Рассказы очевидцев о еде раневской. Истории о раневской

Жизнь этой великой актрисы состоит из множества интересных событий, незаурядных случаев и ярких моментов. Ее биография насыщена колоритными фактами, которые напоминают анекдоты, а афоризмы талантливой самобытной женщины цитируются до сих пор. Эта удивительная личность – Фаина Раневская .

1. Родилась будущая актриса в богатой еврейской семье в Таганроге. Девочка появилась на свет 27 августа 1896 года. Ее отец, Гирш Хаимович Фельдман, был хозяином фабрики красок, имел во владении пароход «Святой Николай», магазин стройматериалов, несколько домов. Кроме того, он основал приют для пожилых евреев и выполнял обязанности старосты синагоги. Мать, Милка Рафаиловна урожденная Заговайлова, занималась домашним хозяйством и воспитывала пятерых детей.

2. Настоящее имя будущей звезды – Фанни Гиршевна Фельдман. Впоследствии от друзей она получила прозвище Фуфа Великолепная. Интересно, что представлялась Фаиной Георгиевной, хотя по документам была Григорьевной. С присущим ей юмором говорила, что ей приятнее в качестве отчества имя Георгия Победоносца, а не Григория Отрепьева.

3. Поначалу обучалась в женской гимназии, однако учебу там не завершила. Впрочем, домашнее образование она получила приличное, овладев иностранными языками, музыкой, пением.

4. Удивительно, но Фанни была очень стеснительной девочкой. Волнуясь, она начинала заикаться, что помешало ей при сдаче экзаменов в несколько театральных школ. Хотя театр был ее главным увлечением с 14 лет.

5. В 1915 уехала в Москву, где впервые встретилась со знаменитым актером В. Качаловым, который буквально очаровал ее своей игрой, познакомилась с В. Маяковским, М. Цветаевой, О. Мандельштамом, А. Ахматовой.

6. Кстати, и впоследствии с Цветаевой Раневская была в дружеских отношениях, помогала ей. Рассказывали, как однажды, зайдя к поэтессе, которая только что вернулась из эмиграции, с пачкой денег после зарплаты в театре, отдала их Марине Ивановне, а сама продала свое кольцо, для того, чтобы прокормиться. Впоследствии Раневская говорила, что была счастлива, не успев поделить пачку.

7. Так и не получив полноценного театрального образования, работала сначала в провинциальных театрах Подмосковья, Керчи, Феодосии, Ростова-на-Дону, Баку, Архангельска, Смоленска, Сталинграда, а затем Москвы. Дольше всего актриса служила в столичном Театре имени Моссовета.

8. Свой псевдоним Фаина, работавшая тогда в подмосковном Малаховском театре, выбрала потому, что чем-то была похожа на чеховскую героиню из «Вишневого сада». Сама же актриса говорила, что она Раневская, ибо всегда что-нибудь роняет, включая деньги.

9. Стеснительность со временем прошла, а вот заикание осталось, но только в быту, а не на сцене. Фаина Георгиевна, имея довольно сложный характер, тяжело сходилась с людьми. В течение жизни она сменила множество театров, но причиной этого был ее яркий талант, которому завидовали многие, и прямолинейность актрисы.

10. Во время Великой Отечественной войны находилась в эвакуации в Ташкенте. Возвратившись в Москву, играла в столичных театрах драмы, имени Пушкина, имени Моссовета. В последнем служила дольше всего, частенько конфликтуя с главным режиссером Ю. Завадским на почве несходства их творческих методов, что отразилось в анекдотах и фольклорных рассказах.

11. В кинематограф актриса пришла в 1934, снявшись в роли госпожи Луазо в еще немом фильме М. Ромма «Пышка». Однако всесоюзная популярность пришла к Раневской после комедии 1939 года «Подкидыш», где она талантливо воплотила образ самоуверенной, имеющей мужа-подкаблучника женщины. Возможно, что и знаменитую фразу «Муля, не нервируй меня», которая затем сопровождала артистку всю жизнь и была ею ненавидима, придумала она же. Существует легендарная история, что генеральный секретарь ЦК КПСС Л. Брежнев, награждая талантливую женщину орденом Ленина, не удержался и пошутил, упомянув Мулю. На это Фаина Георгиевна ответила, что к ней так обращаются уличные мальчишки. Генсек смутился, принес извинения и сказал, что высоко ценит ее как актрису.

12. У нее была мечта – сыграть у великого режиссера С. Эйзенштейна. Артистку даже утвердили в 1944 на роль Ефросиньи Старицкой в киноленте «Иван Грозный». Однако, вероятнее всего, из-за «пятого пункта в паспорте» этот образ воплотила С. Бирман, «молдаванка» по документам.

13. Своей лучшей ролью считала Мачеху в фильме-сказке по сценарию Е. Шварца «Золушка». Всего же она снялась в 25 кинокартинах.

