Семинар-практикум для педагогов ДОУ. Волшебный песок

Вера Крицкая
Семинар-практикум для педагогов «Общаться позитивно»

Конспект

семинара-практикума

«»

Подготовила :

старший воспитатель Крицкая Вера Сергеевна

«Общаться позитивно – что это значит » .

Практикум для педагогов

Подготовила : Крицкая Вера Сергеевна- старший воспитатель МБДОУ №194

Цель : развитие коммуникативной компетентности педагога в общении с коллегами.

Задачи :

Развить коммуникативные навыки, навыки выхода из конфликтных ситуаций

Предоставить возможность педагогам провести самооценку своих способностей.

Мотивировать педагогов на развитие и совершенствование своих практических умений

Создать психологически комфортную атмосферу, активизировать потенциал группы.

Предлагаю Вам принять участие в практикуме по овладению практическими элементами педагогической компетентности в ситуации общения, игры и упражнения с элементами рефлексии.

Вначале давайте возьмемся за руки и с поклоном произнесем «Добрый день! Здравствуйте!» , желая друг другу в первую очередь здоровья. Древние утверждали, что во время поклона часть энергии как бы стекает с головы человека, т. е., кланяясь, мы по доброй воле обмениваемся энергией.

Разминка

Предлагаю следующую игру в круге, чтобы настроиться на позитивное общение .

1.«Вы еще не знаете, что я…» и продолжаете фразу, любым высказыванием о себе.

(научилась кататься на коньках, или люблю путешествовать) и т. д.

Мы приветствуем сегодня

Умных, ласковых своих друзей.

Тех, кто полон сил и знаний,

Свежих мыслей и идей.

Все вы лучшую избрали

Среди множества дорог,

Вас когда-то на дошкольный

Привела она порог.

Свои первые занятия

Вы успешно провели

И чему-то научили,

И увлечь детей смогли.

Вы теперь достойны чести

Называться “Педагог” .

И сегодня проведём мы

Всех стараний наш итог.

Каждый педагог выбирает карточку любого цвета и занимает место в группе.

Основная часть :

Мы собрались, чтобы понять, каковы мы сами, на каком языке говорим с окружающими людьми и миром. Мы сделаем попытку проверить наши души на доброту, радость, понимание и неравнодушие.

1. Составим письменный портрет.

1 подгруппа «Самый приятный родитель в общении» (описать качества)

2 подгруппа «Самый трудный родитель в общении» .

2. Упражнение «Спокойствие, только спокойствие…»

Нам приходится всегда быть в творческом поиске. И я вам предлагаю сейчас проявить свою фантазию, воображение. Раздаются листочки с началом стихотворения. Вы должны продолжить в положительном ключе, смысле (работа малых группах)

Все любят послушных, приветливых деток.

Капризных, упрямых – не любит никто…

Утром настроение плохое,

Глаз накрасить не могу никак…

Родители часто сердясь и бранясь,

С ребенком теряют душевную связь…

Генетику можно во всем обвинять,

На зеркало даже не стоит пенять…

Чтобы значимость другому показать,

Щеки вовсе и не стоит надувать…

Прочитайте стихи коллегам.

3. Упражнение “Создай свой имидж”

Цель : умение правильно повести себя в форс мажорных обстоятельствах, дать полную оценку своего выбора.

Педагогам зачитывается телефонограмма : “Срочно через 15 минут на конференцию от детского сада необходимо пригласить не менее 3 человек”. Идет рабочий день, педагогам нет времени на переодевание, наведение макияжа, прически. Через 1 минуту от каждой микрогруппы необходимо отправить на конференцию 1 человека и объяснить свой выбор.

4. Рефлексивно-оценочная игра «Найди плюсы и минусы» .

Из прочитанной фразы нужно найти положительные и отрицательные моменты для себя как педагога .

(раздаются листочки с фразами)

Коллеги отозвались не лестно о вас…

Родители группы воспринимают вас как не опытного педагога…

Вы сегодня поздно встали и не успели накраситься и попить кофе.

Администрация сада предложила участвовать в районном конкурсе другому педагогу… и т . д.

Коллаж “Создание условий эмоционального комфорта педагога ”

Цель : активизация группового взаимодействия, определение условий, которые помогают обеспечить эмоциональный комфорт педагога .

Материалы : фото, журналы, ватманы, ножницы, клей, скотч, фломастеры, карандаши.

Предлагаю определить те условия, которые помогут нам сохранить ощущение внутреннего равновесия и эмоционального комфорта.

По окончании команды защищают свои проекты.

Игра “Волшебная шкатулка”

В конце семинара -практикума участникам предлагается достать по одной записке из волшебной шкатулки (вазы, мешочка, которая подскажет им, что на них ожидает сегодня или что им нужно сделать в ближайшее время.

Варианты пожеланий :

Тебе сегодня особенно повезет!

Жизнь готовит тебе приятный сюрприз!

Наступило время сделать то, что ты постоянно откладываешь!

Люби себя такой, какая ты есть, - неповторимой!

Сделай себе подарок, ты на него заслуживаешь!

Сегодня с тобой вместе радость и спокойствие!

Сегодня твой день, успехов тебе!

Все твои желания и мечты реализуются, поверь в это!

Можно также пожелать педагогам создать такую шкатулку у себя дома и каждое утро доставать из нее по одной записке. Эти пожелания волшебным образом влияют на настроение людей, подбадривают, придают уверенности.

Рефлексия.

Ожидание (подведение итогов)

Педагог предлагает сделать «бусы общения» . Воспитатели берут бусины, нанизывают их и говорят : «общаться позитивно- это значит…

РЕЦЕПТ СЧАСТЬЯ, НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

Берём день и хорошо очищаем его от зависти, ненависти, огорчений, жадности, упрямства, эгоизма, равнодушия.

Добавляем три полные (с верхом) ложки оптимизма, большую горсть веры, ложечку терпения, несколько зёрен терпимости, и, наконец, щепотку вежливости и порядочности по отношению ко всем и, в основном, к ближним. Всю получившуюся смесь заливаем сверху ЛЮБОВЬЮ! Теперь, когда блюдо готово, украшаем его лепестками цветов доброты и внимания. Подавать ежедневно с гарниром из тёплых слов и сердечных улыбок, согревающих сердце и душу.

Публикации по теме:

Цель: Скорректировать речевые нарушения с помощью использования Су – Джок терапии. Задачи: Воздействовать на биологически активные точки.

Семинар-практикум для педагогов детского сада Стретчинг – не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном.

Цель: совершенствование профессиональной компетентности педагогов в области развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста. План.

Цели семинара-практикума: * ознакомить его участников со сказко-терапевтическими методами работы с детьми; * способствовать повышению творческой.

«Психологические аспекты педагогического взаимодействия

с участниками учебно - воспитательного процесса»

Категория участников: педагоги

Цель: повышение психолого-педагогической компетентности участников семинара

в рамках реализации аспектов работы.

Задачи:

  • повышение психологической компетентности педагогов.

  • формировать умение разрешать трудные конфликтные ситуации,

возникающие при проведении урока;

  • формировать навыки способов разрешения проблемных ситуаций;

  • расширять возможности использования в работе интерактивных форм работы с педагогами, учащимися, родителями (тренинговые занятия).

Место проведения : Учебно - воспитатательный комплекс

Формы и методы работы: мини- тренинг, мозговой штурм, мини - лекция.

Организационный блок.

    Сообщение темы семинара, информирование о целях и задачах семинара – практикума.

1.1 . Приветствие. Упражнение. "Аллитерация имени"

Участники садятся в круг так, чтобы хорошо видеть друг друга. Условия игры: каждый участник придумывает себе прилагательное - положительное качество, которое начинается с той же буквы, что и его имя. Ведущий начинает: "Меня зовут интересная Ирина". Второй участник продолжает: "Я представляю вам интересную Ирину, меня зовут ласковая Лена. " Так продолжается до последнего участника, который называет всех.

