Нина Чайковская
План работы наставника с молодым специалистом ДОУ
План работы
наставника
Период вхождения начинающего воспитателя в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.
В повседневной профессиональной деятельности начинающего воспитателя наставнику следует обращать внимание на выполнение задач дошкольного образования, овладение современными педагогическими приемами и технологиями, коммуникативной культурой. С учетом возникающих затруднений – вносить в план работы необходимые коррективы.
Задача наставника – помочь молодому воспитателю адаптироваться в новом коллективе, сделать так, чтобы она не разочаровалась в выбранном пути.
Разнообразные формы работы с молодым специалистом способствуют развитию у него познавательного интереса к профессии, активному освоению приемов работы с детьми и их родителями, оказывают положительное влияние на рост его профессиональной значимости.
Проведение на протяжении учебного года систематической работы по формированию традиций наставничества позволяет :
отработать усвоенные в период обучения в вузе содержание и методы педагогического сопровождения развития детей, взаимодействия родителей и педагогов на практике;
Освоить приемы, направленные на сплочение педагогического коллектива и передачу педагогического опыта от одного поколения другому.
Знакомство с талантливыми педагогами, опытом инновационной деятельности и ее плодами играет важную роль в формировании педагогического идеала молодого специалиста , а порой и в его корректировке.
План работы
Цель : наставничество создано с целью научно-методического сопровождения деятельности начинающих воспитателей, повышения их профессионального мастерства, раскрытия индивидуальных педагогических способностей, формирования потребности в постоянном саморазвитии и самосовершенствовании.
Задачи :
Продолжать изучение нормативно-правовой документации ДОУ
Оказать помощь в ведении документации воспитателя (перспективный план работы , календарный план и учет воспитательной работы , табель посещаемости детьми группы детского сада, сведения о детях, план по самообразованию , диагностика)
Формы и методы работы воспитателя группы младшего возраста
Механизм использования дидактического и наглядного материалов
Разработка и написание календарно-тематического планирования на основе программы «Детство»
Помощь в постановке целей и задач непосредственно образовательной деятельности
Использование здоровьесберегающих технологий во время непосредственно образовательной деятельности
Общие вопросы организации работы с родителями (планирование по работе с родителями , проведение родительских собраний и пр.)
Ожидаемые результаты :
адаптация начинающего воспитателя в учреждении
активизации практических, индивидуальных, самостоятельных навыков обучения;
повышению профессиональной компетентности воспитателя в вопросах педагогики и психологии;
обеспечению непрерывного совершенствования качества обучения;
совершенствованию методов работы по развитию творческой и самостоятельной деятельности дошкольников;
использованию в работе начинающего воспитателя новых педагогических технологий;
№ Мероприятия Сроки
1. Анкетирование «Выявление знаний и затруднений у молодых педагогов в процессе воспитательно-образовательной деятельности» В начале года
2. Оказание помощи в организации работы с документацией .
Изучение программы «Детство» под ред. Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайловой.
Ознакомление с нормативной базой. Знакомство с основными документами, регламентирующими деятельность ДОУ.
Изучение целей и задач годового плана ;
Структура перспективно-календарного планирования ;
Структура комплексно-тематического планирования Сентябрь
3. Консультация :"Как подготовиться к докладу, выступлению" Октябрь
4. Консультация по вопросам организации работы с родителями Ноябрь
5. Посещение НОД наставника и коллег с целью обмена опытом В. –ср. гр. – воспитатель Чайковская Н. С.
6. Консультация по проведению открытого НОД на базе ДОУ для коллег. По мере необходимости
7. Интернет-общение молодого специалиста и наставника . По мере необходимости
8. Создание развивающей среды В течение года
9. Посещение наставником НОД с целью выявления профессиональных затруднений и совместное определение путей их устранения В течение года
10. Методика проведения детских праздников. Помощь в подготовке и организации праздников. Наблюдение за наставником в роли ведущей и персонажа. В течении года
11. Мастер – классы : проведение организованной образовательной деятельности и режимных моментов. Посещение молодым специалистом организованной образовательной деятельности и режимных моментов у наставника .