14. Актрису приглашали и для озвучивания мультипликационных фильмов. К примеру, ее неподражаемый голос, которым разговаривает «домомучительница» Фрекен Бок, звучит в мультфильме «Карлсон вернулся». Озвучивать этот персонаж артистка не хотела, считая его некрасивым. Однако ее уговорили, сказав, что Фрекен Бок понравится детям. Так и произошло.

15. Раневская часто гастролировала. Однажды в 1950 в Ленинграде она поселилась в роскошном номере гостиницы «Европейской» с прекрасными видами из окна. Сюда приходили ее ленинградские приятели, на встречах с которыми актриса рассказывала анекдоты, ругала власть. Спустя неделю ей предложили переехать на другой этаж. Естественно, Фаина Георгиевна возмутилась. Администратор вынужден был ответить, что это единственный номер, который оснащен прошивающей аппаратурой. Конечно же, Раневская сразу же переехала, но сильно переживала, размышляя о своей дальнейшей судьбе. К счастью, ничего не произошло.

16. В начале 1960-х служила в театре имени А. С. Пушкина, куда пришел молодой артист В. Высоцкий. Актрисе он стал импонировать буквально сразу. Она оберегала его, как могла. Однажды даже спасла Владимира от увольнения во время его очередного запоя. Раневская смогла убедить руководство оставить его в театре, несмотря на то, что он в течение нескольких недель не был на работе.

17. Актриса жила одиноко, не имея ни мужа, ни детей. Она целиком посвятила свою жизнь творчеству. Правда, в 1960-е в течение четырех лет вместе с ней проживала родная сестра Изабелла. Она приехала из эмиграции после смерти супруга к единственному близкому для нее человеку. В квартире Раневская выделила ей отдельную комнату.

18. Фаина Георгиевна часто садилась на вегетарианскую диету, объясняя это тем, что не может есть мясо. По словам актрисы, ее преследовали мысли, что оно смотрело, любило, ходило. Однако она, называя себя нормальной психопаткой, никогда не критиковала людей, любящих мясо.

19. В какой-то момент одиночество стало невыносимым, поэтому Раневская довольно долгий период жила у своей приятельницы Павлы Вульф, внука которой считала своим. Однако жить в чужом доме, старея, оказалось тяжело, поэтому она вновь осталась одна.

20. Раневская постоянно нанимала домработниц для ведения домашнего хозяйства, потому что по рассеянности и из-за неумения считать «дурацкие деньги» с бытом справиться не могла.

22. Жила Фаина Георгиевна в квартире высотного дома, расположенного на Котельнической набережной, окна которой выходили во внутренний дворик с выходом из кинотеатра и местом разгрузки хлебных фургонов. Можно представить, как надоедали ей крепкие выражения грузчиков и шум толп зрителей, выходивших из «Иллюзиона». Раневская жаловалась, что живет над хлебом и зрелищем.

23. Любовь к актрисе была поистине всенародной. Ее любили и малыши, и взрослые, узнавая на улице. По воспоминаниям О. Аросевой, однажды, будучи уже пожилой женщиной, Раневская упала. Но и здесь она своим неповторимым голосом, с неподражаемым чувством юмора, лежа на тротуаре, потребовала поднять ее, потому что народные артистки на улице не валяются.

24. Настоящим верным другом для стареющей Раневской стал безродный пес по кличке Мальчик. Эту беспородную собаку с большим животом и лысеющим хвостом актриса подобрала на улице. Животное стало для нее тем существом, которому женщина отдала всю нерастраченную любовь. Мальчик отвечал ей обожанием, всегда радуясь ее приходу домой. Порой актриса приводила пса на репетицию, потому что дома он скулил и плакал. Собака после смерти Фаины Георгиевны прожила шесть лет у приятельницы актрисы, попытавшейся заменить ему хозяйку.

25. Через год после ухода со сцены Раневская умерла. Случилось это в середине лета 1984 в столичной Кунцевской больнице. Диагноз – инфаркт и воспаление легких. Похоронили ее на Новом Донском кладбище рядом с сестрой Изабеллой. Почитатели таланта до сих пор несут на ее могилу букеты живых цветов.

А еще: В 1992 в английской энциклопедии «Кто есть кто» зафиксировано, что Фаина Раневская – одна из 10 наиболее выдающихся мировых актрис.

Много талантливых и даже гениальных актеров одаривают зрителя своим мастерством, их имена хранятся в памяти потомков. Одной из самых самобытных и ярких личностей на театральном небосклоне сияет Раневская Фаина Георгиевна, биография которой является примером того, чего можно достичь упорным трудом и безжалостным отношением к слабостям.

Детство и семья

На берегу Азовского моря, в Таганроге, где бывал Пушкин, Чехов, и закончил свои дни Александр I, 27 августа 1896 года в семье Гирша и Милки Фельдман родился четвертый ребенок. Девочку назвали Фанни.

Войдя в жизнь на стыке веков, Раневская сохранила черты характера, свойственные концу XIX века: честность, порядочность, милосердие.

