Манифест о созыве булыгинской думы. «Булыгинская Дума

Перед Россией на рубеже XIX-XX вв. встала проблема реформации всех сфер жизни, от экономики до государствен­ного строя. Ее предстояло проводить на огромной территории, в стране с устойчивыми традициями и феодальными пережит­ками.

Возникли и получили развитие монополии в промышлен­ной и банковской сфере. Характерной особенностью русского капитализма являлось то, что отечественное производство в значительной степени основывалось на иностранных капита­лах. Крупнейшие монополистические объединения действо­вали при участии англо-французских финансовых кругов.

Также следует отметить сильное отставание социаль­но-экономического развития деревни. Сохранялись полукре­постнические методы эксплуатации крестьян, непомерно вы­сокие платежи и т. д.

Дворянство, бывшее главной опорой самодержавия, теря­ло монополию на власть. На ведущую политическую роль стала претендовать буржуазия.

К началу XX в. в России обострились национальные и на­ционально-религиозные противоречия. Нарастала социальная напряженность: расширялось рабочее движение, проис­ходили крупные крестьянские выступления. Поражение Рос­сии в русско-японской войне 1904-1905 гг. способствовало нарастанию революционных настроений.

На пути конституционного строительства в России важнейшими документами стали Манифест от 6 августа 1905 г. «Об учреждении Государственной думы» и Положение о выборах в нее, Манифест 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка» и Основные законы от 23 апреля 1906 г.

Согласно августовским Манифесту и Положению Государ­ственная дума была представительным органом, избираемым на пять лет на основе цензового и сословного избирательного права. Выборы проходили по трем куриям: уездных землевла­дельцев, городской и крестьянской. Цензовая система лишала избирательного права рабочих, батраков, мелкую и среднюю буржуазию и другие категории населения. К компетенции Ду­мы относились: разработка и обсуждение законов, обсуждение государственного бюджета и др. Революционные события 1905 г. сорвали созыв Государственной думы.

17 октября 1905 г. манифестом «Об усовершенствовании го­сударственного порядка» объявлялся переход страны к новому Строю - конституционной монархии. Манифест провозглашал основные гражданские права и свободы (неприкосновенность личности, свобода совести, слова, собраний, союзов и др.), предоставил избирательные права широким слоям населения, а также расширял права Государственной думы, объявляя ее органом, ограничивавшим монархическую власть.

Основные законы устанавливали двухпалатную парламен­тарную систему и сохраняли достаточно широкие полномочия императорской власти.


Сделанные правительством конституционные уступки бы­ли обусловлены усилением революционного движения, а не воз­действием либеральных идей и программ.

В ноябре 1905 г. в Совете министров обсуждался проект избирательного закона, большинство высказалось за сохранение куриальной системы и двухсту­пенчатой системы выборов. Было отклонено предложение об особом представительстве рабочих.

Но уже 11 декабря 1905 г., после разгрома вооруженного восстания в Москве, издан Указ об изменении Положения о выборах в Государст­венную думу, которым значительно расширился круг избирателей. Практически все мужское население страны в возрасте старше 25 лет, кроме солдат, студентов, поденных рабочих и части кочевников, получило избирательные права. Право выборов не было прямым и оставалось неравным для избирателей разных категорий (курий).

Для контроля за ходом выборов создавались губернские и городские комиссии по делам о выборах, в которых председательствовали чиновни­ки Министерства юстиции (председатели окружных судов, уездные члены окружных судов и т.п.). В составе Министерства внутренних дел создавалось делопроизводство по выборам в Думу, которое руководило деятельностью комиссий.

Депутаты избирались избирательными собраниями, состоящими из выборщиков от каждой губернии и ряда крупных городов. Выборщики избирались четырьмя отдельными куриями избирателей: землевладель­цами, городскими жителями, крестьянами и рабочими.

Землевладельцы с полным земельным цензом (150 десятин) не­посредственно участвовали в уездных съездах землевладельцев, голо­совавших за выборщиков от губернии. Мелкие землевладельцы вы­бирали уполномоченных в уездный съезд по одному на каждый пол­ный ценз.

Крестьянские выборы были четырехступенчатыми: сначала выбира­ли представителей на волостной сход, затем - на уездный съезд упол­номоченных от волостей, на съезде избирались выборщики в губернское избирательное собрание.

Рабочие выбирали съезд своих уполномоченных, на котором избира­лись выборщики на избирательное собрание губерний или крупных го­родов.

