Конспект занятия по экологии " В гости осень к нам пришла!" методическая разработка по окружающему миру (младшая группа) на тему. Занятие по экологии в ДОУ «Осень Вопросы к детям

Игра – занятие «В гости осень к нам пришла»

Вторая младшая группа

Воспитатель: Котельникова Марина Александровна.

Программное содержание:

Образовательные задачи: Способствовать углублению и обобщению знаний детей о диких животных, птицах, деревьях, рыбах; расширять представления о лесе и его обитателях; продолжать знакомить с характерными особенностями времени года; познакомить со свойствами легкий тяжелый продолжать учить понимать и использовать слова, обозначающие соотношение предметов по размеру: широкий - узкий,
Развивающие задачи: развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям; развивать память, связную речь, умение анализировать, делать выводы; развивать умение слушать друг друга.
Воспитательные задачи: воспитывать интерес у детей к жизни леса, умения вести себя в лесу; воспитывать любовь, бережное отношение к природе, проявлять заботу и внимание ко всему живому, формировать доброжелательность.

Предварительная работа:

Рассматривание наглядно-дидактических пособий с изображением диких животных, деревьев, птиц, рассматривание альбома «Времена года»; беседы о осени чтение стихотворений о сени чтение сказок о животных; дидактические игры «Дикие животные».

Оборудование, материал:

Коробки с засушенными листьями березы, листья из картона, аудио запись, мульти проектор, видео (улыбки, и живые картинки осени, дикие животные и птицы), таз с водой, костюм Осени, вазы с букетами осенних листьев березы, ватман, клей, лист.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, что это у нас за беспорядок, к нам уже гости пришли, надо срочно навести порядок.

(Хожу с детьми, наводим порядок в группе, незаметно беру коробку с листьями и как бы случайно роняю их на пол, листья рассыпаются).

Воспитатель: Ой, что же я наделала ….

Кто же мне поможет?

(Активизировать внимание детей, включить их незаметно в образовательный процесс.)

Пока дети помогают собирать листья, воспитатель проводит беседу с детьми:

Воспитатель: Ребята,с какого же дерева эти листочки?

Дети : С березы

Воспитатель: Какие они красивые. Какого они цвета?

Дети : Желтого!

Воспитатель: Но почему же листочки желтыми стали?

Дети: Потому что Осень и холодно.

Воспитатель: Ой, а как же листочки у нас то оказались?

Дети: Потому что был ветер.

Воспитатель: Правильно ветерок подул, и они прилетели к нам. Это осень потеряла их.

Воспитатель: Ребята, давайте отправимся в лес и поищем там Осень, чтоб отдать ей листочки. Вот и дорожка наша. Какая она по ширине?

Дети: Широкая. Дети проходят по дороге.

Воспитатель: Шли, шли и до речки дошли! (Д елает вид, что трогает воду). Вода в речке холодная.А кто в реке обитает?

Ответы детей.

Воспитатель: А чтобы пройти до леса, нужно перейти через реку по мосту. Какой он по ширине?

Дети: Мост узкий.

Дети проходят друг за другом, по мосту .

Воспитатель: Долго, долго с вами шли,

И в осенний лес пришли.

Тише, тише, что то кажется, я слышу (в записи звуки леса)

Сядем на поляночку, отдохнем.

Воспитатель: Скажите, ребята, какие животные живут в лесу? Вы знаете?

Дети: Заяц, лиса, белка, волк. И т.д.

Воспитатель: А если они живут в лесу, то они какие….?

Дети: Дикие.

Воспитатель: Молодцы. А ведь кроме животных в лесу еще кто-то живет, кто же это? Давайте вспомним.

Дети: Птички

Воспитатель: Правильно, птички. А ведь осенью многие птички улетают в теплые края, потому что на улице стало…….???

Дети: холодно!

Воспитатель: Ребята, а кто расскажет стихотворение про осень:

Дети рассказывают стихотворение об Осени.

***

Ходит Осень по дорожке,

Промочила в лужах ножки.

Льют дожди,и нет просвета -

Потерялось где то лето?

Пританцовывая, под музыку появляется Осень.

Осень: Здравствуйте, ребята. Узнали меня?