Детские годы не были омрачены нуждой, семья была состоятельной. Отец даже владел пароходом, на котором когда-то путешествовал сам Лев Толстой. Дети получали хорошее образование. Музыка, пение, танцы, языки, гимназия...

Именно в это время впервые Фаина проявила свой характер. Она не любила точные науки, всецело отдавая себя чтению и предметам, связанным с искусством. Стеснительная заикающаяся девочка тяготилась посещением гимназии, и родители перевели ее на домашнее обучение.

К пятнадцати годам Фаина превратилась в долговязую, некрасивую, закомплексованную девушку. Именно тогда она принимает решение стать актрисой и берет уроки в частной театральной студии.

В Москву!

Желание ехать в Москву поступать на службу в театр повергло родителей в шок. Отец даже унизил дочь, напомнив ей о внешности. Это не остановило Фаину, и она отправилась навстречу неизвестному.

Биография Фаины Раневской в этот период очень непроста, даже трагична. Ей отказали во всех театрах, признав абсолютно непригодной для сцены.

Она брала частные уроки театрального мастерства, но деньги быстро кончились. Жить было не на что. Но унылая комната, недоедание, скромный гардероб не смогли сломить решение стать актрисой.

Несмотря на трудности, это был очень яркий период. Девушка сводит знакомство с Мариной Цветаевой, пересекается с Маяковским и Мандельштамом. Встречается с Качаловым. Именно он оставил первый яркий след в ее сердце и остался восторженной любовью ее жизни.

В то время получила Фаина Раневская псевдоним. За беззаботное отношение к деньгам кто-то из знакомых сравнил ее с чеховской героиней. С того дня исчезла Фанни Фельдман, и появилась Фаина Раневская.

Первая встреча

В жизни начинающей актрисы были две судьбоносные встречи. В прямом смысле слова ее подбирали на улице.

Первая состоялась у оперного театра в Москве, где Фаина сиротливо прижималась к колонне. Там ее заметила Екатерина Гельцер, блистательная балерина. «Самую несчастную девочку» пригласили в дом.

Гельцер прониклась сочувствием и пониманием к Раневской. Наверное, она увидела задатки актрисы в этой нескладной девушке и решила поучаствовать в ее судьбе.

Балерина вводит Фаину в театральный круг, знакомит с актерами и режиссерами. Договаривается о месте в дачном театре Малаховки.

Дачный театр

Так в труппе провинциального театра появилась новая актриса Фаина Раневская. Биография её сделала новый виток: период служения искусству начался. Маленькие выходные роли, тихий дачный поселок дали Фаине небольшую передышку и подарили веру в будущее.

По выходным на спектакли съезжалась московская публика, что давало возможность девушке заводить полезные знакомства. Благодаря одному из них она получила первую свою антрепризу на роли героинь-кокетт.

Театр в Малаховке долгое время хранил на своей стене табличку с напоминанием, что здесь играла великая Раневская. Увы, время и обстоятельства безжалостны к старым зданиям. В конце 90-х театр сгорел.

Первая антреприза

После сезона в дачном театре девушка отправляется в Керчь. Творческая биография Фаины Раневской не обогатилась в слабой театральной труппе. Сезон прошел при пустых залах и, как говорили в то время, театр «прогорел».

Поддавшись на уговоры, она перебралась в Феодосию, где ее попросту обманули, не заплатив денег за работу. В отчаянии Фаина уезжает в Ростов.

Этот период жизни полон несбывшихся надежд и разочарований. Отчаявшись, девушка подумывала о возвращении домой. Она с ужасом представляла, что о ней станут говорить. Фаина Раневская: краткая биография бездарности!

Впрочем, к тому времени возвращаться было уже некуда. Семья после революции эмигрировала, Фаина осталась совсем одна. И тут случилось новое чудо, повернувшее жизнь девушки совсем в другое русло.

Вторая встреча

Раневская узнает, что в Ростове находится на гастролях знаменитая Павла Вульф.

В те времена было принято брать шефство над начинающими юными дарованиями. Павла смогла разглядеть в отчаявшейся девушке потенциал и в буквальном смысле подобрала Фаину на улице. С тех пор жизнь Раневской была тесно связана с семьей Вульф.

Биография Фаины Раневской в очередной раз сделала крутой поворот.

Павла не только поселила девушку в своем доме, но и стала ее педагогом. Раневская всегда с нежностью вспоминала ее. Она говорила, что Вульф была очень строга к ней и никогда не хвалила, добиваясь безукоризненного выполнения задания. Она учила видеть роль глубоко, представлять и проигрывать то, что автор пьесы оставил между строк.

Именно так Раневская и играла. За это ее боготворили поклонники и не любили, а иногда просто боялись режиссеры. У Вульф она научилась из невзрачной маленькой роли создавать шедевр, который делал пьесу популярной.

Голодный Крым

Немой фильм Ромма «Пышка» пользовался огромным успехом даже во Франции. В нем актрисе досталась роль обаятельной ханжи госпожи Луазо.