1.2. Ожидания.

Мы живем в цветном мире. Цвет окружает нас и сопровождает повсюду. Природа очень богата разнообразными красками, и это делает нашу жизнь радостней, мы от нее чего-то ждем. А что вы ожидаете от нашего семинара? Давайте, мы для этого используем белый цвет. Составим букет. И первым цветком в этом букете будет ромашка. Напишите на лепестках ваши ожидания.

1.3. Правила работы в группах.

Как вы знаете, человек хорошо усваивает какую-либо информацию, когда сам активно пропускает ее через себя. Сегодня каждый из вас получает возможность активно участвовать, работая в группах. Давай вспомним правила работы в группе.

    Время регламентировано

    Самостоятельное распределение ролей

    Продукт вашей деятельности презентует 1 человек

Давайте, определим какие еще правила нам необходимо выработать для работы в группе. Обсуждение.

1.4. Упражнение «Мотивация»

Цели : включить участников в совместную групповую деятельность; выявить мотивацию и готовность каждого из участников к продуктивной совместной работе; выявить и поддержать Я- концепцию участников, а также сделать ее достаточно понятной для других; предоставить участникам возможность сравнить уровень своей самооценки с оценкой своих способностей и возможностей окружающими.

Ведущий предлагает каждому из участников нарисовать следующую схему:

1. В середине листа нарисуйте квадрат и впишите в него такие особенности вашей личности, которые вам кажутся важными для работы в этой команде.

2.Вокруг квадрата напишите те личностные качества, которые вы не можете использовать в профессиональной деятельности, потому что, с вашей точки зрения, они не нужны и, более того, являются даже неуместными. На эту процедуру отводится 10 минут.

Обсуждение представленных схем строится вокруг двух центральных вопросов:

    Какими личностными проявлениями надо пожертвовать во время работы?

    Какие свойства личности все же можно интегрировать в профессиональную жизнь?

1.5.Упражнение “Закончи фразу: ученик для меня – это …”.

Участникам дается 2-3 минуты для обдумывания. Свои варианты они записывают на листе и прикрепляют их на доску. Таким образом, в конце упражнения доска “пестрит” вариантами ответов.

    Информационный блок

    1. Информация « Способы выхода из конфликтных ситуаций и пути коррекции агрессивного поведения.

Вед. Агрессивных детей с каждым годом становится все больше, с ними трудно работать, и, зачастую, педагоги просто не знают, как справиться с их поведением. Единственное педагогическое воздействие, которое временно спасает, - это наказание или выговор, после чего дети на какое- то время становятся сдержаннее, и их поведение начинает соответствовать требованиям взрослых. Но такого рода педагогическое воздействие скорее усиливает особенности таких детей и ни в коей мере не способствует их перевоспитанию или стойкому изменению поведения к лучшему. Агрессивность- это свойство личности, выражающееся в готовности в агрессии.

2.1.2.Мозговой штурм (блиц – опрос). Назвать упражнения по выходу из конфликтных ситуаций и коррекции агрессивного поведения.

Вед. Высокая агрессивность чаще всего является одним из особенностей личности учащегося «девиантного поведения». Какие же причины появления трудных детей, пути коррекции агрессивности и дезадаптации личности?

2.2. Презентация « Работа с детьми девиантного поведения»

2.3. Упражнение “Педагогические ситуации»».

Эта методика позволяет судить о педагогических способнос­тях человека на основе того, какой выход он находит из ряда описан­ных в ней педагогических ситуаций. Перед началом исследова­ния испытуемый получает инструкцию следующего содержания:

Участники делятся на группы по два человека. Каждая группа получает от ведущего листок с описанием ситуации, которую нужно проанализировать.

«Перед вами - ряд затруднительных педагогических ситуа­ций. Познакомившись с содержанием каждой из них, необходи­мо выбрать из числа предложенных вариантов реагирования на данную ситуацию такой, который с педагогической точки зре­ния наиболее правилен, по вашему мнению. Если ни один из предложенных вариантов ответов вас не устраивает, то можно указать свой, оригинальный, в двух нижних строках после всех перечисленных для выбора альтернатив. Это, чаще всего, бу­дет 7-й и последующие варианты ответов на ситуацию».

"Источник" (релаксация)

Сядьте удобнее, руки положите свободно на колени. Слушайте только то, что я вам говорю. Сконцентрируйтесь на моём голосе. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха, вдыхайте и выдыхайте спокойно, не напрягаясь. Вдох носом, выдох ртом, губы при этом чуть приоткрыты. Вы слышите только мой голос. Посторонние мысли пролетают мимо. Дыхание спокойное и ровное, спокойное и ровное.

Закройте глаза и установите связь со своим источником творчества. Большинство людей видят довольно постоянное место или образ, откуда приходят творческие импульсы. Например, это может быть большой яркий шар, или энергия вверху, на небе, или бурлящий океан... Войдите в контакт с ним, что бы это ни было. Пообщайтесь с ним, проясните любые огорчения, связанные с ним. Выясните, что нужно или желательно. Установите систему, с помощью которой можно будет при необходимости использовать этот источник...

Вы чувствуете, как тело становится лёгким-лёгким. Дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным, хочется встать и двигаться. Потянитесь и на счёт "три" откройте глаза. Вы полны сил и энергии.

2.5. Упражнение 2. «Как прогнать гнев?»

Каждый участник записывает способы выхода из гнева. Затем объединиться в группы и

выработать общие правила. Обсудить со всеми, выбрать наиболее приемлемые.

2.6. Тест «Умеете ли вы добиваться своего? »

2.7.Упражнение «Самодиагностика»

Пронумеровать качества по степени важности в графах «идеал» и то, чего у тебя больше в графе «я-реальное».

Черты характера

Я-реальное

Практичность

Находчивость

Дружелюбие

Целеустремленность

Усердие

Сильная воля

Работоспособность

Трудолюбие

Организованность

Порядочность

Здоровье

Обсудить, какие чувства вызвало это задание? Какой можно сделать вывод?

Обратная связь

Спасибо вам большое, что пришли на наш тренинг, надеемся, что он не пройдет бесследно в вашей жизни, надеемся, что что-то вам пригодится и, что над чем-то вы задумались, и будете работать в этом направлении.

Семинар-практикум для педагогов «Волшебный песок»


Баскакова Светлана Александровна. Педагог-психолог МДОУ «Детский сад № 74» город Ярославль.
Описание: Кто из нас, будучи ребёнком, не любил играть в песочнице? Вспомните, сколько радости и удовольствия приносили эти игры. И одновременно – пользы. Изучив опыт работы педагогов, психологов мы приступили к реализации технологии песочной терапии. Данный материал будет интересен педагогам-психологам, воспитателям и специалистам с целью внедрения и активного использования «песочного опыта» с дошкольниками.
Цель: повышение психолого-педагогической компетентности участников семинара в области использования различных методов работы с песком в условиях детского сада.
Задачи:
1.Создание позитивного настроя на работу, доверительной и деловой атмосферы.
2.Обогащение педагогических знаний и умений воспитателей в области применения нетрадиционных форм обучения детей.
3.Формирование у педагогов нового взгляда на ребёнка как на субъект воспитания с его потребностями и переживаниями, как на партнёра по совместной деятельности.
Оборудование:
-Песочный стол, различные ёмкости с обычным речным песком.
-Разнообразный игровой, природный и бросовый материал.
-Игрушки-посредники: песочная фея, песочные человечки, девочка Песчинка, песочные мальчишки.
-Круги-пиктограммы по количеству участников.
-Песочные часы, мольберт, загадки.
-Индивидуальные подносы с песком, палочки для рисования, кисточки, клей, салфетки, простые карандаши, картинки или раскраски, чистые листы бумаги.