Представительство от горожан и рабочих было трехступенчатым.

Манифест Николая II об учреждении Государственной Думы в России (Булыгинская дума)

6 (19) августа 1905 г. император Николай II подписал манифест об учреждении в России Государственной Думы - высшего законосовещательного представительного органа Российской империи. В тот же день было опубликовано «Положение о выборах в Государственную Думу».

Началом разработки проекта стало обращение 31 января (13 февраля) 1905 г. министра земледелия и государственных имуществ А. С. Ермолова к императору Николаю II с предложением о введении выборной земской думы для предварительного рассмотрения важнейших законопроектов. По данному вопросу в феврале дважды собирался Совет министров , но решение так и не было принято. Вскоре на имя министра внутренних дел А. Г. Булыгина был дан рескрипт, поручавший ему председательство в Особом совещании для разработки проекта положения о Государственной думе. По имени своего создателя этот проект получил название Булыгинской думы.

Подготовленный в Министерстве внутренних дел проект обсуждался на совещаниях у императора в Новом Петергофе при участии великих князей, членов Государственного Совета и министров.

Дума должна была быть созвана не позднее середины января 1906 г. Согласно проекту, она получила право обсуждать все законопроекты, бюджет, отчёт государственного контроля и давать по их поводу заключения, которые передавались в Государственный Совет, откуда законопроекты с заключениями Думы и Совета представлялись на «Высочайшее благовоззрение». Дума должна была избираться на 5 лет. Большинство населения не имело избирательных прав, в том числе лица моложе 25-ти лет, рабочие, женщины, учащиеся, военнослужащие, иностранные подданные, а также губернаторы, вице-губернаторы, градоначальники и их помощники и полицейские чины в пределах подведомственных им местностей. Выборы проводились по губерниям и областям, а также отдельно по столицам и 23-м крупным городам. Для крестьян предполагалось установить четырёхстепенные, а для помещиков и буржуазии - двухстепенные выборы; 42% выборщиков должны были избираться съездами уполномоченных от волостей, 34% - съездами уездных землевладельцев, и 24% - съездами городских избирателей.

Избрание членов Государственной Думы должно было проводиться губернскими избирательными собраниями землевладельцев и уполномоченных от волостей под председательством губернского предводителя дворянства или собранием городских избирателей под председательством городского головы.

Члены Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП) призывали рабочих и крестьян к активному бойкоту Булыгинской думы и использовали свою агитационную кампанию для подготовки вооружённого восстания. Созыв Булыгинской думы был сорван в результате революционных событий в октябре 1905 г. , вынудивших российского императора издать Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» о создании Государственной Думы с законодательными полномочиями.

Лит.: Аврех А. Я. Булыгинская дума // Большая советская энциклопедия. Т. 4. М., 1971; Ганелин Р. Ш. Российское самодержавие в 1905 году: Реформы и революция. Спб., 1991; Государственная дума в России. Сб. документов и материалов М., 1957; Ленин В. И. Бойкот булыгинской Думы и восстание // В. И. Ленин. Полное собрание сочинений. Т. 11; Осипов С. В. Булыгинская дума: Борьба вокруг создания народного представительного учреждения: дис. ... к. и. н. М., 1997; Осипов С. В. Первые шаги российского парламентаризма: борьба за народное представительство в 1904-05 гг. Ульяновск, 2006; Петергофские совещания о проекте Государственной думы: Какую Думу хотели дать народу Николай II и его министры. Пг., 1917.

См. также в Президентской библиотеке:

Полное собрание законов Российской Империи. Собрание 3-е. Т. 25 (1905). СПб., 1908. № 26803. С. 754-755; № 26656. С. 637-638; № 26661. С. 640-645 .

Рассмотреть проект введения народного представительства (Думы). По царскому поручению его разработало ведомство министра внутренних дел А. Г. Булыгина – отсюда проект и получил название «Булыгинской думы». Он был утверждён во второй половине июля 1905 на трёх совещаниях в Новом Петергофе с участием членов правительства, императорской фамилии и Госсовета.