12. Роль игры в развитии дошкольников. Консультации наставника , наблюдение за работой молодого специалиста - совместная игровая деятельность. В течении года
13. Основные проблемы в педагогической деятельности молодого специалиста . Консультация и решения выхода из этих проблем. По мере необходимости
14. Использование современных технологий в воспитательном процессе. Консультация и ответы на интересующие вопросы. В течении года
15. Использование в работе проектов . Планирование . Контроль. Подведение итогов.
Проект «Защитники отечества» , «Милая мама» февраль, март
16. Использование в работе ИКТ . Консультация, использование презентаций в работе с детьми и родителями.
17. Причины возникновения конфликтных ситуаций и их урегулирование в процессе педагогической деятельности. Обсуждение и консультирование молодого педагога по этой теме. По мере необходимости
18. Подготовка к летне – оздоровительной кампании. Консультация и ответы на интересующие вопросы. Май, июнь
19. Имидж педагога, педагогическая этика, культура поведения.
В работе с родителями ;
В работе с детьми ;
В работе с коллегами .
В течение учебного года
20. Помощь в ведении портфолио
Общие вопросы ведения портфолио
Отчет о работе Май
21. Рефлексия работы - Самоанализ молодого воспитателя Май
Цель: повышение профессиональной компетентности молодого воспитателя
Систематизировать знания молодых специалистов в области использования разнообразных форм и методов работы с детьми дошкольного возраста при проведении различных режимных моментов;
Помочь адаптироваться в коллективе;
Способствовать активному освоению способов взаимодействия с семьями воспитанников;
Познакомить с возможностями и способами повышения профессиональной компетенции.
Сентябрь |
Организация работы Школы молодого педагога |
Организация наставничества для молодых педагогов, имеющих проблемы в практической педагогической деятельности. Определение педагогов –наставников для молодых специалистов |
Заведующая Зам.зав.по УВР |
1.Собеседование с молодыми педагогами ДОУ 2.Анкетирование |
Определение направлений работы Выявление затруднений в теоретической и в практической педагогической деятельности Памятка воспитателям: «Правила поведения в ДОУ с детьми и родителями» |
Заведующая Зам.зав.по УВР Педагог-психолог |
|
1. Консультация: «Документация воспитателя» Консультация: «Структура и содержание ООП ДОУ» Консультация: «ФГОС: направления развития и целевые ориентиры в дошкольном образовании» 2. Планирование и организация работы по самообразова- |
Ознакомление со структурой и содержанием программы «От рождения до школы»; нормативных документов по организации учебно-воспитательного процесса (ФГОС, СанПин) Ориентировать педагогов на постоянное пополнение знаний, овладение передовыми методами и приемами в работе с детьми, оформлении необходимых документов. |
Зам.зав.по УВР Зам.зав.по УВР Зам.зав.по УВР |
|
1. Консультация: «Формы и методы, используемые при организации режимных моментов» 2. Консультация: «Организация прогулки» |
Систематизировать знания об особенностях организации режимных моментов с детьми дошкольного возраста. Систематизировать навыки взаимодействия с детьми во время прогулки (в ходе трудовой, игровой, индивидуальной деятельности) |
Вакулина Н.И.(вос- питатель) Зам.зав.по УВР |
|
1. Семинар-практикум: «Формы работы с родителями» 2. Консультация: «Детский сад и семья» |
Выработка навыков взаимодействия с родителями. Памятка: «Советы по проведению родительских собраний» Раскрыть сущность взаимодействия с родителями через нетрадиционные формы работы |
Зам.зав.по УВР Хорошилова Т.Е. (воспитатель) |
|
1.Консультация: «Игра и развитие личности дошкольника» 2. Консультация: «Психологическое развитие дошкольника» |
Систематизировать навыки организации и руководства творческими играми детей. Ознакомить с формой организации самостоятельной игры (во второй половине дня) Ориентировать педагогов на особенности проведения дидактических игр. Информировать воспитателей о создании условий для охраны нервной системы ребенка от стрессов и перегрузок. |
Ракова В.И. (воспитатель) Педагог-психолог |
|