Проведение семинара.
Вводная часть.
Психолог приветствует участников семинара, предлагает всем встать в круг. Участники стоят в кругу, друг за другом, на расстоянии чуть меньше вытянутой руки.


Упражнение «Рисунок на спине»
Цель: активизация участников, создание положительного эмоционального настроя с использованием техники рисования пальцами.
Психолог: Сейчас, я расскажу вам сказку, которую мы нарисуем друг у друга на спине. Приготовим лист бумаги, разгладим его (участники гладят ладошками спину впереди стоящего игрока). Жил-был мальчик (рисуют пальцем человечка). Он очень любил гулять в лесу (рисуют деревья). Однажды он пошёл на прогулку (изображают идущие ноги). Светило яркое солнце (рисуют солнце на спине партнёра). Солнечные лучи нежно ласкали его спину (гладят ладошками спины друг друга). Вдруг появились тучи (рисуют тучи). Начался сильный дождь(показывают, как падают капли дождя). Дождь успокоился. Появились большие лужи (рисуются лужи). Любимым занятием мальчика было смотреть в лужи и улыбаться своему отражению (участники поворачиваются лицом в круг и улыбаются друг другу).




Теоретическая часть.
После игры, психолог проводит презентацию о песке, и организации игр с песком в группах.
Песок-это уникальный природный материал, таящий в себе огромный потенциал для всестороннего развития ребёнка. При работе с песком активизируются чувствительные точки на кончиках пальцев и нервные окончания на ладонях. А, как известно, тактильно-кинестетические ощущения напрямую связаны с мыслительными операциями, с познанием мира.


Игры с песком способствуют развитию пространственного мышления, формированию математических, исследовательских, языковых способностей. Общение с песком даёт толчок полёту творческой фантазии детей. Игра в песочнице не требует специальных навыков и умений, здесь можно не бояться ошибиться и легко начинать всё заново.


Песок-природный материал. Как часть природы, он даёт человеку отдых и при этом наполняет его желание созидать. Главное достоинство этого материала в том, что он разнообразен и способен принимать любую форму. Таким же многообразным становится выражение собственных мыслей. Игры с песком – это проявление естественной активности ребёнка и вид деятельности, который дарит детям радость. Первые контакты детей друг с другом устанавливаются именно в песочнице. Возиться в песке-не каприз, а потребность ребёнка. Это необходимо для того, чтобы обеспечить нормальное физическое и интеллектуальное развитие. Малыш не просто копается в песке-он строит. С помощью совочка и формочки ребёнок создаёт свой новый мир, пытаясь при этом понять и смоделировать всё, что видит вокруг себя. Психологи и педагоги относят игры детей в песочнице, к так называемым строительным играм. Они очень важны для развития дошкольника. С помощью игр с песком ребёнок творчески изучает мир вокруг себя. Когда он строит, он активен, его мозг, воображение, смекалка тренируются и развиваются.



Игры с песком разнообразны:
-Обучающие игры помогают в овладении навыками чтения, письма, счёта, развивают фонематический слух, а также проводить коррекцию звукопроизношения.
-Познавательные игры дают возможность детям познать многогранность окружающего мира.
-Проективные игры открывают потенциальные возможности ребёнка, развивают его творчество и фантазию. С помощью этих игр проводится психологическая диагностика, коррекция и развитие ребёнка.
-Психотерапевтические игры помогают снять нервное напряжение, в том числе в период адаптации к новым обстоятельствам.





Чтобы организовать игры с песком в группе, необходимо наличие соответствующего оборудования:
1.Песочница водонепроницаемая с крышкой. Высота бортика не менее 10 см. Можно использовать пластмассовый таз квадратной формы. Располагается песочница на уровне ребенка.

2.Чистый, просеянный, прокаленный песок с биркой на песочнице, когда кварцевали песок. Песок кварцевать необходимо после каждого использования. Наполняемость песка не менее одной третьей части объёма песочницы. Лучше использовать сертифицированный кварцевый песок.
3.Игрушки высотой не более 7-8 см: животные, деревья, овощи и фрукты, фигурки людей и сказочных героев (добрых и злых), различные виды транспорта, природный материал, пластиковые буквы, цифры, счётные палочки, геометрические фигуры, различные постройки(дома, замки, мосты, ворота, загоны для животных), наборы посуды, лопатки, сито, воронки, формочки разной величины, широкие кисточки, штампики, трафареты для рисования, разнообразный бросовый материал.
Весь игровой материал должен легко обрабатываться и храниться в пластиковых контейнерах с крышками. Для работы с влажным песком необходимы фартуки для детей, ёмкости с водой, салфетки. Также нужно иметь специальный совок и щётку для уборки просыпанного песка.





Важно знать! У детей не должно быть кожных заболеваний и аллергии на пыль.
Необходимо подготовить детей к взаимодействию с песком. Для этого лучше использовать игрушку-посредника. Это может быть песочная фея, песочные человечки на палочках с различными эмоциями (сердитый, довольный, спокойный, удивлённый), мальчик-Песошка или девочка-Песчинка. Песочных человечков в виде пикторамм лучше использовать с детьми 5-7 лет. Для детей 3-4 лет подойдут игрушки, или песочные мальчишки с детскими лицами. Они хозяева песка и следят за порядком в песочнице во время игр детей.Перед началом игры необходимо провести ритуал знакомства.



Игра «Давайте познакомимся»
Цель: познакомить детей с правилами игры в песочнице.
Ход игры: В гости к детям приходит песочная фея, знакомится, говорит, что у неё есть подружки-песчинки, которые очень любят играть с детьми. Затем дети дотрагиваются каждым пальчиком до песка, сжимают его в кулачках, высыпают, подбрасывают, пересыпают с одной ладошки на другую, делают отпечатки рук, рисуют на песке.Фея напоминает детям, что песок бывает волшебным только тогда, когда он находится в песочнице, а когда он разбросан, он становится грязным и теряет свои волшебные свойства.
Затем Песочная Фея знакомит детей с правилами:
-Нельзя выбрасывать песок из песочницы (рассказать историю песчинок, которые потерялись, и не смогли вернуться обратно домой).
-Песочная Фея любит, чтобы у детей было чистое лицо и руки.
-Песчинкам не нравится когда их берут в рот и когда ими кидаются. Они улетают, их трудно собрать.
-В конце игры нужно убрать игрушки (у каждой игрушки есть свой дом).
-Песок необходимо разравнять, чтобы он стал чистым листом.
После проведения ритуала знакомства можно начинать играть вместе с детьми.



Практическая часть семинара.
Психолог предлагает всем желающим принять участие в играх, которые можно использовать в работе с детьми.Они служат своеобразной стимуляцией интереса педагогов к организации игровой деятельности с песком на группах.
Игра «Придумай сказку»
Цель: развитие активной речевой деятельности, творческого воображения и навыков позитивной коммуникации.
Оборудование: круги-пиктограммы по количеству участников, песочные часы, песочный стол, любой подручный материал, который есть в наличии, включая фигурки людей и сказочных персонажей.
Ход игры: Психолог предлагает педагогам взять с подноса круг. Затем перевернуть его и посмотреть. У кого пиктограмма с улыбкой, тот становится участником игры. У кого другие эмоции, тот зритель. Психолог приглашает педагогов подойти к песочнице (6-7 человек) и создать импровизированную сцену на песке: полянку, домик, озеро, лес, квартиру, детский сад и т.д. Для создания сюжета можно использовать любой материал и игрушки. Время для работы 3-4 минуты (для контроля хорошо подойдут песочные часы). Затем нужно придумать и обыграть этот сюжет всем вместе по ролям.
Вопросы для обсуждения:
-Ваши чувства, ощущения при выполнении данного задания?
-В работе с детьми какого возраста можно использовать эту игру? Почему?