Вот такая она - Фаина Раневская, фото, биография творчества которой до сих пор привлекают и волнуют людей, хотя бы раз видевших ее на экране.

Ролей в кино было мало еще и потому, что ее часто не утверждали из-за «семитской» внешности. Раневская старалась с юмором относиться к этому, но невозможность сыграть Ефросинью в «Иване Грозном» стала жестоким ударом. Тем более что Эйзенштейн специально прописывал роль под нее. Ефросинья осталась несбыточной мечтой, как говорила Фаина Раневская. Фото с проб - тому живое напоминание.

Ее типажи поражают тем, что в них нет ни единого лишнего движения, жеста, взгляда. Все сдержанно, лаконично и вместе с тем гениально. Иногда Раневской разрешали самой дописать свою роль. Такие ситуации позволяли в полной мере раскрыться таланту, а зрителям - насладиться искрометным юмором актрисы и неподражаемой игрой.

Любовь к мужчинам и женщинам

Почти всю свою жизнь Фаина Раневская пребывала в стадии перманентной влюбленности. Она одинаково сильно любила живого Качалова, далекого Станиславского, давно ушедших из жизни Чехова и Пушкина.

Беззаветно любила и была предана до конца их жизни Екатерине Гельцер и Павле Вульф. Когда-то они протянули ей руку помощи, вывели в люди, и Раневская никогда этого не забывала.

Нежная дружба с Мариной Цветаевой была основана на родстве душ. Они обе искали настоящее искусство, а не найдя, испытывали сомнения и тоску по утраченному.

Отношения Раневской и Ахматовой были сродни тому, как истинно верующий относится к Богу. Веселый сарказм, сквернословие, озорство актрисы заканчивалось там, где начиналась Анна Ахматова. Эти две женщины в разные периоды своей жизни очень поддерживали друг друга. Смерть подруги подорвала здоровье Раневской и навсегда убила веру в справедливость.

С юмором вспоминала свою первую привязанность Фаина Раневская. Биография (личная жизнь актрисы, как вы сможете убедиться в этом далее, в прямом понимании этого слова не сложилась) сообщает, что, будучи совсем молоденькой, девушка неудачно влюбилась в героя-любовника из труппы. Он не ответил ей взаимностью. Хуже того, он оскорбил и унизил Фаину, тем самым закрыв эту часть её души навсегда.

Мужчины, конечно, были, хотя Раневская никогда не афишировала своих отношений. Случались беременности, которые она безжалостно прерывала. Заглянуть в свою личную жизнь актриса позволяла не многим. В ее отношениях с мужчинами редко присутствовала взаимность. Она не смогла полюбить ни одного из тех, кто искренне выражал ей свои чувства.

В годы после ее смерти вышло много книг с досужими домыслами, центром которых выступала непревзойденная Фаина Раневская. Биография, личная жизнь ее стала достоянием жадной до сенсаций публики.

Если не считать семьи Павлы Вульф, которую Раневская считала своей, то только однажды и ненадолго ей довелось насладиться домашним очагом. В шестидесятых годах вернулась из эмиграции старшая сестра Белла. Вместе они прожили всего несколько лет, после чего Белла заболела и вскоре умерла.

Фаина самоотверженно ухаживала за больной, доставала лекарства, находила врачей. В тот период даже служба в театре отошла на второй план. Не помогли ни деньги, ни операции... Беллу не удалось спасти. Всего лишь четыре года отвела судьба на жизнь с сестрой. Об этих скорбных эпизодах не любила вспоминать Фаина Раневская. Ее боль и страдания остались для окружающих за закрытой дверью.

В глубокой старости появилась еще одна привязанность - собака Мальчик. Интересно, о чем думала Раневская, увидев слепую, лишайную, вмерзшую в лужу дворнягу? Быть может, она вспоминала себя в молодости, когда ей, голодной и никому не нужной, протягивали руку и брали в семью?

У Фаины Раневской при всей ее колкости, а иногда даже жестокости было милосердное сердце и добрая душа. Она приютила пса, и он был в последние годы ее семьей.

Признание

Раневской не довелось сыграть ни одной великой роли, о которой мечтает каждая актриса. И, несмотря на это, она получила всеобщее признание! Сталин восторженно отзывался о ее игре, признавая ее разносторонность. Брежнев откровенно восторгался.

Девять правительственных наград, Заслуженный артист РСФСР, дважды Народный артист РСФСР и СССР, лауреат трех Сталинских и двух Государственных премий...

В лондонском ежегоднике «Кто есть кто» она входит в десятку лучших актрис второго тысячелетия. В Таганроге перед домом, где прошло детство Раневской, установлен памятник актрисе.

Казалось бы, можно почить на лаврах, но Раневская не получала удовлетворения от наград, потому что испытывала отвращение к новым веяниям в театре и искусстве. Она искала настоящее всю свою творческую жизнь, но так и умерла, не найдя.