1. Консультация: «Сотрудничество воспитателя и музыкального руководителя» Памятка: «Центр музыки в группе» 2. Практикум: «Развиваем творческие способности дошкольников» |
Раскрыть сущность взаимодействия специалистов для достижения наилучших результатов развития детей. Организация сотрудничества по проведению интегрированных занятий |
Ханеева С.Ю. (муз.рук.) Лемке Е.Ю. |
|
1. Семинар: «Методы и приемы, используемые при организации НОД» 2. Практическая деятельность: Просмотр открытых занятий с анализом и самоанализом. |
Систематизировать знания об использовании игровых, словесных, наглядных методов при организации образовательной деятельности. Обеспечение профессионального роста педагогов. |
Зам.зав.по УВР Педагоги-наставники |
|
1.Планирование воспитательно-образовательной работы в летний период. 2.анкетирование по определению перспектив на следующий учебный год. |
Информировать об особенностях среды развития ребенка в летний период. Определение перспектив на следующий учебный год. |
Педагоги-наставники тор по физ. культ. План работы наставника Рассадиной Е.Ю. с молодым специалистом Заремба Е.А. на 2015-2016 учебный год. Цель : развитие профессиональных умений и навыков молодого специалистаЗадачи: Продолжать изучение нормативно-правовой документации. оказать помощь в ведении документации воспитателя (перспективный план работы, календарный план и учет воспитательной работы, табель посещаемости детьми группы детского сада, сведения о детях, план по самообразованию, диагностика) Формы и методы работы воспитателя группы младшего возраста Механизм использования дидактического и наглядного материалов Разработка и написание календарно-тематического планирования на основе программ. Помощь в постановке целей и задач непосредственно образовательной деятельности. Использование здоровьесберегающих технологий во время непосредственно образовательной деятельности Общие вопросы организации работы с родителями (планирование по работе с родителями, проведение родительских собраний и пр.)Сентябрь 1. Знакомство с норматино – правовой базой учреждения. Изучение документов: Закон об образовании Конвенция о правах ребенка Гос. Стандарт. - изучение целей и задач годового плана; - структура перспективно-календарного планирования; - структура комплексно-тематического планирования. 2. Мониторинг детского развития Изучение видов мониторинга, форм его проведения, подбор диагностического материала. 3. Помощь в планировании воспитательно – образовательного процесса в детском саду Изучение всех видов планирования (перспективного, ежедневного, календарного, подбор педагогической литературы) Октябрь: 1. Оформление и ведение документации в группе. Проверить ведение документации, обсудить, дать рекомендации по ведению документации. 2. Проведение родительского собрания Обсуждение возможных тем родительского собрания на начало учебного года. 3. Виды и организация режимных моментов в детском саду. Просмотр молодым специалистом режимных моментов, ответы на вопросы молодого специалиста. 4.Посещение наставником занятий с целью выявления профессиональных затруднений и совместное определение путей их устранения. Ноябрь: 1.Методика проведения праздников в детском саду «Здравствуй осень! » Участие в подготовке к осеннему празднику, просмотр мероприятия, обсуждения праздника. 2.Самообразование воспитателя. Выбор методической темы, написания плана самообразования на будущий учебный год. 3.Посещение занятий коллег с целью обмена опытом в старшей группе. Рассадина Е.Ю. Декабрь: 1. Организация образовательной деятельности. Просмотр молодым специалистом организованной деятельности, обсуждение задач, технологий и результативности. 2. Формы взаимодействия с семьей, (консультации «Здоровый образ жизни в семье» «Нравственное воспитание дошкольника». Консультация, подбор литературы для изучения, совместное планирование работы с родителями. 3. Организация подготовки детей к празднику и педагогическая позиция при проведении праздника «Новый год» Познакомить с различными инструкциями в детском саду, помочь осознать серьезность их исполнения. Январь 1. Посещение наставником занятий с целью выявления профессиональных затруднений. В течении учебного года Консультация, просмотр, обсуждение. 