Дидактическая игра «Отгадай и нарисуй загадку»
Цель: развитие тактильной чувствительности, мелкой моторики, воображения и фантазии.
Оборудование: мольберт, загадки, индивидуальные подносы с песком (я использовала плотные крышки от коробок), палочки для рисования, природный и бросовый материал, разнообразные игрушки.
Ход игры: Участники сидят за столами, психолог объясняет правила игры.
Психолог: Главное правило этой игры, которое нельзя нарушать-это разговаривать друг с другом. Все задания выполняются молча. Нарушители выбывают из игры. На мольберте вы видите загадки. Вам нужно их прочитать, а отгадку нарисовать на своём подносе.
Участники с правой стороны отгадывают загадку:
Есть у моря, океана
Есть у озера, лимана
Есть и был на все года
У реки и у пруда
И скажу я вам, к тому же,
Есть он даже и у лужи. (Берег)
Участники слева отгадывают загадку:
Там, где корни вьются
На лесной тропе,
Маленькое блюдце,
Спрятано в траве
Каждый, кто проходит
Подойдёт, нагнётся-
И опять в дорогу силы наберётся. (Родник)
Мольберт стоит так, что сидящие справа не видят загадку, сидящих с левой стороны. Затем, психолог предлагает создать картину на подносе из любых материалов, и дать ей название с учётом своих отгадок. Переговариваться друг с другом нельзя. Задание выполняется молча. На выполнение этого задания даётся 4-5 минут (для контроля используются песочные часы).
Вопросы для обсуждения:
-Ваши ощущения при выполнении задания с точки зрения ребёнка?
-Что для вас было самым трудным?
-Какие дополнительные приёмы работы с данными материалами вы можете предложить?
После обсуждения педагоги по очереди озвучивают отгадку и название своей картины, рассматривают картины своих коллег, делятся впечатлениями.














Мастер-класс: Рисование песком.
Цель: научить создавать песочные картины.
Оборудование: раскраски, чистые листы бумаги, клей ПВА, простые карандаши, кисточки, салфетки, песок любой, в том числе и цветной (какой есть в наличие).
Ход работы:
Психолог: Сейчас, я предлагаю вам создать рисунок из песка. Для выполнения этой работы есть 2 варианта:
1-на чистом листе нарисовать свою картину,
2-использовать готовые картинки, а потом их дорисовать.
Затем психолог предлагает подойти к столу и выбрать для себя материал. После выбора всесадятся за столы, психолог объясняет правила выполнения работы.
Психолог: нарисуйте свою картинку карандашом, или возьмите готовый образец. Затем поэтапно обведите контур рисунка клеем. После этого посыпаем песком все места, где есть клей. И в конце работы стряхните аккуратно остатки песка. Всё, Ваша картина готова! Их можно рисовать с детьми от 4-х до 7-ми лет. Такие занятия, не только развивают творческое воображение, мелкую моторику, но самое главное доставляют удовольствие и сближают взрослого и ребёнка в плане положительного эмоционального общения друг с другом.

Рецепт хорошего урока

Семинар-практикум для учителей

В многочисленных училищах, институтах и университетах получают образование будущие педагоги. Затем выпускники приходят в школы и училища и начинают свою трудовую деятельность. Время от времени их начальство отправляет своих работников на курсы переподготовки, повышения квалификации и на всякие другие умные курсы и занятия. Учителя-практики посещают многочисленные семинары и лекции в институтах усовершенствования для работников образования, где учат многому. Жаль только, что их не учат быть успешными . Их учат быть добрыми и ответственными людьми, но не обучают быть людьми оптимистичными и счастливыми. Нигде не учат более разумному режиму учительского труда, не учат строить отношения со своими коллегами, не преподают здоровьесберегающие технологии и основы здорового образа жизни, так необходимые в современной школе.

Психологи решили взять на себя ответственность и попробовать восполнить этот пробел в российской системе педагогического образования. В этом деле нет ничего сложного. Главное - наше желание. Мы можем предложить учителям нехитрые способы, как можно стать счастливым и успешным человеком.

От кого или чего устали наши учителя больше всего?

Да от самих себя, любимых и неповторимых.

От того, что они сами не могут организовать свою собственную жизнь или изменить ее.

Устают от того, что у них нет привычки отвлекаться от работы и иметь хобби.

От того, что ленятся заниматься своим здоровьем.

От того, что не умеют отказываться от навязываемых нашим обществом и культурой сомнительных идеалов, боятся быть самими собой, не оправдать тем самым ожидания общества.

Сами взваливают на себя слишком много нагрузки, не умеют отдыхать и почти разучились радоваться жизни.

Устали от психологической неграмотности - не учатся общению, не способны взглянуть на себя со стороны.

Увязли в отрицательных эмоциях, межличностных конфликтах, тонут в негативе, постепенно опускаются в хронический пессимизм и депрессию.

Вот это и подтверждает, что больше всего они устали от самих себя. Давайте призовем их к борьбе с собственной усталостью.

Знакомство

Участникам семинара предлагается написать имя на бейджике, затем, называя свое имя, ответить на вопрос: “Почему я решил стать учителем?”

Беседа психолога

Как оказывается, учителя должны всё и всем. А известно ли вам, каким должен быть учитель? (Участники семинара дают свои ответы. )

Идеал учителя складывается из самых разных составляющих: нравственной, духовной, профессиональной, интеллектуальной, этической и др. Вот какой список качеств и требований к учителю получается:

высокий профессионализм;

глубокие знания и компетентность, высокий интеллект и общий уровень развития;

интеллигентность;

любовь и уважение к детям вообще и к своим ученикам в частности;

высокая требовательность к себе, чувство долга, высочайший уровень ответственности за свое дело, принципиальность и самокритичность;

порядочность, честность, трудолюбие, отсутствие вредных привычек;

гуманное отношение к детям, доброта, индивидуальный подход к каждому ребенку, демократизм в отношениях с людьми, чуткость, внимательность, душевная щедрость;

высокая работоспособность и трудолюбие;

постоянное стремление к самообразованию, саморазвитию, самосовершенствованию; творческий подход к делу, владение методикой, глубокие знания педагогики; педагогическая наблюдательность;

высокий уровень психологической грамотности; выдержка, самообладание, терпение, такт, терпимость к людям; корректность в отношениях со всеми, уравновешенность, умение владеть своим настроением, спокойствие и оптимистическое восприятие жизни; доброжелательность, человеколюбие;

полная объективность в оценках;

личная скромность;

воспитанность, высокая культура и нравственность;

эстетический вкус, художественное чутье, чувство прекрасного;

артистичность;

естественность, отсутствие фальши и наигранности;

организаторские, режиссерские, художественные, ораторские способности;

чувство юмора, умение шутить;

аккуратность и точность.

Перечитывая требования, предъявляемые к учителю обществом, родителями, администрацией, можно ли представить реального человека, который соответствовал бы всем этим требованиям? Наверное, не у каждого это получится.

Воображение в данном случае может рисовать красивую картинку нежно голубого неба с роскошными облачками и ангела с ослепительно белыми крыльями.

И здесь хочется зачитать цитату из книги Ю.Л. Львовой “Творческая лаборатория учителя”: “Учитель - маг, виртуоз, фокусник, умеющий сделать урок безразмерным, вмещающим крупные исторические периоды, сложные литературные и научные судьбы, эпохальные открытия; он властелин дум, врачеватель, духовник, и он же тягач и трудяга”.

Предлагаю вам выполнить несколько упражнений.