Она осталась на старых пленках и в памяти. Не могут бесследно исчезать такие люди, как Фаина Раневская. Биография, цитаты, «ушедшие в люди», остаются жить, привлекая ежегодно новых почитателей.

Старость и одиночество

За исключением некоторых лет, жизнь актрисы не была счастливой. Ее окружали друзья, коллеги, поклонники - и все равно она считала себя глубоко одинокой и бесполезной.

Только ее драгоценный пес Мальчик скрасил последние годы. С ним она испытывала желание жить, ощущала себя нужной.

Фаина Раневская - по ее собственным словам, хулиганка и балагур - с трудом впускала людей в свою личную жизнь. Всегда присутствовало ощущение легкой тайны и недосказанности. Постепенно уходили из жизни друзья и близкие, усугубляя одиночество. Трепетно хранила на своих стенах Фаина Раневская фото дорогих сердцу людей. Все, что осталось в жизни - воспоминания.

Годы брали свое. Болезни и старость разрушали тело. Паспорт она считала несчастьем человека, а возраст - большой личной неприятностью.

Вот и подходит к концу наш очерк: "Фаина Раневская: биография". Дети не родились, муж не появился, нормальная семья не состоялась. Вся жизнь ушла на поиски настоящего искусства, которое в итоге нашлось только в Третьяковской галерее.

Фаина Георгиевна Раневская умерла летом 1984 года, прожив долгую, яркую жизнь. Похоронена рядом с сестрой Беллой на московском Донском кладбище, участок 4.

Личность Раневской была неоднозначной, одиозной и противоречивой. При этом женщина обладала огромным талантом, искрометным юмором, умела служить искусству, быть благодарной и милосердной. По ее собственным словам, она прожила жизнь глупо. По мнению почитателей - ярко и насыщенно. Ее звезда взошла и продолжает сиять на небосклоне по сей день.