2. Использование различных технологий в образовательной деятельности детей Консультации, советы по целесообразности их использования. Февраль 1. Основные проблемы в педагогической деятельности молодого специалиста. Консультация и ответы на интересующие вопросы. 2. Развивающая среда дошкольника во второй младшей группе детского сада. Обсуждение (принципы построения, наличие игровых зон, их оснащение, смена материала. Март 1. Информирование родителей о жизни детей в детском саду. Консультация о правилах оформления родительских уголков, папок передвижек, наличие материала, формах их оформления 2. Организация подготовки детей к празднику и педагогическая позиция при проведении праздника «Праздник наших мам» Познакомить с различными инструкциями в детском саду, помочь осознать серьезность их исполнения. Апрель 1. Наблюдение за молодым специалистом во время его общения с родителями воспитанников. Беседа. 2. Посещение занятий. Обсуждение. 3.Помощь в ведении портфолио. Общие вопросы ведения портфолио. Май 1. Составление аналитической справки наставника с молодым специалистом за 2014 – 2015 учебный год. Составление презентации, обсуждение итогов и планы на будущий учебный год. 2. Итоговый мониторинг по образовательным областям. Изучение итогов мониторинга и их обсуждение. Галина Герасименко
План работы с молодым специалистом на 2016- 2017 учебный год Цель работы : развитие профессиональных умений и навыков молодого педагога . Задачи : *оказание методической помощи молодому педагогу в повышении уровня организации учебно – воспитательной деятельности; * создание условий для формирования индивидуального стиля творческой деятельности молодого педагога ; * изучение нормативно-правовой базы; * организация учебно - воспитательного процесса в ДОУ; * ведение документации дошкольного учреждения; * формы и методы организации совместной деятельности воспитанников с воспитателем; * механизм использования дидактического, наглядного и других материалов; * структура непосредственной образовательной деятельности, задачи и цели * использование здоровьесберегающих технологий как во время НОД, так и в любом режимном моменте; * общие вопросы методики организации работы с родителями Прогнозируемый результат : *умение планировать воспитательную деятельность на основе творческого поиска через самообразование. *становление молодого педагога как воспитателя-профессионала. *повышение методической, интеллектуальной культуры педагога. *умение проектировать воспитательную систему, работать с детьми на основе изучения личности ребенка, проводить индивидуальную работу . Формы работы : *индивидуальные, консультации; *посещение НОД; *наставничество; *анкетирование. Основные виды деятельности : *организация помощи в овладении педагогическим мастерством через изучение опыта лучших педагогов сада; *посещение НОД молодого специалиста ; *организация разработки молодым специалистом дидактического материала, электронных учебных материалов и др. Основные направления работы : *ведение документации (составление календарно-тематического планирования ; работа с групповым табелем ); *организация воспитательно-образовательного процесса; *общие вопросы методики организации работы с родителями ; *механизм использования дидактического, наглядного и других материалов. Свою работу я выстроила в три этапа : 1й этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста , а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации . 2й этап – основной (проектировочный) . Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого педагога , помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования. 3й этап – контрольно-оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога , определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей. Месяц Тема Рассматриваемые вопросы Сентябрь 1. Знакомство с молодым воспитателем . 2. Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации Изучение "Закона об образовании", документов Министерства образования, локальных актов ОУ, Составление календарно-тематического планирования . Диагностика умений и навыков молодого специалиста . Заполнение информационной карточки листа молодого педагога Октябрь 1. Диагностика проблем педагога. 