Упражнение 1. Определение способности к распределению внимания

Задания для участников:

1. Напишите на доске свою фамилию, при этом одновременно называйте ее буквы в обратном порядке.

2. Напишите на доске цифры от 1 до 20, одновременно считая вслух в обратном порядке (от 20 до 1).

3. Напишите на доске свою фамилию, очерчивая при этом одновременно правой ногой на полу и левой рукой на доске окружность.

4. Считая вслух от 1 до 30, после каждой второй цифры называйте женское имя, после каждой четвертой - мужское.

Упражнение 2. “Рисование по инструкции”

Выбирается пара участников. Один участник в паре получает карточку с изображением, его задача - инструктировать партнера таким образом, чтобы тот, не видя карточки, смог воспроизвести ее изображение.

Упражнение проводится в двух вариантах:

с обратной связью - рисующий участник может задавать уточняющие вопросы;

без обратной связи - никакие вопросы задавать нельзя.

Психолог. А теперь я расскажу вам об играх, в которые играют российские учителя.

Игра 1. “Навешивание ярлыков”

Психолог. Навешивание ярлыков на учащихся настолько прочно вошло в нашу школьную жизнь, что мы, учителя, даже не задумываемся над этим и просто этого не замечаем. Сначала ребенок обижается, сопротивляется, пытается бороться. Потом постепенно смиряется и ведет себя соответственно прикрепленному ярлыку, чего мы, взрослые, от него и ожидаем. Вот несколько ситуаций из школьной жизни:

1. Учитель проверяет письменные работы. У Юли и Миши - одинаковое количество ошибок, но Юля получает “4”, ведь она - стабильная хорошистка, а Миша - “3”, так как он всегда был троечником.

2. Фронтальный опрос на уроке. Учитель задает разные вопросы, ребята тянут руки и отвечают на них по очереди. В конце урока учитель объявляет оценки и оказывается, что у всех отличников “5”, даже у тех, кто открыл рот всего 1–2 раза; у всех хорошистов - “4”; а у троечников, естественно, - “3”.

3. Из месяца в месяц, из года в год все ответственные, самые интересные поручения дают одним и тем же ребятам, главные роли в школьных спектаклях достаются негласно признанным “артистам”.

Психолог. А сейчас предлагаю вам попробовать некоторые методы снятия ярлыков с обучающихся.

(Участники семинара-практикума выполняют задания по желанию.)

Задание 1

Выступить в роли защитника ребенка

Обвинитель . Вася - хулиган. Он не может долго сидеть на одном месте. На уроках он постоянно крутится и поворачивается. На переменах он бегает, что-то роняет, кого-то задевает.

Адвокат . Вася - вовсе не хулиган. Психологи говорят, что дети бывают “шустриками” и “мямликами”. Так вот, Вася - “шустрик”. Он не может долго сидеть на одном месте, он очень подвижный ребенок. На уроках он постоянно крутится, снимая тем самым накопившееся утомление. Молодому растущему организму нужны физические упражнениями, это естественно. На переменах он бегает, что-то роняет, кого-то задевает. Так эта неловкость движений свойственна подросткам. Руки и ноги вытянулись, а он еще не научился управлять своим телом.

Задание 2. Докопайтесь до истины

Один участник будет задавать большое количество вопросов, а другой попытается с помощью ответов докопаться до истины.

Саша - грубиян (это - ваш ярлык, повешенный на вымышленного ребенка).

1. А почему он вам грубит? - Потому что он грубиян.

2. А почему он грубит именно вам? - Потому что не хочет учить мой предмет.

3. Почему он не хочет его учить? - Потому что он ему трудно дается.

4. Почему трудно? - Потому что сложная программа.

5. А почему она для него сложная? - Упущен ранний период развития ребенка.

6. А ребенок в этом виноват? - Нет.

7. Почему же я нервничаю? - Потому что я в этом виноват тоже, а требования к результатам моего труда - очень высокие.

8. Так, хватит искать виноватых! Что я смогу сделать в данной ситуации...

Психолог. Как можно избавить себя от навешивания ярлыков на учащихся? Например, такого: Петя - застенчивый тихоня, ему ничего нельзя поручить, он не справится.

Просто надо отказаться от обобщений и тотальных выводов. Самое сложное - проанализировать, обдумать и дать объективную оценку ситуации, а не преувеличивать последствия одного отрицательного события.

Надо помнить, что мы видим лишь одну сторону ребенка, какую-то часть его личности. Это - как айсберг, многое скрыто от наших глаз, а судим мы обо всей личности в целом, обобщаем, мыслим тотально, делаем глобальные выводы.

Игра 2. Наш “ролевой веер” в классе

Психолог. Учителя постоянно и много общаются с учениками. В этом режиме общения мы играем разные роли, кстати сказать - не всегда отдавая себе в этом отчет.

Счастливые и успешные учителя играют свои лучшие роли, а несчастные и неуспешные - наоборот. Какие же роли мы играем?

В процессе обсуждения с участниками заполняется таблица. Ниже приведен ее возможный вариант.

Наши лучшие роли

Наши не лучшие роли

друг

враг

наставник

мучитель

покровитель

царь-деспот

соратник

соперник

вдохновитель

всезнайка

адвокат

обвинитель
(судья, прокурор)

советник

диктатор

помощник

недоброжелатель

предмет уважения

объект неприязни

партнер

жертва (мученик)

главный режиссер

кукла-марионетка

Психолог. Конечно, школьная жизнь настолько многообразна, что говорить о какой-то одной роли учителя в межличностных отношениях с учениками было бы примитивно. Психологи считают, что каждому человеку присущ “ролевой веер”, то есть набор, целая комбинация различных психологических ролей.

Только надо помнить, что от выбранной нами комбинации, от составленного “ролевого веера” во многом будет зависеть счастье и психическое здоровье ваших учеников.

Совместно с участниками заполняется следующая таблица:

Мы представляем себя такими

Наши ученики воспринимают
нас такими

великий мыслитель, несущий истину детям

царь-деспот

талантливый лидер, ведущий детей за собой

пастух с кнутом

человек, посвятивший себя педагогике

жертва, которой все должны

мудрый воспитатель

диктатор

гениальный актер

клоун

бдительный фиксатор ошибок, оплошностей и промахов детей

палач

оригинальная неординарная личность

обыкновенная посредственность

знаток детской психологии

нудный вдалбливатель знаний

Психолог. Свой разговор на данную тему хочется завершить словами:

Школа - это большой театр.
И в ней нет ничего сложней,
Чем выбрать себе спектакль
И роль среди сотен ролей.

Игра 3. Фантазии на тему “Погода в классе”

Психолог. Учителям надо помнить, что в классе далеко не “всякая погода - благодать”. А из погоды в классе складывается климат в школе Тип погоды очень важен для подрастающего поколения, и он зависит от людей, находящихся там.

Задание

Психолог. Предлагаю каждому из вас нарисовать заданный вам тип погоды в классе, описать его и ответить на вопрос: “Что, по вашему мнению, для него характерно?”

Мороз и холод;

пасмурно, прохладно, влажно;

буря, гром и молния;

туман;

град;

высокое давление;

снегопад;

ясное, спокойное утро;

дождь;

солнечно.

Участники в течение 5–7 минут рисуют при помощи красок или цветных карандашей тип погоды и отвечают на вопрос, затем идет обсуждение.

Психолог. Погоду в классе делаем мы, мы сами. Так давайте делать ее разумно и качественно. И давайте делать только хорошую, солнечную погоду.

Советы психолога

Относительно работы

Не работайте тяжелее, а работайте умнее.

У большинства учителей наблюдается синдром “отличника”. Они все стремятся сделать именно на “отлично”.

Мы можем на это предложить аксиому нормального учителя: “Человек имеет право на ошибку, а я - человек! Мои ошибки и промахи, недовольства родителей и учеников, замечания администрации - это все естественно и не является поводом для серьезных переживаний. Это - жизнь. Это моя естественная среда обитания”.