Фаина Раневская популярная и одинокая, добрая и ехидная, мудрая и инфантильная. Она не могла похвастаться большим количеством крупных ролей в кино и театре, тем не менее ее популярность была воистину всенародной. А высказывания стали афоризмами. Детство Фаина родилась 27 августа 1896 года в Таганроге в состоятельной еврейской семье. Отец Гирши Фельдман был «владельцем заводов, газет, пароходов». В его собственности находилась фабрика сухих красок, несколько домов, магазин и пароход. Мама Милка Рафаиловна родила четырех детей - двух мальчиков и двух девочек. Правда, младший брат умер, когда маленькой Фаине было 5 лет. Но девочку не ждала участь маленькой принцессы. Несмотря на любовь в семье, она отличалась повышенной ранимостью, да еще и слегка заикалась. Кто же знал тогда, что из застенчивой девочки вырастет прямолинейная острословка, чьи слова могли смешить и ранить… Отношения со сверстниками, как и с учебой, у нее не складывались. Она даже попросила родителей забрать ее из Мариинской женской гимназии. Писала с ошибками, арифметика вызывала у нее ужас. «Наверное, потому всегда, и по сию пору, всегда без денег»… — признавалась впоследствии Раневская. Отношения с деньгами у нее, и правда, будут непростыми — в особом смысле этого слова… Через много лет о доброте и щедрости Раневской будут говорить все кому не лень. Фаина Георгиевна будет раздавать деньги направо и налево, ее должниками станут все актеры. Её обкрадывали домработницы, а она раздаривала всем подарки, не зная порой, где взять деньги самой. Она вообще жила очень скромно, и всю жизнь спала на узенькой тахте. «Мне непонятно всегда было: люди стыдятся бедности и не стыдятся богатства», — говорила она. Фамилия Домашнее обучение — музыка, пение, иностранные языки — доставляло Фаине удовольствие, да и книги читались с радостью. А уж кино! В двенадцать лет она попала в кинотеатр на фильм «Ромео и Джульетта», где, по ее же словам, будущая актриса впала в настоящий экстаз. А чуть позже ее повели на спектакль в городской театр, что и вовсе произвело на нее неизгладимое впечатление. Но некий перелом в жизни юной Фаины случился в 1913 году, когда она попала в Московский Художественный театр на «Вишневый сад». Вскоре после этого к ней приклеится фамилия Раневская. Однажды по дороге домой у девушки из сумочки выпали деньги, их подхватил ветер. «Как красиво они летят!»- восхищенно заметила Фаина. Именно тогда ее спутник сравнил её с Раневской. Театр «Я переспала со многими театрами, но так и не получила удовольствия», — скажет Раневская уже в немолодом возрасте. Парадоксальный вывод? На самом деле, желание стать актрисой тогда, в юности, было в ней так сильно, что даже привело к разрыву с семьей. Отец снисходительно смотрел на занятия дочери в частной театральной студии, но желание стать профессиональной актрисой выбило почву у него из-под ног и вызвало жуткий скандал в семье. Фаина плюнула на все и уехала в Москву. Спустя два года, в 1917-м, ее семья вообще исчезнет из России — Фельдманы решили эмигрировать. Нить оборвалась…. В столице девушку, как водится, ждало много трудностей, но в результате долгих перипетий ей удалось устроиться в Малаховский летний театр в массовку. Впрочем, она все равно было счастлива. Отыграв сезон, ударилась в скитания по провинциальным театрам. Чеховское «В Москву, В Москву» сбылось в 1930 году. Актриса смогла взять режиссера Камерного театра Александра Таирова своей настойчивостью. Дебютировала в спектакле «Патетическая соната». Затем были спектакли в Центральном театре Красной Армии, а в 1939 году на горизонте замаячила, казалось бы, истинная удача — ее пригласили в Малый. «Красноармейцы» отпускать не хотели, ушла со скандалом… Потом Театр Драмы и Театр им. Моссовета, театр Пушкина… У Раневской практически не было центральных ролей, но свои небольшие роли она умудрялась сыграть так необыкновенно, что затмевала других исполнителей. Многим, в том числе и режиссерам, это не нравилось… В кино она дебютировала в 1934 году, в роли госпожи Луазо в фильме Михаила Ромма «Пышка». Приехавший в Советский Союз Ромен Роллан был в восторге от этого фильма. Среди актеров он выделял в первую очередь Раневскую. Показанный позже во Франции, фильм пользовался огромным успехом. Истинный комический талант актрисы раскрылся в картине «Подкидыш». Фраза «Муля, не нервируй меня!» стала классикой. Эту фразу Раневской так часто кричали вслед, что она возненавидела свою роль в «Подкидыше». Даже Брежнев, вручая Фаине Георгиевне орден Ленина, скорчил рожу и пропищал: «Муля, не нервируй меня!». Реакция актрисы была, мягко говоря, прохладной. Запоминающейся стала и роль мамаши в фильме «Свадьба». Эта комедия на долгие годы стала одним из любимейших зрителями фильмов. До сих пор в народе живет фраза Фаины Раневской: «Хочут свою образованность показать»… А вот роль Мачехи в «Золушке» оказалась крупной. Это был яркий, гротескный образ, к тому же, несмотря на средневековые одежды, вполне современный. Мачеха стала одной из лучших комедийных ролей актрисы. Этот сугубо отрицательный персонаж сказки вызывал у зрителей настоящий восторг! Потом была роль бабушки в фильме «Слон и веревочка», а в 1949 году Раневская снялась в драме «У них есть Родина» по пьесе Сергея Михалкова. Кинолента рассказывала о том, как советские разведчики, разыскав на территории Западной Германии сиротский приют с советскими детьми, добиваются возвращения детей на родину. Фаина Георгиевна сыграла в этом фильме отвратительную фрау Вурст, постоянно накачивающую себя пивом. Позже актриса грустно поинтересуется, знал ли Михалков, что всех детей, которые после этого фильма добились возвращения на Родину, прямым ходом отправляли в лагеря и колонии? Раневская не ладила с режимом, но не ладила изящно. Когда ей предложили сотрудничать с КГБ, Фаина Георгиевна заявила, что давно ждала этого момента и лично готова разоблачать происки врагов. Только вот живет она в коммуналке и разговаривает во сне. А это, дескать, чревато громким озвучиванием фамилией, имен, явок и паролей. Ведь под дверью постоянно дежурят соседи… В итоге Раневская и квартиру отдельную получила, и от сотрудничества с КГБ отказалась. Первая любовь Фаины была не слишком-то удачной. В девятнадцать лет в труппе одного из провинциальных театров ее угораздило влюбиться в первого героя-любовника. Красавец и… чудовище, как воспринимала себя тогда Раневская. Она ходила за ним по пятам, была его тенью. Как-то он напросился к ней в гости. Счастливая возлюбленная накупила вина и еды, нарядилась, накрасилась… Ближе к ночи он заявился с какой-то девицей и попросил хозяйку дома чуток погулять… «Это была моя первая и последняя любовь», — скажет потом Раневская. Так ли это? Замужем она никогда не была. Но слухи о ее личной жизни ходили постоянно. То говорили о влюбленности актрисы в маршала Федора Толбухина, то намекали на ее слабость к женскому полу. В связи с этим упоминались Анна Ахматова и Павла Вульф. «Все, кто меня любил, — скажет Раневская однажды, — не нравились мне. А кого я любила — не любили меня. Кто бы знал мое одиночество? Будь он проклят, этот самый талант, сделавший меня несчастной…» Все беременности она обрывала абортами. Возможно, в чем-то она и сама была ребенком. Впрочем, было у нее дите по имени Мальчик — дворняжка, подобранная на улице. Однажды Фаина Георгиевна даже отказалась ложиться в больницу, потому что боялась, что Мальчику без нее будет плохо. Старость О своих ощущениях в этом возрасте Фаина Раневская, пожалуй, все сказала сама: «Паспорт человека — это его несчастье, ибо человеку всегда должно быть 18 лет. А паспорт лишь напоминает, что ты не можешь жить как 18-летний человек… В августе мне исполняется 75 лет. Это моя большая личная неприятность». «Старость — это время, когда свечи на именинном пироге обходятся дороже самого пирога, а половина мочи идет на анализы». За год до своей смерти актриса отказалась играть на сцене. Ей было 87 лет. Напоследок Раневская была очень доброй. Отдавая последнее, она делала это легко и просто. «Самое главное я знаю — надо отдавать, а не хватать». Она была очень ранимой и неуверенной, и характер у нее был тяжелейший. Нетерпимoсть, несдержанность, обидные слова, сорвавшееся сгоряча, вспыльчивость. Впрочем, большинство ее вспышек заканчивались огромным раскаянием и налаживанием отношений с обиженными. А в сaмыe тяжелыe минyты жизни она мужественно прятала свои горести и печали зa усмешкой и шуткoй. «Всегда быть в маске судьба моя» — она не изменила себе в этом до кoнца своих дней. «У меня хватило ума глупо прожить жизнь», - как-то записала она. Гениально сказано, согласитесь!

