные задачи

Подготовка детей к обучению грамоте в детском саду предусматривает работу по нескольким направлениям:

1.Воспитание звуковой культуры речи – развитие речевого слуха, четкой дикции, правильного звукопроизношения, освоение средств звуковой выразительности речи (тона, тембра, ударения, силы голоса, интонации и др.), воспитание орфоэпической правильности речи.

2.Развитие словаря – обогащение и активизация словарного запаса детей, обучение их уместно использовать слова в различных ситуациях общения, отбирать наиболее точные слова и выражения, развитие выразительной образной речи детей.

3.Формирование грамматического строя речи – практическое освоение и использование в собственной речи разных типов словосочетаний и предложений, способов образования новых слов, формирование морфологической стороны речи (изменение слов по числам, родам, падежам, практическое усвоение наклонения глаголов – иди, беги, идем, бежим, идемте, побежал бы, пошел бы, употребление прилагательных в разных степенях сравнения – добр – добрее, тихий – тише и др.)

4.Развитие связной речи (диалогической и монологической) – развитие умения строить самостоятельные высказывания разных типов – описание, повествование, рассуждение; вести диалог; точно формулировать вопросы и отвечать на них; слушать и понимать речь собеседников; вести себя с учетом ситуации речевого общения.

5.Формирование элементарного осознания явлений языка и речи . Детей учат производить звуковой и слоговой анализ слова, состава предложения, знакомят с понятиями «звук», «слово», «слог», «предложение», «гласный/согласный звук», «ударение», «твердый/мягкий согласный звук», «ударный/безударный гласный звук». Дошкольники учатся подбирать родственные (однокоренные) слова. Они знакомятся с явлениями синонимии и антонимии, подбирая слова, близкие/противоположные по значению. У детей также формируются представления о структуре высказывания (начало, середина, конец) и ее особенностях в разных типах текстов.

Все эти задачи решаются в увлекательной для детей форме, в играх и занимательных заданиях.

Что такое готовность к школе?

Речевая готовность к школе – это лишь часть готовности к школьному обучению.

В бесплатной книге «Готовим к школе: 5 секретов успеха» Вы найдете ответы на вопросы:

  • Как развить у ребенка желание учиться, пойти в школу чтобы познавать новое?
  • Почему это желание пропадает у многих современных детей? И зачем они идут в школу?
  • Как оценивать работы малыша чтобы пробуждать в нем стремление к развитию, к достижению цели?
  • И какое развитие нужно детям?
  • Что ждет семью, когда в ней появится первоклашка?
  • Какие подводные камни встречаются при выборе, кому доверить подготовку к школе, и как их избежать?
  • Умение учиться. Из чего оно состоит и что для него нужно?
  • Как научить ребенка выполнять задания по правилу и образцу, по словесной инструкции?
  • Как развить произвольность – основу основ готовности к школе?
  • Как научить ребенка быть внимательным? Что такое внимание и каковы его свойства? Какие игры и упражнения развивают внимание и как их проводить, чтобы получить отличный результат?
  • Как развивать память и обучать детей приемам запоминания – мнемотехники? В чем отличия памяти мальчиков и памяти девочек?
  • Как научить ребенка сравнивать, анализировать, делать выводы, отличать главное от второстепенного, а не просто запоминать и воспроизводить учебную информацию?
  • Что такое восприятие и зачем оно нужно в обучении? Зачем нужно воображение? Игры и занятия для его развития.
  • Какие знания нужны ребенку до поступления в первый класс? Чему нужно научить ребенка в разных областях – развитии речи, обучении грамоте, математике, знакомстве с окружающим миром?
  • Что важнее – количество или качество знаний, и в чем это качество знаний выражается по отношению к дошкольнику?
  • Как отвечать на вопросы ребенка, чтобы своими ответами развивать его познавательную активность?
  • Какие книги для родителей могут Вам помочь и дадут ответы на многие вопросы?
  • И многие другие вопросы.

Развитие речи – это активный, творческий процесс познания малышами языковой действительности, их игры — «экспериментирования» со словами, звуками, словосочетаниями, предложениями.

В освоении дошкольником родного языка значительную роль играет формирование «чувства языка», воспитание интереса детей к слову, к обсуждению языковых явлений, к наблюдению за собственной речью и речью других людей.