В основе проекта «Булыгинской думы» лежало стремление правительства опереться в дальнейших мероприятиях на консервативные и влиятельные слои общества. Как особый закон (Учреждение Государственной Думы ) проект был издан при соответствующем манифесте 6 августа 1905 г. Манифест 6 августа и Учреждение полагали в русской государственной жизни начало народному представительству, созываемому ежегодно и установленному раз навсегда. Введение «Булыгинской думы», по мнению крупнейшего русского историка В. О. Ключевского , было первым шагом от прежнего русского чисто приказного строя. Последующие события не дали осуществиться Булыгинской думе. Манифест 17 октября объявил о значительно более радикальной реформе государственности. Но эта последующая реформа была не столько отменой, сколько развитием Думы 6 августа и водворением ее на конституционные основания, делящие верховную власть между короною и народным представительством.

Александр Григорьевич Булыгин, министр внутренних дел России в январе - октябре 1905. Его именем назван проект «Булыгинской Думы»

Права и полномочия Булыгинской думы

Булыгинская Дума 6 августа должна была стать законосовещательной .Ее постановления не имели обязательной силы, однако «законодательные предположения», отвергнутые большинством и Думы, и существовавшего уже и ранее Государственного Совета , при котором состояла Дума (до известной степени в положении, подчиненном Совету), не передавались на усмотрение Верховной власти (ст. 49). Ведению Думы подлежали все предметы, требующие издания законов и штатов, государственная роспись, сметы министерств, отчеты Контроля и пр. (ст. 33). Но законодательная инициатива Булыгинской Думы была поставлена в тесные рамки. Проект нового закона мог исходить не от одного члена Думы, а не менее, как от 30. Если он принимался большинством двух третей в Думе, но отвергался министром, к ведомству которого относился, то поступал на экспертизу Государственного Совета (ст. 55-57). Еще ограниченнее было право Булыгинской думы по надзору за управлением. Тогда как для постановки законопроекта Думе нужно было одно голосование и один месяц (ст. 55), – для того, чтобы довести до Государственного Совета свое разногласие с министром в вопросе надзора, требовалось двукратное (до ответа министра на запрос и после этого ответа) голосование, притом второе должно было дать большинство двух третей (ст. 58-61).

Система выборов в Булыгинскую думу

Вместе с учреждением Булыгинской Думы 6 августа было издано и Положение о выборах в нее. Все политическое значение реформы сводилось к тому, сколь широкие круги населения окажутся в рядах избирателей. Закон о выборах в Булыгинскую думу 6 августа был построен на началах классового и цензового представительства. Он вручал избирательное право очень узким кругам лиц, избирающим членов Думы от данной губернии (или области) в одном общем губернском избирательном собрании . Выборы выборщиков, голосующих в этом общем собрании, проводились тремя независимыми избирательными собраниями: съездом уездных землевладельцев, съездом городских избирателей и съездом уполномоченных от волостей и станиц (ст. 3). (Города, обособленные в независимые округа, выбирали выборщиков по участкам и членов Думы в городском собрании выборщиков.)

Распределение числа выборщиков между этими съездами зависело от имущественной силы каждой группы, соответственно условиям данной местности, а не от численности лиц, имевших в каждом съезде право голоса. При большой разнице избирательного ценза (в съезде землевладельцев приблизительно 15 тысяч руб., в съезде городских избирателей лишь около 1500 руб.) голос уездного землевладельца имел гораздо более избирательной силы, чем голос городского избирателя. Кроме ценза простого, на выборах в Булыгинскую думу предполагалось применять и ценз сложный – ценз лиц, владеющих в уезде или землею в размере не менее десятой доли количества десятин, определенного для каждого уезда, или иным недвижимым имуществом (но не торгово-промышленным заведением) стоимостью не менее 1500 руб. Такие лица в особом съезде избирали уполномоченных в съезд уездных землевладельцев, по одному уполномоченному на полный избирательный ценз. Таким образом, голос таких лиц был ровно в десять раз слабее голоса уездного землевладельца.

Крестьянское представительство в Булыгинскую думу осложнялось одною лишнею ступенью (волостной сход – съезд уполномоченных – губернское собрание). Зато из числа членов Думы от каждой губернии один обязательно должен быть крестьянином. Торгово-промышленные люди, не имевшие земельного ценза, включались в состав городских избирателей, хотя даже если они проживали в уезде.

Из всего вышеперечисленного ясно, что избирательная система в Булыгинскую думу давала преимущество землевладельческим слоям русского общества.

При написании статьи использованы произведения крупнейшего русского историка В. О. Ключевского.