Учитесь управлять собственным временем.

Умейте отказаться вежливо, но убедительно.

Создайте на своем рабочем месте как можно более комфортные условия труда.

Относительно самого себя и своей жизни

Будьте эгоистом хотя бы иногда. Почему-то учителя всегда всем что-то должны.

Организуйте себе свой День эгоиста.

Ищите свой набор способов для снятия стресса и усталости.

Составьте расписание неотложных дел после работы.

Например:

Понедельник - аэробика под видеокассету с последующей горячей ванной с морской солью.

Вторник - прослушивание музыки Чайковского лежа с травяными компрессами на глазах.

Среда - разгрузочный фруктовый день; зеленый чай с медом с последующим танцем под музыку любимой поп-группы.

Четверг - немного вязания, а также занятие на велотренажере под любимую передачу.

Пятница - посещение косметического кабинета; визит к лучшей подруге и чаепитие с любимыми пирожными, вечер дома без телевизора и телефона.

Суббота - днем - вылазка на природу, вечером - семейный ужин с чем-нибудь вкусненьким, за красиво сервированным столом, накрытым скатертью.

Воскресенье (впишите самостоятельно).

Относительно мира вокруг

Долой негатив из нашей головы! Можно просто пожелать нашим учителям постоянной и победоносной борьбы со всеми черными мыслями и с любым негативом.

Перестаньте контролировать всех и вся вокруг! Мы, психологи, знаем, что контролировать можно только одного человека - самого себя.

Относительно проведения хорошего урока

Предлагаю рецепт приготовления хорошего урока. Возьмите дюжину самых лучших эмоций. Тщательно отберите только те, что лишены разочарования, злопамятности и злости. После того как вы отобрали 12 эмоций, разделите их на 5 или 6 уроков, которые вам приходится проводить каждый ваш рабочий день. Добавьте в каждый свой урок по одной порции:

мудрости;

терпения;

храбрости;

работоспособности;

оптимизма;

преданности своему делу;

вольнодумия и свободомыслия;

доброты;

отдыха и заботы о здоровье;

доброго юмора;

такта;

веры в каждого ученика.

Количество ингредиентов - на усмотрение готовящего. Для того чтобы придать остроты уроку, добавьте в него щепотку безрассудства. А теперь долейте любви к детям и взбейте все энергичными движениями.

Поставьте ваше блюдо на огонь детских сердец. Украсьте изюминками улыбок и веточками радости. Перед подачей сервируйте урок профессионализмом учителя. Следуйте четко этому рецепту, и все у вас получится!

Приятного аппетита, уважаемые коллеги! Аппетита к учительскому труду и творчеству!

Цель : обобщить представления педагогов о содержании Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования через нетрадиционную форму проведения семинара – практикума в виде игры «КВН».

Задачи:

    Закрепить и обобщить представления педагогов о содержании Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;

    Способствовать в игровой форме закреплению представлений педагогов о современных технологиях образовательной работы с детьми дошкольного возраста;

    Способствовать дальнейшему развитию профессионально значимых качеств педагогов (способности быстрого нахождения решений в педагогических ситуациях, творческой импровизации, умение формулировать вопросы, выступать перед аудиторией и пр.) в условиях игры «КВН»;

    Создать положительную атмосферу сотрудничества в коллективе педагогов в процессе решения игровых задач.

Материал:

    Бланк протокола игры (Приложение 1);

    Компьютерная презентация, иллюстрирующая содержание семинара - практикума;

    Разрезные картинки – 3 шт. (каждая делится на количество частей, соответствующих одной третьей части всего коллектива педагогов);

    Три магнитных мольберта с магнитами;

    Раздаточный материал для конкурса «Разминка» (Приложение 2);

    Раздаточный материал для конкурса «Потерянное звено» (Приложение 3);

    Флажки на каждую команду – 3 шт.;

    Фонограммы (минус) детских песен – 12 треков;

    Аудиозаписи с вопросами детей – 6 вариантов;

    Грамоты командам.

Ход семинара – практикума:

(Перед началом мероприятия каждый педагог получает часть разрезной картинки. Все педагоги рассаживаются полукругом. На экране – первый слайд презентации с названием семинара – практикума (см. Рисунок 1)).

Рисунок 1

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы собрались на серьезное мероприятие – семинар – практикум, посвященный теме «ФГОС в дошкольном образовании: от теории к практике». Мы уже неоднократно говорили о ФГОС. Однако я просила вас подготовиться к сегодняшнему мероприятию, еще раз внимательно прочитав данный документ. У вас будет возможность задать появившиеся у вас вопросы чуть позже (если они появились), и мы вместе на них обязательно ответим.

Но построим мы сегодняшнюю работу не совсем обычно, если не сказать – совсем необычно. Предлагаю вам проявить свои знания о ФГОС и подискутировать о том, что до сих пор остается непонятным, в форме игры – знаменитой и веселой игры в КВН – Клуб Веселых и Находчивых! И называться он будет: «Я знаю ФГОС!» Итак, настройтесь на позитивный лад нашей встречи (ведь всё самое серьезное лучше всего познается именно в позитивной атмосфере) и позвольте начать наш КВН «Я знаю ФГОС!».

Итак, Клуб Веселых и Находчивых открывает свои волшебные двери в детском саду № 67, где работают талантливые, умные, находчивые и, несомненно, веселые педагоги.

И конечно, какой КВН без команд? Взгляните на части картинки, одну из которых каждая из вас получила, заходя сегодня в зал. Сейчас мы без труда разделимся на три замечательные команды. За одну минуту вам предстоит объединить ваши части и получить три полноценные картинки. А составив картинку, не расходитесь! Так мы и определим составы наших команд. …

(Педагоги свободно перемещаются по залу, определяют по схожести изображения и составляют свои картинки. Составив картинки, располагаются вокруг собранного изображения. По завершению задания команды рассаживаются на стульях, располагаясь тремя небольшими полукругами (место расположения каждой команды обозначено заранее поставленными мольбертами)).

Превосходно! Пожелаем нашим командам блестяще выступить и покорить своим мастерством и шармом строгое, но справедливое жюри!

Итак, я объявляю жюри… Но постойте! В нашем жюри еще три свободных места! Кто же займет эти места?... Пусть же определит это Его величество Случай (или Фортуна, как кому будет приятнее). Посмотрите под свои стулья: на ножке лишь трех из них (один в каждой команде) находится метка. На чьем стуле обнаружился сей загадочный предмет, тот и становится счастливым членом нашего многоуважаемого жюри. Итак, я прошу занять место в жюри … (называются И.О. )!

А теперь представляю наше высококомпетентное, и от того не менее находчивое и веселое жюри:

    председатель жюри – заведующий нашего ДОУ Е.П. Климова!

    члены жюри:

    … (Ф.И.О.)!

    … (Ф.И.О.)!

    … (Ф.И.О.)!

А мне позвольте взять на себя роль ведущего сегодняшней игры КВН.

Команды созданы, жюри представлено… Все готовы начинать? …

А как же команды – и без названия?! Объявляю первый конкурс – «Приветствие». Команде за три минуты необходимо придумать самое оригинальное название и самый оригинальный способ представить его членам жюри и командам – соперницам! Задание понятно? Время пошло! …

По истечению отведенного времени: Итак, я готова представить вашему вниманию наши команды. Встречайте первую команду! (…вторую!, … третью!) .

(Председатель жюри вписывает названия команд в протокол игры).