Систему заданий, которая воспитывает у дошкольников языковое чутье, развивает языковые и интеллектуальные способности детей и готовит малышей к школьному обучению Вы можете найти в пособиях, разработанных доктором педагогических наук О. С. Ушаковой – одним из ведущих специалистов нашей страны по методике развития речи детей.

Развитие интереса к родному языку, формирование языковых обобщений, умения осознанно отбирать и творчески комбинировать языковые средства в самостоятельных высказываниях — основа речевого развития ребенка в дошкольном детстве, основа речевой готовности к школе и базис всего дальнейшего лингвистического развития ребенка, полноценного освоения им не только родного, но и иностранных языков.

Желаю Вам и Вашим детям успехов!

Игры и упражнения по развитию речи детей на сайте «Родная тропинка»:

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Консультация для родителей

«Что такое ОНР?»

Очень часто многие родители замечают у своих детей только нарушение звукопроизношения и не видят необходимости переводить своего ребенка в специализированную логопедическую группу. Зачастую, это только верхушка айсберга, и коррекция речевого дефекта невозможна в полном объеме в условиях общеобразовательной группы детского сада.

В нашем детском саду работают две логопедические группы, одна из них для детей с логопедическим заключением ОНР. Подробнее остановлюсь на этом речевом нарушении.

Что такое общее недоразвитие речи (ОНР)?

В настоящее время дошкольники с недостатками речевого развития составляют едва ли не самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. Из них больше половины детей имеют логопедическое заключение ОНР - общее недоразвитие речи.

Под термином (ОНР) понимаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте. Для речи таких детей характерны следующие признаки:

Более позднее начало речи (первые слова появляются в 3-4, а иногда и в 5 лет);

Экспрессивная речь отстает от импрессивной (ребенок понимает обращенную к нему речь, но сам не может озвучить свои мысли);

Дети неправильно согласуют различные части речи между собой, не используют в речи предлоги, затрудняются в словообразовании;

У детей с ОНР нарушено произношение нескольких или всех групп звуков;

Речь детей с общим недоразвитием речи малопонятна.

Выделяют четыре уровня ОНР

1 уровень - у детей полностью отсутствует речь, их словарный запас состоит из «лепетных» слов, звукоподражаний, мимики и жестов;

2 уровень - к «лепетным» выражениям добавляется искаженные, однако достаточно понятные общеупотребительные слова. При этом у детей заметно нарушена слоговая структура, а произносительные возможности отстают от возрастной нормы;

3 уровень - уже появляется развернутая речь, ребенок может произносить целые фразы, однако присутствуют нарушения фонетико-фонематического и лексико-грамматического характера. Свободное общение с окружающими затруднено, дети могут вступать в контакт только в присутствии близких людей, которые вносят пояснения в их речь;

4 уровень - наблюдается отсутствие нарушений звукопроизношения, но при этом дети имеют не внятную дикцию, часто путают местами слога и звуки. Не первый взгляд эти недостатки кажутся несущественными, но в итоге затрудняют у ребенка процесс обучения чтению и письму.

Причины общего недоразвития речи.

Среди причин общего недоразвития речи выделяют разнообразные факторы как биологического, так и социального характера. К биологическим факторам относят: инфекции или интоксикации матери во время беременности, несовместимость крови матери и плода по резус- фактору или групповой принадлежности, поражение плода во время беременности (вызванное инфекцией, интоксикацией, кислородным голоданием), послеродовые заболевания ЦНС и травмы мозга в первые годы жизни ребёнка.

Вместе с тем ОНР может быть обусловлено неблагоприятными условиями воспитания и обучения, может быть связано с недостаточным общением со взрослыми в периоды активного развития речи. Во многих случаях ОНР является следствием комплексного воздействия различных факторов, например, наследственной предрасположенности, органической недостаточности ЦНС (иногда легко выраженной), неблагоприятного социального окружения.

Коррекция речи у детей с ОНР.

Общее недоразвитие речи относится к тяжелым нарушениям речи. И исправить это нарушение самостоятельно невозможно. Для таких детей создаются специальные логопедические группы, в которые дети зачисляются на два года. Коррекционная работа проводится комплексно. В зависимости от периода обучения, учитель-логопед ежедневно проводит групповые или подгрупповые занятия по формированию лексико-грамматического строя, формированию звукопроизношения и подготовке к обучению грамоте, а также по развитию связной речи. Три раза в неделю с каждым ребенком проводятся индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения.

В вечернее время воспитатели проводят коррекционную работу по заданию логопеда, с целью закрепления новых знаний, умений, навыков.