2. Оформление документации воспитателя ДОУ в соответствии с ФГОС. 3. Планирование образовательного процесса в рамках комплексно - тематического планирования в условиях введения ФГОС ДО Диагностика умений и навыков молодого специалиста . Заполнение информационной карточки молодого педагога Консультация и ответы на интересующие вопросы. Проверка документации. Ноябрь 1. Эмоциональная стрессоустойчивость молодого воспитателя . 2. Функция общения на занятии Дискуссия на тему : "Трудная ситуация на занятии и ваш выход из неё". Анализ педагогических ситуаций. Анализ различных стилей педагогического общения (авторитарный, либерально-попустительский, демократический) . Преимущества демократического стиля общения. Структура педагогических воздействий (организующее, оценивающее, дисциплинирующее) . Декабрь 1. Изучение методики проведения непрерывной образовательной деятельности по ИЗО в старшей группе. 2. Беседа «Как провести эффективное занятие» . Педагог – наставник делится опытом, речь идет об общих вопросах методики проведения НОД, наставник совместно с молодым педагогом готовят планы занятий , проговаривают каждый этап и элемент занятий, затем педагог проводит его в присутствии педагога - наставника, после занятий идёт детальная проработка достигнутого , реализованного, возникающих проблем, интересных решений, выстраивание линий поведения на будущее Январь 1. Организация индивидуальной работы с детьми . 2. Роль игры в развитии дошкольников 3. Изучение метод. литературы по развитию речи и ознакомлению художественной литературой в старшей группе Помощь в составлении плана индивидуальной работы с детьми . Консультации наставника, наблюдение за работой молодого специалиста - совместная игровая деятельность. Помощь в подборе методической литературы по развитию речи и ознакомлению художественной литературой в старшей группе Февраль Копилка интересных занятий. Разработка или описание интересных занятий силами самим молодым специалистом Март 1. Просмотр конспекта и проведение организованной образовательной деятельности молодым специалистом . 2. Использование в работе ИКТ . Обсуждение. Консультация, использование презентаций в работе с детьми и родителями Апрель 1. Причины возникновения конфликтных ситуаций и их урегулирование в процессе педагогической деятельности 2. Помощь в изучении и внедрении здоровьесберегающих технологий в старшей группе. 3. Обогащение развивающей среды группы : пополнение центра движения нестандартным оборудованием Обсуждение и консультирование молодого педагога по этой теме. Оказание помощи. Контроль. Май Методическая выставка достижений молодого воспитателя . Уровень профессионализма молодого воспитателя – систематизация наработок профессиональной деятельности Папка достижения педагога Публикации по теме: Часто слышу от родителей: не знаем, чем нужно заниматься с ребёнком дома. Странное дело, покупая бытовую технику, прежде чем начать пользоваться. «Как правильно подготовить ребёнка к детскому саду». Советы молодым родителям «Я хочу в детский сад» Как подготовить ребенка к детскому саду "Все дети плачут, пройдёт" - говорили раньше родители и педагоги, не придавая. Месяц Неделя Содержание работы Формы работы Декабрь 1 Диагностика проблем педагога Анкетирование 2 Изучение методики проведения организованной. Перспективный план работы наставника с молодым специалистом Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №36 п. Октябрьский МО Ейский район. Перспективный. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ НАСТАВНИКА Калининой М.А., Воспитателя 1кк МБ ДОУ детского сада «Мозаика», с молодым специалистом Белоусовой Г.А., воспитателя I младшей группы, на 2017 - 2018 учебный год МесяцСодержание работы Метод работы Сентябрь 1.Знакомство с начинающим педагогом (молодым специалистом), информирование его о плане работы группы наставников на текущий год. Выявление его интересов и потребностей для составления индивидуального плана работы. Взаимоотношение педагога с детьми в адаптационный период и сотрудниками ДОУ. 2.