1.

Оригинал записи и комментарии на

Одной из самых ярких актрис советского кино по праву считают Фаину Раневскую (Фаину Георгиевну Фельдман). Ей не доставались главные роли, но из ролей второго плана она умела создавать настоящие шедевры.

Она славилась непростым характером и своеобразным чувством юмора, не выбирала выражений и говорила в лоб все, что думает. А потому с Раневской часто случались курьезные ситуации. Они звучат настолько анекдотично, что вызывают сомнения в своей правдоподобности. Но зная ее крутой нрав, вполне можно предположить, что эти истории реальны.

Всесоюзную популярность Фаине Раневской принесла роль в фильме «Подкидыш», при этом сама она не считала эту работу выдающейся. Все знали фразу ее героини «Муля, не нервируй меня» и постоянно надоедали актрисе, повторяя ее.

Однажды она шла по улице, а за ней бежали дети, выкрикивая «Мулю». Какое-то время она терпела, а потом остановилась и сказала: «Пионеры, идите в ж…!»

Кадр из цветной версии кинофильма *Подкидыш*, 1939 г.




Фаина Раневская не церемонилась не только с пионерами. Режиссерам и высокопоставленным чиновникам от нее тоже доставалось. На вопрос телевизионного начальника Лапина о том, в чем он может увидеть ее в следующий раз, она ответила: «В гробу!». А узнав, что ее не утвердили на роль в «Иване Грозном», Раневская пришла в негодование и крикнула: «Лучше я буду продавать кожу с ж…, чем сниматься у Эйзенштейна!» Режиссеру это тут же донесли, и он отбил в ответ телеграмму: «Как идет продажа?».

Кадр из фильма *Человек в футляре*, 1939 г.

Михаил Новохижин рассказывал, что часто записывался с Раневской на радио. Репетировали у Раневской дома – с чаем, пирогами и тараканами. Актриса их прикармливала и считала своими домашними животными. Когда гость одного из них раздавил, она возмутилась: «Михал Михалыч, я боюсь, что на этом кончится наша дружба!»

Фаина Раневская, фильм *Мечта*, 1941 г.

У Раневской не было семьи, а о любви она высказывалась с присущим ей сарказмом. Однажды ее спросили, была ли она влюблена. «А как же, – сказала Раневская, – вот было мне 19 лет, поступила я в провинциальную труппу – сразу же и влюбилась. В первого героя-любовника! А я-то, правду сказать, страшна была, как смертный грех.

А однажды вдруг подходит и говорит: «Деточка, вы ведь возле театра комнату снимаете? Так ждите сегодня вечером: буду к вам в семь часов». В семь нету, в восемь нету, в девятом часу приходит. Пьяный и с бабой! «Деточка, погуляйте где-нибудь пару часиков, дорогая моя!» С тех пор не то что влюбляться – смотреть на них не могу: гады и мерзавцы!»

Кадр из фильма *Александр Пархоменко*, 1942 г.

В интервью Раневская сказала журналисту: «Я не пью, я больше не курю и я никогда не изменяла мужу потому еще, что у меня его никогда не было. Недостатков в общем нет». А после паузы добавила «Правда, у меня большая ж… и я иногда немножко привираю».

Цветная версия сказки *Золушка*, 1947 г.

Фаина Раневская по натуре была женщина очень остроумная, и в её жизни часто случались довольно смешные и интересные ситуации, которые порой напоминают анекдоты. Раневская часто без усилий или желания кого-то удивить, очень естественным образом выдавала такие фразы или действия, которые вызывали улыбку и смех окружающих, а порой и обиду. Её юмор очень специфичен и скорее похож на сарказм. Сейчас уже сложно определить, какие из историй выдуманные, а какие реальные, но какие прошли творческую обработку передаваясь из уст в уста. Вот некоторые из них, а насколько они правдивые, уважаемый читатель, судить Вам….