При необходимости, наблюдение осуществляет врач-невропатолог, так как у некоторых детей для активизации речевых зон головного мозга и улучшения кровоснабжения применяется медикаментозное лечение.

Один раз в неделю учитель-логопед задает домашнее задание для повторения пройденного материала.

Такая структура коррекционной работы позволяет максимально исправить речевое нарушение и сформировать полноценную гармоничную личность.

В старших группах дет.сада в процессе у детей старшего дошкольного возраста основное внимание уделяется развитию речи монологической и диалогической, формированию у детей рече-творчества. Занятия нацеливают на формирование у дошкольников выразительной речи.

В целом речевая готовность к обучению в школе охватывает все виды речевой деятельности старшего дошкольника.

Сейчас очень много различных пособий и другой информативной базы по .

Повсюду можно встретить различные сценарии и конспекты занятий по данной тематике. Казалось бы, о чем еще говорить? Но с каждым годом убеждаешься, что рече-грамотных первоклассников становится все меньше и меньше.

Всему виной средства массовой информации, компьютеризация детских умов. Это не только не обогащает дошкольного возраста, но наоборот портит полезные «речевые нормы этикета».

Характеристика нарушений речи детей

В речевой деятельности большинству детей старшего дошкольного возраста свойственны неуверенность в себе, детям трудно выразить свои мысли в правильной форме. Улюлюканье родителей способствует тому, что дети начинают коверкать слова, заменяя одни звуки другими, более ласкательными слух.

У 60% старших дошкольников, согласно наблюдениям, часты нарушения грамматики и выразительности речи. К этому относим неправильное согласование слов при составлении предложений. Даже несложные предложения бывают очень искажены. Словарный запас беден или наполнен лексикой из популярных теле- и компьютерных программ и игр.

Хотя овладевать основами грамоты детки будут лишь в период обучения в школе, тем не менее в детском саду уже необходимо проводить специальные речевые занятия. Тогда в школе детям будет легче усваивать нормы языка.
Важными направлениями в речевой деятельности — фонетика, лексика, грамматическая, умения связно говорить при построении небольших диалогов и кратких монологов.

Речевая подготовка старшего дошкольника к обучению в школе

Цель речевой подготовки старших дошкольников заключается в формировании у детей правильной устной речи. Это значит, что дети этого возраста должны правильно произносить все звуки и слова. Уметь составлять словосочетания и предложения.

Речевая готовность должна быть сформирована как можно раньше, а дошкольного возраста должна быть лексически обогащенной, точной и выразительной. Овладев хорошей речью, дети будут коммуникативно компетентны.

Характеристика детей с развитой речью

У детей с развитой речью обычно наблюдается высокий уровень интеллектуального и социального развития.

Рассмотрим основные направления речевой готовности дошкольников к школе.

Звуковая речевая культура должна быть достаточно сформирована. Дети старшего дошкольного возраста должны иметь четкую дикцию, хорошее звукопроизношение.

Словарь старших дошкольников должен быть обогащен и активизирован различными словами и оборотами. Это поможет детям в общении с окружающими.

Грамматический строй и особенности выразительности речи старших дошкольников осваиваются и используются через образование новых слов, когда ребенок дошкольного возраста учится изменять слова морфологически, изменять падеж слов, сравнивать прилагательные. Использовать все степени сравнения прилагательного и наречия.

К которой относят диалогические высказывания и монологи, предполагает формирование у детей умений строить самостоятельно правильные высказывания. Это должны быть разные предложения: рассуждение, повествование, описание. Такие умения успешно формируются, когда ребенок слушает внимательно высказывания других, затем повторяет предложения. Хорошо, когда собеседник грамотен, тогда ребенку будут представлены правильные образцы речи.

К шестому году жизни дошкольник совершенствует все стороны речевой деятельности. Обладает связной и выразительной речью. В общении старший дошкольник понятно отвечает на вопросы, имеет большой запас слов. Это в идеале. Если же этого нет, то нужно бить тревогу. И в кратчайшие сроки, пока ребенок не пошел в школу, нужно вести целенаправленную речевую коррекцию.

Коррекция нарушений речи старших дошкольников

Для коррекции речевых нарушений нужно знать, что именно необходимо исправить в речи дошкольника. Всегда полезна коррекция речи по программе, для чего важно составить программу или план занятий по данной проблеме.
Во время любого занятия можно успешно решить много проблем. Обогатить словарь, отработать грамматику, учить связному составлению предложений, поправить звукопроизношение и т.д.