Дети: да!

Осень: Я Осень. Услышала, что вы говорите обо мне и пришла. Ребята, а давайте с вами поиграем.

Динамическая игра «Прогулка и дождик», автор Т.Н.Лебзак

Осень: Молодцы, а вот вам мой осенний привет. (Корзинка листьями)

Посмотрите, какие они лёгкие и воздушные. А давайте немного поиграем с листиками. Вот у меня лужица (таз с водой), опускаем сначала камушки. Что произошло с камушком?

Ответы детей.

Осень: Правильно – они утонули. Они тяжелые вот и утонули они …

А давайте опустим березовый листик.

Смотрите что происходит? Почему листики не тонут? (Они лёгкие)

Воспитатель: А ведь листики похожи на маленькие кораблики на воде.

Игровое упражнение на дыхание

Давайте сделаем «слабый ветерок» – нежно подуем – пусть листик плывет

А теперь сильный ветер – шторм, буря

(Дети дуют, воспитатель читает)

Как по луже студеной

Плыл кораблик золоченый

Воспитатель: Осень, что ты такая грустная?

Осень: Вот гуляла я по дорожкам и растеряла все листочки

От этого мне и грустно и вот хожу,ищу их и вас дождиком поливаю.

Воспитатель: Осень, не переживай мы нашли твои листочки. И сейчас мы сделаем из них тебе подарок.

Коллективная работа «Осенний букет в корзине»

На столе у детей лежат на подносе листья березы. На другом столе лежит нарисованная корзина, предварительно смазанная клеем.

Воспитатель: Ребята давайте подарим корзину с осенними листиками

Берите листочек и кладите в корзину.

Дети берут листочки и приклеивают их, получается корзина с листьями.

Воспитатель: Вот, Осень, мы дарим вам осенний подарок из твоих листьев.

Осень: Спасибо большое. А мне пора ребята в лес осенний возвращаться! До свидания.

Воспитатель: И нам пора возвращаться в детский сад. Закрываем глаза и глубоко вдыхаем носиком … и медленно выдыхаем.

В это время звучит спокойная музыка

Воспитатель открываем потихоньку глазки …

Вот мы и в детском саду, ребята. Здесь очень тихо, светло, уютно.


«Перелётные птицы».

Образовательные: Уточнить название зимующих птиц, расширить знание детей о перелётных птицах, их образе жизни.

Развивающие:

1. Определить возможность прилёта ласточек в Ростовскую область.

2. Развивать связную и монологическую речь.

Воспитательные:

Воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям.

Предварительная работа.

Беседы на темы «Жизнь птиц зимой», «Что мы знаем о птицах? », «Что было бы, если бы не было птиц? ». Чтение «Птичья столовая» С. Михалкова, «Появились синички» Скребицкого, «Скворец на чужбине» Ладонщикова, «Ласточка» Т.Нужина.

Чтение русских народных песенок, закличек, загадывание загадок про птиц, д /игры, подвижные игры. Рассматривание картин с изображением перелётных и зимующих птиц.

Ход занятия.

Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами поговорим о птицах. Каких зимующих птиц вы знаете?

Дети. Сорока, ворона, галка, синичка, дятел, сова, воробей, голубь.

Воспитатель. Правильно эти птицы остаются у нас зимовать.

Сюрпризный момент. Стук в окно, появляется на окне письмо, воспитатель берёт и читает стих.

Кто-то бросил мне в окошко, посмотрите письмецо.

Может это воробьишко пролетая, обронил.

Может кот как мышку на окошко заманил?

Воспитатель. Ребята от кого письмо пришло вам хотелось бы узнать? Тогда отгадайте загадку.

Загадка. Я проворна, легкокрыла, хвост раздвоен точно вилы. Если я летаю низко – значит дождик где-то близко.

Дети - ласточка.

Воспитатель читает письмо ласточки.

Дорогие ребята! Пишет вам ласточка из далёкого края. Все перелётные птицы, зимовавшие в тёплых краях, торопятся вернуться на Родину. Вот и я спешу прилететь к вам. Ведь там моя Родина! Но я не знаю когда мне можно лететь. Я решила обратиться за помощью к вам в детский сад. Ведь лучшего друга, чем вы для птичек не найти.