Психолого-педагогические основы установления контактов педагога с воспитанниками. 3. Оформление документации группы. 4.Родительское собрание. Консультации и показ проведения режимных моментов. Оказание помощи. Помощь в организации и проведении собрания, обсуждение собрания. Октябрь 1.Посещение утреннего приема детей (общение с детьми и родителями, организация индивидуальной работы, игровой деятельности): Умение распределять деятельность детей; Умение выявлять интересы и склонности детей; Знание разных видов игр для детей данного возраста; Умение правильно подбирать комплексы упражнений; Умение грамотно использовать приемы объяснения и показа. 3. Профессиональная деятельность воспитателя и планирование воспитательной работы. 4.Методика проведения осеннего утренника. Консультация «Организация воспитательно-образовательной работы с детьми в группе в утренние часы». Консультация, оказание помощи и ответы на интересующие вопросы. Помощь в подготовке и организации праздника. Наблюдение за наставником в роли ведущей и персонажа. Ноябрь 2. Планирование работы с родителями, оформление наглядной информации для родителей. 3. Посещение занятий по развитию речи: Умение сопоставлять задачи и содержание занятия. 4.Составление конспектов, планов мероприятий. Консультация и помощь в составлении плана работы с родителями, подбор материала для родителей Консультация «Подготовка и проведение занятий по развитию речи». Изучить методическую литературу по развитию речи детей младшей группы. Помощь в составлении конспекта организованной образовательной деятельности, планирование проекта «День матери». Контроль. Подведение итогов. Декабрь 1. Анализ организации деятельности во второй половине дня (подъем детей, организация индивидуальной работы, игровой и самостоятельной деятельности детей, общение с детьми и родителями и т. д.): Умение грамотно организовывать деятельность детей; Умение управлять самостоятельной деятельностью детей; Организация индивидуальной работы с детьми. 2. Повторное посещение утреннего приема детей. 3. Подготовка к новогодним мероприятиям Консультация «Организация воспитательно-образовательной работы с детьми группы во второй половине дня». Анализ. Обсуждение. Составление плана предварительной работы с детьми и родителями. Январь 1.Организация индивидуальной работы с детьми. 2. Углубленное знакомство с локальными документами, приказами ДОУ. 3. Роль игры в развитии дошкольников. Посещение занятий молодого специалиста. Обсуждение. Знакомство с основными документами, регламентирующими деятельность ДОУ. Консультации наставника, наблюдение за работой молодого специалиста - совместная игровая деятельность. Февраль 1.Основные проблемы в педагогической деятельности молодого специалиста. 2.Использование современных технологий в воспитательном процессе. 3.Использование в работе проектов. Проект «Защитники отечества», «Милая мама» Консультация и решения выхода из этих проблем. Консультация и ответы на интересующие вопросы. Планирование. Контроль. Подведение итогов. Март 1. Посещение занятий по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи: Умение грамотно подготовить занятие; Умение сопоставлять задачи и содержание занятия; Умение использовать разные методы и приемы для решения поставленных задач; Умение подвести итог занятия. 2. Использование в работе ИКТ. Консультация «Подготовка и проведение занятий по развитию речи». Обсуждение. Консультация, использование презентаций в работе с детьми и родителями Апрель 1.Причины возникновения конфликтных ситуаций и их урегулирование в процессе педагогической деятельности. 2. Родительское собрание. 3. Подготовка к мониторингу развития детей. Обсуждение и консультирование молодого педагога по этой теме. Проведение собрания, обсуждение собрания. Оказание помощи. Контроль. Май 1.Повторное посещение занятий. 2. Подведение итогов работы. Анализ. Умение применять полученные умения и навыки. Самоанализ молодого воспитателя. Планирование необходимой индивидуальной работы на следующий учебный год. Выявление новых интересов и потребностей молодого педагога на следующий учебный год . |