Булыгинская дума

в исторической литературе название проекта высшего законосовещательного представительного органа Российской империи, о создании которого было объявлено царским манифестом от 6 августа 1905 года в соответствии с опубликованным в тот же день «Положением о выборах в Государственную думу». Проект был разработан в министерстве внутренних дел, которое с 22 января по 22 октября 1905 года возглавлял А.Г. Булыгин (1851-1919), рассмотрен в Совете министров и утвержден на совещаниях в Новом Петергофе 19, 21 и 26 июля 1905 года под председательством царя Николая II Александровича, в которых участвовали великие князья, члены Государственного совета, министры. Булыгинская дума должна была быть созвана не позднее середины января 1906 года. Большинство населения, согласно проекту, не имело избирательных прав, в том числе рабочие, женщины, военнослужащие, учащиеся. Для крестьян предполагалось установить четырехстепенные, для помещиков и буржуазии - двухстепенные выборы; 42% выборщиков должно было избираться съездами уполномоченных от волостей, 34% - съездами уездных землевладельцев (ценз от 100 до 800 десятин) и 24% - съездами городских избирателей (ценз - недвижимое имущество стоимостью 1500 рублей, в столицах - 3000 рублей). Созыв Булыгинской думы был сорван революционными событиями в октябре 1905 года, вынудившими царя издать Манифест 17 октября 1905 года о создании Государственной думы с законодательными полномочиями.

  • - ...

    Этнографические термины

  • - стихотворение философско-исторического содержания...

    Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

  • - «ДУМА», стих. зрелого Л. , обнажающее обществ.-духовный кризис последекабрьского поколения; оно замыкает предшествующие нравств...

    Лермонтовская энциклопедия

  • - Дума 1. Размышление...

    Слово о полку Игореве - словарь-справочник

  • - речитативный вид укр. эпического музыкально-поэтич. творчества. Tермин "Д." применяется в фольклористике c 30-x гг. 19 в. Hap. названия Д.: рыцарские песни, невольничьи плачи или псальмы, песни o старине...

    Музыкальная энциклопедия

  • - Ангел Безмолвия в Каббале...

    Религиозные термины

  • - с 1993 г. название органов представительной власти в ряде субъектов РФ...

    Словарь юридических терминов

  • - с 1993 г. название органов представительной власти в ряде субъектов РФ. * * * - 1) собрание, совет бояр, земских выборных и т.п. в древней и средневековой Руси...

    Большой юридический словарь

  • - 1) в Средние века в Русском государстве - сословно-представительный орган, созывавшийся царями для рассмотрения важных вопросов социально-политического характера...

    Энциклопедический словарь конституционного права

  • - в исторической литературе название проекта высшего законосовещательного представительного органа Российской империи, о создании которого было объявлено царским манифестом от 6 августа 1905 года в соответствии с...

    Политология. Словарь.

  • - "", принятое в литературе название высшего законосовещательного представительного органа Российской империи...

    Русская энциклопедия

  • - 1. представительное, выборное, законодательное, совещательное, административное учреждение, а также здание этого учреждения 2. собрание, совет...

    Большой экономический словарь

  • - вошедшее в историю наименование проекта представительного законосовещательного органа в России, о создании которого было объявлено царским манифестом от 6 августа 1905 в соответствии с «Положением о выборах...
  • - наименование различных учреждений в царской России...

    Большая Советская энциклопедия

  • - законосовещательное представительное учреждение в России; органы городского самоуправления...

    Современная энциклопедия

  • - в литературе название высшего законосовещательного представительного органа Российской империи. По разработанному в июле 1905 проекту большинство населения не имело избирательного права...

    Большой энциклопедический словарь

"Булыгинская дума" в книгах

Ночная дума

Из книги Ты спросил, что такое есть Русь… автора Наумова Регина Александровна

Ночная дума Тишь ночная дышит тенью странной… Лунный свет в окне и в сердце свет… Дума муравьишкой неустанным Трудится, заслон творя от бед. Чуток дух мой в живости бессменной; Внемлет ночи мексиканской он - Древним видам… И неизреченной Тишью неземною поражён. Год

Дума

Из книги Чёрная кошка автора Говорухин Станислав Сергеевич

Дума Я в Думе с 1993 года. Первые созывы все грозились разогнать, теперь уже и не заикаются - Дума абсолютно подконтрольна Кремлю.В записных книжках великого князя Андрея Владимировича я нашел запись, датированную началом 17 года:«Конечно, Дума - дрянь. Но разогнать ее

Былое и Дума

Из книги SEX в большой политике. Самоучитель self-made woman автора Хакамада Ирина Мицуовна