- Я не пью, я больше не курю и я никогда не изменяла мужу - потому еще, что у меня его никогда не было, - заявила Раневская, упреждая возможные вопросы журналиста.
- Так что же, - не отстает журналист, - значит у вас совсем нет никаких недостатков?
- В общем, нет, - скромно, но с достоинством ответила Раневская.
И после небольшой паузы добавила:
- Правда, у меня большая жопа и я иногда немножко привираю...

Если женщина идет с опущенной головой - у неё есть любовник! Если женщина идет с гордо поднятой головой - у неё есть любовник! Если женщина держит голову прямо - у неё есть любовник! И вообще - если у женщины есть голова, то у неё есть любовник!

Раневская бывала порой замкнутой, порой - шумно-веселой, порой - благостно-добродушной. И всегда - непредсказуемой.
Если она хотела кому-то что-то сказать, то не отказывала себе в этом.
- Шкаф Любови Петровны Орловой так забит нарядами, - говорила Раневская, - что моль, живущая в нем, никак не может научиться летать!
Одной даме Раневская сказала, что та попрежнему молода и прекрасно выглядит.
- Я не могу ответить вам таким же комплиментом, - дерзко ответила та.
- А вы бы, как и я, соврали! - посоветовала Фаина Георгиевна.

В доме отдыха на прогулке приятельница проникновенно заявляет:
- Я обожаю природу.
Раневская останавливается, внимательно осматривает ее и говорит:
- И это после того, что она с тобой сделала?
Раневская подходит к актрисе N., мнившей себя неотразимой красавицей, и спрашивает:
- Вам никогда не говорили, что вы похожи на Брижит Бардо?
- Нет, никогда, - отвечает N., ожидая комплимента.
Раневская окидывает ее взглядом и с удовольствием заключает:
- И правильно, что не говорили.


Хозяйка дома показывает Раневской свою фотографию детских лет. На ней снята маленькая девочка на коленях пожилой женщины.

- Вот такой я была тридцать лет назад.

- А кто эта маленькая девочка? - с невинным видом спрашивает Фаина Георгиевна.

Раневская обедала как-то у одной дамы, столь экономной, что Фаина Георгиевна встала из-за стола совершенно голодной. Хозяйка любезно сказала ей:

- Прошу вас еще как-нибудь прийти ко мне отобедать.

- С удовольствием, - ответила Раневская, - хоть сейчас!

- Вы слышали, как не повезло писателю N.? - спросили у Раневской.

- Нет, а что с ним случилось?

- Он упал и сломал правую ногу.

- Действительно, не повезло. Чем же он теперь будет писать? - посочувствовала Фаина Георгиевна.

Журналист спрашивает у Раневской:

- Как вы считаете, в чем разница между умным человеком и дураком?

- Дело в том, молодой человек, что умный знает, в чем эта разница, но никогда об этом не спрашивает.

- Кем была ваша мать до замужества? - спросил у Раневской настырный интервьюер.

- У меня не было матери до ее замужества, - пресекла Фаина Георгиевна дальнейшие вопросы.

У Раневской спросили, любит ли она Рихарда Штрауса, и услышали в ответ:

- Как Рихарда я люблю Вагнера, а как Штрауса - Иоганна.

На одесском рынке мужчина продает попугая и индюка. Раневская:

- Сколько стоит ваш попугай?

- Тысячу рублей, ведь он говорящий, может сказать «ты дурак».

- А индюк?

- Десять тысяч,

- Почему так дорого?

- Самый умный. Он не говорит «ты дурак», но он так думает.

Рина Зеленая рассказывала:

- В санатории Раневская сидела за столом с каким-то занудой, который все время хаял еду. И суп холодный, и котлеты не соленые, и компот не сладкий. (Может, и вправду.) За завтраком он брезгливо говорил: «Ну что это за яйца? Смех один. Вот в детстве у моей мамочки, я помню, были яйца!»

- А вы не путаете ее с папочкой? - осведомилась Раневская.

На заграничных гастролях коллега заходит вместе с Фаиной Георгиевной в кукольный магазин «Барби и Кен».

- Моя дочка обожает Барби. Я хотел бы купить ей какой-нибудь набор...

- У нас широчайший выбор, - говорит продавщица, - «Барби в деревне», «Барби на Гавайях», «Барби на горных лыжах», «Барби разведенная»...

- А какие цены?

- Все по 100 долларов, только «Барби разведенная» - двести.

- Почему так?

- Ну как же, - вмешивается Раневская. - У нее ко всему еще дом Кена, машина Кена, бассейн Кена...

Идущую по улице Раневскую толкнул какой-то человек, да еще и обругал грязными словами.

Фаина Георгиевна сказала ему:

- В силу ряда причин я не могу сейчас ответить вам словами, какие употребляете вы. Но я искренне надеюсь, что когда вы вернетесь домой, ваша мать выскочит из подворотни и как следует вас искусает.