Сегодняшняя тема нашего КВН – «Я знаю ФГОС!» Не пугайтесь, мы не будем сдавать экзамен на знание ФГОС. Наша задача сегодня совместными усилиями разобраться в том, что еще остается непонятным, и, конечно, приятно провести время. Первый конкурс уже показал нам, что мы можем за короткое время решить достаточно сложную творческую задачу. А теперь объявляю второй конкурс. Он называется – «Разминка».

Суть конкурса такова. Вам будут предложены части фраз, описывающих принципы организации развивающей среды и примеры реализации этих принципов в практике работы ДОУ. Ваша задача – за две минуты подобрать и расположить эти части (каждая команда на своем мольберте) в таком порядке: название принципа, рядом – его описание, рядом – пример его реализации. Как только будете готовы, поднимайте вверх свой флажок! Т.к. скорость выполнения задания даст вам в каждом конкурсе дополнительное очко! Если вам всё понятно, то по одному представителю от команд прошу подойти за заданием.

Дадим слово нашему жюри: максимальное количество баллов за второй конкурс – 4 балла. (При оценке учитывается: правильность расположения частей + дополнительный балл за скорость подготовки)

Второй конкурс называется «Потерянное звено». Все мы знаем, что современное образование невозможно без использования технологий в работе с детьми. Везде провозглашается технологичность деятельности педагога как залог успешности его труда. И, конечно, не ново понятие «личностно-ориентированное взаимодействие взрослого и ребенка». Именно такое взаимодействие есть один из аспектов современной образовательной среды, требование ФГОС к характеру взаимодействия педагога с детьми как условия создания благоприятной социальной ситуации их развития.

Так вот именно это понятие – «личностно-ориентированное взаимодействие» – легло в основу технологии Ираиды Сергеевны Якиманской, которая выражена в модели личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком. Вам ведь известна данная технология?...

Вспомните: у этой модели есть ядро, т.е. та самая цель, что достигается при её реализации, и есть «лучи», т.е. пути достижения этой цели. Сейчас каждая команда получит свою модель с лучами. Однако ни в одной из них не заполнена центральная её часть – а именно цель данной технологии. За три минуты вам необходимо дополнить технологическую модель и назвать либо максимально точно определить, как на ваш взгляд, является целью – «ядром» данной технологии. Представители команд, прошу подойти и взять свою модель. ... А теперь приступайте к работе! … И не забывайте про скорость!

Дадим слово жюри: максимальное количество баллов за третий конкурс – 3 балла. (При оценке учитывается: точность формулировки цели (максимальная приближенность к оригиналу), убедительность, доказательность, научная основа объяснений своего видения цели, скорость выполнения задания).

В течение года (на экране отображается исходная модель (см. Рисунок №2) ) мы с вами обязательно подробно еще раз остановимся на данной технологии, т.к. именно она, на мой взгляд, является основой построения современного образовательного процесса в дошкольном учреждении, а также на других технологиях, предлагаемых для работы с детьми дошкольного возраста.

Рисунок 2

Пора немного расслабиться и поучаствовать в следующем конкурсе под названием «Музыкальные загадки». Вам будут предложены фонограммы известных детских песен. Под тем же девизом «быстрее, точнее, увереннее» вам предстоит отгадать название песни и успеть первыми поднять свой флажок. Будьте внимательны – ваши ошибки – это шанс вашим соперникам получить вожделенный балл. Тем более что свой балл команда в этом конкурсе получит за каждую угаданную песню. Готовы? … Поехали! …

Дадим слово жюри: сколько баллов смогла набрать каждая команда? …

(Последовательно включаются фонограммы (минус) известных детских песен. Право ответа получает команда, первой поднявшая свой флажок).

Песни отгадали, отдохнули, а теперь четвертый конкурс, который называется «Ты мне – я тебе». Дети – наши неутомимые почемучки, и каждый педагог должен умело, грамотно, доступно ответить на детские вопросы. Да и взрослые часто задают порой непростые вопросы. Давайте посмотрим, как наши педагоги справятся с непростым заданием.

Сейчас в течение трех минут вам предстоит самим сформулировать любой вопрос для команды – соперницы по теме конкурса, а именно «ФГОС ДО». Этому вам поможет печатный вариант ФГОС, который вы взяли с собой. Кроме того, вы можете сформулировать в виде вопроса то содержание ФГОС, которое остается для вас непонятным – именно сейчас у нас будет возможность вместе подумать и разобраться в хитросплетениях данного нормативного документа.

Далее мы начнем задавать вопросы по кругу по часовой стрелке. Порядок ответа такой же, как в предыдущем конкурсе, а именно под девизом «быстрее, точнее, увереннее». Главное, не бойтесь ответить – ведь вполне может оказаться, что именно вы знаете и можете объяснить другому что-то для него неясное! В конце концов, мы будем разбираться все вместе и найдем эту долгожданную истину.

Но не только ваши вопросы прозвучат в этом конкурсе – каждой команде предстоит ответить и на вопросы наших детей, которые были отобраны в случайном порядке. Итак, если все готовы, мы начинаем! …

Дадим слово жюри: максимальное количество баллов за третий конкурс – 9 баллов. (При оценке вопроса учитывается: четкость формулировки вопроса, соответствие вопроса теме конкурса; при оценке ответа учитывается лаконичность, полнота ответа и научность знаний + дополнительный балл за скорость ответа на каждый вопрос; при оценке ответа на детские вопросы учитывается: грамотность ответа, оригинальность, педагогическая ценность + дополнительный балл за скорость ответа на каждый вопрос).

К сожалению, мы очень часто забываем, что очень эффективным методом в работе с детьми являются юмор и шутка. Они создают атмосферу непринужденности и эмоциональной близости. И сейчас наши команды – участницы покажут свои способности как сценаристы, актеры, юмористы. Подошел черед последнего пятого конкурса – «Творческая мастерская». Каждой команде предстоит максимально гениально доказать, что именно её члены достойны носить звание «Победитель КВН «Я знаю ФГОС!», причем сделать это в оригинальной форме. В течение 10 минут вам необходимо придумать главный девиз педагога – знатока ФГОС, и под любую понравившуюся вам фонограмму из музыкального конкурса (а может и под собственное сопровождение) самым оригинальнейшим образом представить его на суд жюри и зрителей из команд – соперниц. Задание понятно?... Поехали! …

Дадим слово жюри: максимальное количество баллов за третий конкурс – 6 баллов. (При оценке учитывается: полнота раскрытия идеи, отражение в девизе личностно-ориентированных установок педагогов; чувство юмора, творческая презентация, использование дополнительных условий представления, количество участников).

Превосходно! Что ж, это был последний конкурс нашего Клуба веселых и находчивых. Я искренне надеюсь, что этот день принес вам не только возможность еще раз окунуться в Федеральный стандарт дошкольного образования, увидеть его с разных сторон, понять то, что было непонятным, но и почувствовать свою причастность к коллективу, забыть ненадолго свои переживания и проблемы, и окунуться в мир радости от путешествия на прекрасном корабле детства, где все мы плывем рука об руку, и каждый день вместе открываем новые пространства и горизонты.

Пока жюри ведет последний подсчет баллов и определяет итог нашего КВН, я предлагаю вам подвести итог нашей работе. Предлагаю вам устроиться поудобнее и посмотреть на экран.

(Подведение итогов сопровождается сменой слайдов презентации (см. Рисунки 3-10)).

Итак, ФГОС пришел на смену ФГТ, согласно (сменить слайд ) приказу Министерства образования РФ № 1155 от 17.10.2013, вступив в силу с 01 января 2014 года.

Рисунок 3

ФГОС представляет собой совокупность обязательных требований к (сменить слайд ):

1) структуре основной образовательной программы (в том числе к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений и их объему);

2) условиям реализации основной образовательной программы, в том числе к кадровому, финансовому, материально-техническому и иному обеспечению;

3) результатам освоения основной образовательной программы.