Былое и Дума Теперь, когда выборы все больше и больше походят на первомайскую демонстрацию – колонны, оцепление, кивки с мавзолея, «ура, товарищи!», кампании начала девяностых прокручиваются в памяти, словно старое советское кино: «Весна на Заречной улице» или «Начало» –

Дума

Из книги Воспоминания. От крепостного права до большевиков автора Врангель Николай Егорович

Дума Наконец были назначены выборы в Первую Государственную думу. Ни о чем ином, кроме партий и их программ, в Петербурге не говорили. Формировались различные блоки. Из Ростова-на-Дону я получил письма, приглашающие меня прибыть и выставить мою кандидатуру в Думу.Поехал.

Дума

Из книги Листы дневника. В трех томах. Том 3 автора

Дума Толстой говорил: "То страшное напряжение, с которым люди нашего времени стремятся к одурманиванию себя вином, табаком, опиумом, картами, чтением газет, всякими зрелищами и увеселениями, - все эти дела производятся как серьезные, важные дела. Они, действительно,

Дума

Из книги Листы дневника. Том 2 автора Рерих Николай Константинович

Дума Спросили пса: "Чего ты целый день брешешь?" "А уж такая моя служба", - отвечает. Много сейчас таких служащих. Скобелеву донесли о неприятельских потерях трехсот человек: "Чего их жалеть, убей их три тысячи!"В нашей личной жизни мы не раз восчувствовали вражескую ложь.

Дума

Из книги 1612 год автора Скрынников Руслан Григорьевич

Очерк сорок второй Образование Союза русского народа. Первая Дума и погром в Белостоке. Вторая Дума. Массовое бегство евреев из России

автора Кандель Феликс Соломонович

Очерк сорок второй Образование Союза русского народа. Первая Дума и погром в Белостоке. Вторая Дума. Массовое бегство евреев из России В еврейском еженедельнике «Рассвет» появилась рубрика «Тревожное настроение»‚ где из номера в номер печатали сообщения о мелких

Очерк сорок четвертый Третья Дума. Применение ограничительных мер. Четвертая Дума. Убийство П. Столыпина

Из книги Евреи России. Времена и события. История евреев Российской империи автора Кандель Феликс Соломонович

Очерк сорок четвертый Третья Дума. Применение ограничительных мер. Четвертая Дума. Убийство П. Столыпина «Ярославль. В один из ресторанов ворвалась группа студентов Демидовского лицея и с криком «бей жидов» тяжко избила сидевшего в общем зале

Дума

Из книги автора

Дума Полагают, что Лжедмитрий провел реформу управления, преобразовав Боярскую думу в «сенат». В доказательство ссылаются на список «сената», написанный рукой Бучинского весной 1606 г. В подлинном польском тексте дума названа «Радой», а ее члены - не сенаторами, а боярами.

Булыгинская дума

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БУ) автора БСЭ

Дума

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДУ) автора БСЭ

Дума

Из книги Русские поэты второй половины XIX века автора Орлицкий Юрий Борисович

Дума Когда в раздор с самим собою Мой ум бессильно погружен, Когда лежит на нем порою Уныло-праздный полусон, - Тогда зашепчет вдруг украдкой, Тогда звучит в груди моей Какой-то отзыв грустно-сладкий Далеких чувств, далеких дней. Жаль небывалого мне снова, Простор

Л. Троцкий. БУЛЫГИНСКАЯ ДУМА И НАШИ ЗАДАЧИ

Из книги Наша первая революция. Часть I автора Троцкий Лев Давидович

Л. Троцкий. БУЛЫГИНСКАЯ ДУМА И НАШИ ЗАДАЧИ (Письмо к товарищам) Каждый день можно ждать объявления закона о «привлечении выборных от населения к участию в предварительной разработке и обсуждении законодательных предположений, восходящих, по силе основных законов,

21:11–12 Дума

Из книги Новый Библейский Комментарий Часть 2 (Ветхий Завет) автора Карсон Дональд

21:11–12 Дума Дума - сокращенное название Эдома, однако здесь название Дума (ср.: Быт. 25:14) могло быть выбрано за его зловещее значение «тишина». Смысл вопроса «сколько ночи?» относится к времени страдания. Ответ вовсе не банальный, но содержит предупреждение о том, что любая

«Булыгинская Дума»

6 августа 1905 г., в день Преображения Господня, были, наконец, опубликованы царский манифест об учреждении Государственной Думы и

«Положение» о выборах в нее. С первых строк этих рожденных в муках политических страстей документов становилось ясно, что положенные в их основу принципы безнадежно устарели. России даровался выборный орган -- Дума

Для «предварительной разработки и обсуждения законодательных предположений и рассмотрения росписи государственных доходов и расходов».