Какие средства использовать в процессе речевой коррекции?

Речевая готовность детей достигается часто через игры. В том числе коррекция через дидактические игры, упражнения.

Беседам следует также уделять большое внимание. Во время беседы со взрослым ребенок рассматриваемого нами возраста будет стараться говорить выразительнее. В таких беседах можно использовать разные обороты тренировочного характера. Например, начать с одного слова, затем попросить ребенка повторить словосочетание из двух слов, затем из трех. Постепенно дойти до предложения, от простого к сложному.

На занятиях по развитию речи очень важно индивидуально подходить к каждому ребенку, ведь рече-нарушения у каждого дошкольника разные.

Качество коррекции речи у детей старшего дошкольного возраста зависит от того, насколько дети заинтересованы в результате формирования у них правильной и выразительной речи. Искренне ли дети данного возраста заинтересованы в том, что научиться красиво и выразительно высказываться.

Эффективности коррекции детской речи способствуют самостоятельные детские игры, во время которых дети разглядывают картинки, книги. После этого можно спросить дошкольников, чем они занимались, что рассматривали, что изображено в книжках.

Такой подход поможет приучить детей обсуждать с воспитателем и другими детьми то, что они видели, чем занимались.

Когда нарушения слишком серьезные, например, проблемы с артикуляционным аппаратом ребенка, то полезно будет заниматься с ребенком перед зеркалом, учить его правильно пользоваться артикуляцией. Объяснять, как устроен язычок, как нужно располагать его при произнесении того или иного звука.

Как сформировать у старшего дошкольника выразительную речь

Выразительная детская речь — очень редкое явление. Но такая речь является признаком интеллектуально развитого ребенка. Дети с выразительностью речи в дальнейшем хорошо учатся, у них хорошие взаимоотношения с учителями.
Для формирования такой речи опять же важно заинтересовать ребенка. А что, как ни игра, поможет в данном процессе.
Формированию выразительности помогут театрализованные игры или драматизация. Дети берут на себя различные роли. При этом они не говорят своим голосом, а пытаются подражать героям истории. Тут и интонация, и тембр речи изменяется в лучшую сторону. Дошкольники в роли театрализованного спектакля пытаются как можно четче и выразительнее произносить слова и предложения. Они чувствуют себя настоящими артистами, а артисты должны говорить красиво.

Речевая готовность детей старшего дошкольного возраста к школе

Речевая подготовка старших дошкольников осуществляется в несколько этапов.

Коротко остановимся на них.

Первым этапом предварительным начинается обучение детей задавать вопросы, различать интонацию.

Можно предложить детям сначала прослушать интересный рассказ или историю.

Рассказ для прослушивания может быть такого характера:

Утром я шла на работу мимо фруктового ларька. Там столько разных фруктов.
Дети, а почему вы мне не ответили?
Дети: Анна Ивановна, Вы же нас не спрашивали ни о чем.
Рассказываю дальше. Среди фруктов я увидела большой зеленый и полосатый мячик. Что это, дети?
Дети: это арбуз!
Правильно, дети. А почему вы мне ответили?
Дети: потому что вы нас спросили.
А как вы догадались, что я задала вопрос?

В ходе беседы с детьми мы приходим к выводу, что при вопросе наш голос меняется, и в нем слышится понижение и понижение.

Таким образом идет работа с дошкольниками над интонацией предложения.

Следующим этапом работаем над составлением предложений.

С детьми составляется ну очень длинное предложение, которое начинается из одного слова. Постепенно каждый ребенок добавляет по своему слову, и получается предложение.

Приведем пример.

Воспитатель задает слово Колобок.
Наташа добавляет свое слово: Колобок катится.
Андрей: румяный Колобок катится.
Сергей: румяный Колобок катится медленно.
Лена: румяный Колобок катится медленно по лесу.

Чтобы обогащать словарь детей, тоже можно использовать речевые игры.

Воспитатель называет сказочного героя, например, зайка.
А дети должны придумать для него как можно больше прилагательных. Зайка маленький, хороший, добрый и т.п.

Так можно обыгрывать лексикой различные части речи.
Воспитатель: что мы делаем в детском саду? И дети начинают называть разные глаголы, обозначающие деятельность в саду — играем, поем, танцуем, рисуем и далее.
Во время таких игр обращаем внимание на выразительности детских высказываний.