Рисунок 4

Обратите внимание, что в отличие от других стандартов, ФГОС дошкольного образования не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Требования к результатам представлены во ФГОС в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые преемственны с интегративными качествами ребенка (вспоминайте ФГТ). Посмотрите на следующий слайд… (сменить слайд ) Здесь отражена эта преемственность требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы.

Рисунок 5

Целевые ориентиры – это социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Целевые ориентиры согласно ФГОС не подлежат непосредственной оценке (в виде мониторинга!), и не могут служить основанием для анализа их в процессе аттестации педагогов, качества образования и пр. Именно в связи с этим, пункт «Динамика овладения детьми ООП» был исключен из бланков экспертной оценки при аттестации.

Требования к структуре ООП ДО (см. слайд ) также изменились. Но мы с вами просмотрим сейчас это очень кратко: наличие двух составных частей ООП осталось прежним – обязательная часть и вариативная, однако изменилось соотношение этих частей.

Рисунок 6

Содержание программы (и здесь не делайте, пожалуйста, ошибок!) также изменилось (см. слайд ): в ФГТ было десять образовательных областей, которые объединялись в направления развития ребенка, а во ФГОС это деление изменили – теперь мы говорим только о пяти образовательных областях! Давайте вспомним, какие это области?... (после высказываний педагогов см. слайд )

Рисунок 7

Сама структура представления содержания ООП также значительно изменилась, но на этом нам нет смысла сегодня останавливаться. Важнее другое: изменилось понимание того, на что направлена программа (см. слайд ): в ФГТ ООП была направлена, в том числе, на развитие качеств детей (интеллектуальных, личностных, физических…), а во ФГОС основное направление ООП выражено в создании условий!

Рисунок 8

Сами авторы ФГОС отмечают это основной особенностью ФГОС ДО, его отличием от стандартов начальной и основной школы – то, что это, в первую очередь, стандарт условий! (сменить слайд )

Рисунок 9

Давайте посмотрим на данный слайд. Содержание ООП должно отразить, а деятельность коллектива детского сада обеспечить данные аспекты образовательной среды. Здесь (как и во всем ФГОС) понятие «образовательная среда» не только включает предметно-пространственную среду (посмотрите, она тут только часть общей схемы), но и всё многообразие условий – как материальных, внешних, социальных, так и внутренних, т.е. отношение самого ребенка к окружающей действительности, понимание своего места в социальных отношениях со взрослыми и сверстниками.

Требования к предметно-пространственной развивающей среде (сменить слайд ) – это принципы, на основе которых она должна строиться: мы их рассматривали сегодня.

Рисунок 10

(Вернуть предыдущий слайд ) Характер взаимодействия со взрослым – это ни что иное, как личностно-ориентированное взаимодействие, т.е. та технология, о которой мы сегодня говорили. Взаимоотношения ребенка со сверстниками и его отношение к внешнему миру – это следствие включения его во взаимоотношения с вами как педагогами, включения родителей в общую схему взаимоотношений как также важнейших (если не сказать, – главных) образцов для ребенка, и, конечно, поддержки детского развития и инициативы. Всё это – предмет нашего изучения с вами в текущем и следующем году. Надеюсь, на сегодняшний день вам понятен ФГОС: что он принес, какие изменения, и каких изменений он ждет и от нас с вами.

А сейчас давайте в последний на сегодня раз дадим слово нашему уважаемому жюри с оглашением результатов сначала последнего конкурса, а затем и общего итога игры. …

Оглашение результатов.

Награждение победителей и участников.

Заключительное слово председателя жюри.

При желании – ответное слово педагогов.

Приложение 1

Бланк регистрации оценок жюри КВН «Я знаю ФГОС!»

Оценки членов жюри

Итого:

2.Разминка

правильность расположения частей

полнота ответа при формулировке собственных примеров

Итого за конкурс:

2. Потерянное звено

точность формулировки цели

убедительность, доказательность, научная основа объяснений своего видения цели

скорость выполнения задания

При оценке вопроса:

четкость формулировки вопроса

научное основание и глубина вопроса

При оценке ответа на вопрос соперника:

лаконичность ответа

научность знаний

При оценке ответа на детские вопросы:

грамотность ответа

оригинальность

педагогическая ценность

дополнительный балл за скорость ответа на каждый вопрос

5. Творческая мастерская

полнота раскрытия идеи

отражение в девизе личн.-ориент. установок педагогов

чувство юмора

творческая презентация

использование доп. условий представления

количество участников

Итого за конкурс:

Итого:

Приложение 2

Раздаточный материал к конкурсу «Разминка»

Насыщенность среды содержанием, соответствующим возрастным возможностям детей и содержанию ООП ДО

Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в т.ч. техническими), игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем и материалами. Насыщенность среды обеспечивает: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами; двигательную активность, развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.

В группе для детей старшего дошкольного возраста смежно с уголком природы создана мини-лаборатория, в которую включены материалы для экспериментирования (ёмкости разной формы и объема, измерительные приборы – линейки, гиревые весы, счеты, мерные стаканчики, пробирки из небьющегося материала, различные мерки и метки для произведения относительных измерений и др., природный и бросовый материал для обследования и изучения, лупы и пр.)

Доступность

Обеспечение возможности для всех воспитанников, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья и для детей-инвалидов, действовать во всех помещениях, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.

Безопасность

Соответствие всех элементов предметно-пространственной среды требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Трансформируемость пространства

Возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей

После посещения экскурсии в музей пожарной охраны дети стали активно играть в сюжетно-ролевую игру «Пожарная охрана» (мальчики «выезжали» на вызов, «тушили пожар», спасая девочек с куклами и пр.). В связи с устойчивым интересом детей воспитатели решили изменить пространство групповой комнаты: игровой уголок «Транспорт», где располагались машины, в т.ч. служебного назначения (пожарные), перенесли ближе к уголку «Дом», рядом расположили место для сидения и игровые телефоны, рации. В «дом» добавили атрибутов, обозначающих различные электроприборы (утюги, электрочайник, компьютер и пр.). Тем самым объединили сюжетно-ролевые игры в более развернутую игру «Пожарные спешат на помощь», ввели новые роли (диспетчер, фельдшер, спасатель и т.п.), обогатили представление детей о данных профессиях, закрепили в непосредственных игровых ситуациях правила безопасного поведения.

Полифункциональность материалов

Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например: детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.; наличие полифункциональных предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах деятельности.

В группе имеется «чудо – ширма», представляющая собой с одной стороны сенсорное панно (на одном сегменте ширмы стационарно закреплены различные шнуровки, застежки, цветовой круг с возможностью изменения секторов (сектора крепятся к основе с помощью контактной ленты («липучки»), атрибуты для нанизывания бус, крупного бисера и пр.); на другом сегменте – располагается фланелеграф с приложением различных материалов для создания композиций с разнообразной тематикой; следующий сегмент предназначен для ознакомления детей с эмоциональным состоянием людей – включает различные схемы, иллюстрации, которые могут меняться в зависимости от текущих задач). Сама шарма может использоваться как безопасный способ временного разграничения пространства группы, создания уединенного уголка и т.д.

Вариативность

Наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

Периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

В группе существует традиция: внесение нового элемента всегда сопровождается своеобразным ритуалом «знакомства» – дети вместе с воспитателем рассматривают новую игру (новое оформление развивающего уголка, элементы тематической выставки и т.п.), определяют возможности её использования, правила действия с новой игрой (отбирают соответствующую мнемотаблицу), а также своё к ней отношение (понравилась или нет, чем привлекает и пр.). Такое изменение пространства проводится в группе еженедельно.

(предложите свой пример ):

(предложите свой пример ):

Приложение 3

Технология личностно-ориентированного взаимодействия И.С. Якиманской