Дума также имела право задавать вопросы правительству и указывать на незаконность действий властей путем непосредственного доклада своего председателя императору. Но никакие решения Думы не были обязательны ни для царя, ни для правительства.

Определяя систему выборов, разработчики ориентировались на образец 40- летней давности -- земские положения 1864 г. Депутаты должны были избираться

«избирательными собраниями» предписанного числа выборщиков от каждой губернии. Избиратели делились на 3 курии: землевладельцев, крестьян и городских жителей.

Крупные собственники, имевшие более 150 десятин земли, непосредственно участвовали в уездных съездах землевладельцев, голосовавших за выборщиков от губернии. Выборы для них, таким образом, были двухступенчатыми. Мелкие землевладельцы выбирали на уездные съезды уполномоченных. Для них выборы были трехступенчатыми. Землевладельцев, составлявших всего несколько процентов избирателей, должны были представлять на губернских собраниях 34% выборщиков.

Трехступенчатыми были выборы и для горожан, которым предоставлялось 23% голосов губернских выборщиков. Кроме того, для них существовал очень высокий имущественный ценз. Голосовать могли лишь домовладельцы и наиболее крупные плательщики квартирного налога. Большая часть горожан вообще не допускалась к выборам. Это, прежде всего, рабочие и основная масса интеллигенции. Правительство считало их наиболее подверженными тлетворному влиянию западной цивилизации, а потому -- наименее лояльными.

Зато в крестьянстве правительство по-прежнему видело вполне лояльную, патриархально-консервативную массу, которой чужда сама идея ограничения царской власти. Поэтому крестьянство допускалось к выборам целиком и даже получало на губернских собраниях довольно значительную долю голосов -- 43%.

Но при этом выборы для них были сделаны четырехступенчатыми. Крестьяне голосовали за представителей в волостном сходе, волостные сходы выбирали уездный съезд уполномоченных от волостей, а уж уездные съезды избирали крестьянских выборщиков в губернское избирательное собрание.

Итак, выборы предусматривались не всеобщие, не равные и не прямые.

Будущая Дума тут же была прозвана «Булыгинской»9. Ленин назвал ее самым наглым издевательством над народным представительством. И такого мнения придерживался далеко не он один. Все революционные партии и большая часть либералов сразу заявили о намерении бойкотировать «Булыгинскую думу». Те же, кто согласился участвовать в выборах, заявляли, что лишь используют все легальные возможности для разоблачения фальшивого характера псевдонародного псевдопредставительства. Противостояние власти и общества продолжалось.

«Манифест 17 октября»

По свидетельству Витте, при дворе царило в эти дни «сплетение трусости, слепоты, коварства и глупости». 11 октября Николай II, живший в это время в

Петергофе, сделал в своем дневнике любопытную запись: «Посетили лодку

(подводную) "Ерш", которая уже пятый месяц, т. е. с восстания на

«Потемкине», торчит против наших окон»10. Через несколько дней царь принял командиров двух немецких миноносцев. Судя по всему, все было готово на случай необходимости срочного отъезда царя с семьей за границу.

В Петергофе у царя постоянно происходили совещания. При этом Николай II продолжал упорствовать в попытках обмануть историю и уклониться от ставшего уже неизбежным. То он поручал бывшему министру внутренних дел консерватору

Горемыкину составить проект, альтернативный проекту Витте, то предлагал своему дяде -- великому князю Николаю Николаевичу принять назначение диктатором с целью силового усмирения страны. Но проект Горемыкина оказался почти идентичным проекту Витте, а дядя от предложения царя отказался и, размахивая револьвером, угрожал застрелиться тут же, у него на глазах, если тот не примет программу Витте.

Наконец царь сдался и в пять часов дня 17 октября подписал подготовленный графом Витте манифест:

1) Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.

2) Не останавливая предназначенных выборов в Государственную Думу, привлечь теперь же к участию в Думе, в мере возможности, соответствующей краткости остающегося до созыва Думы срока, те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав, предоставив засим дальнейшее развитие начала общего избирательного права вновь установленному законодательному порядку.

3) Установить, как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной Думы, и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от Нас властей.