Ребята, помогите, пожалуйста. Напишите когда мне можно возвращаться?

Ваша подруга ласточка.

Воспитатель. Ребята, вы хотите помочь ласточке разобраться, когда же ей можно лететь к нам. В какой весенний месяц?

Дети - да, хотим.

Воспитатель. Дети, а когда птицы возвращаются на Родину?

Дети - птицы возвращаются весной.

Воспитатель. Давайте вспомним куда улетают птицы осенью, когда наступают холода.

Дети. Птицы улетают на юг, в тёплые края.

Воспитатель. А почему они улетают?

Дети. Для них нет корма.

Воспитатель. Так в какое время года птицы возвращаются на Родину? Как называются такие птицы?

Дети. Перелётные птицы возвращаются весной.

Воспитатель. Почему возвращаются перелётные птицы?

Дети. Птицы возвращаются потому, что корма стало достаточно, появились насекомые, можно найти семена, прошлогодние плоды.

Воспитатель. Какие насекомые появляются первыми?

Дети. Те, которые зимуют под листочками, травкой, корой деревьев: это жуки, бабочки, мухи.

Воспитатель. Когда появляются первые весенние цветы, насекомых становится больше - почему?

Дети. Есть корм для них, это нектар цветов. Насекомые начинают размножаться. Они откладывают яйца. Из них вылупляются гусеницы у бабочек и личинки у жуков, мух, стрекоз.

Физминутка.

Лебеди летят, крыльями машут

Прогнулись над водой

Качают головой,

Прямо и гордо умеют держаться

Очень бесшумно на воду садятся.

Игра «Улетают - не улетают».

Когда дети слышат название перелётных птиц - машут руками словно крыльями. Когда дети слышат название зимующих птиц - они обнимают себя руками, словно согревают себя.

Ворона, грач, воробьи, сорока, лебедь, дятел, кукушка, галка, синичка, голубь, сова и. т. д.

Воспитатель. Грачи прилетают первыми, они ходят по земле и собирают семена, плоды, червяков. Грачей называют вестниками весны. В народе говорят – грач на горе, весна на дворе. За грачами прилетают и другие птицы. Отгадайте, о ком идёт речь в загадке?

Загадка. На шесте дворец, во дворце певец, как зовут его?

Дети. Скворец.

Воспитатель. И так вслед за грачами прилетают скворцы, жаворонки, дикие утки, гуси, лебеди.

А сейчас дети – птички расскажут о себе.

Скворец. Прилетели мы скворцы молодой весны гонцы. Червяков мы клюём и поём, поём. Я возвращаюсь домой, когда ещё холодно. Апрельское солнышко только начинает пригревать. Моя весёлая трель означает конец зимы и наступление долгожданного тепла.

Хотя я отлично пою сам, но люблю подражать пению других птиц. Я питаюсь червяками, гусеницами, личинками. И помогаю огородникам уничтожать вредных жуков.

Воспитатель. Когда деревья оденутся листвою, прилетает следующая птица.

Загадка. Эта птичка никогда, для птенцов не вьёт гнезда. Сядет где-то на суку и кричит ку-ку.

Дети - это кукушка.

Кукушка. Я на ёлке на суку счёт веду – ку-ку-ку-ку. Я прячусь на самой макушке высоких деревьев, в густых зелёных ветвях. Я приношу нашим лесам большую пользу: так, как уничтожаю мохнатых гусениц, они опасные враги леса. Они поедают листья, стебли и почки растений и лес может засохнуть.

Воспитатель. Позже всех прилетают ласточки. Почему?

Дети. Потому, что высоко в небе, где они обитают и питаются, насекомые: комары, мошки, появляются позднее.

Ласточка. Меня вы можете узнать по длинным острым крыльям и длинному раздвоенному хвосту. Я ласточка - птица воздуха. Летаю высоко в небе, неустанно ловлю мошек, мух, комаров. Но когда на небе появляется много туч, я тогда низко к земле опускаюсь. Особенно нам ласточкам плохо в дождливую погоду, когда насекомые прячутся. Жизнь моя тесно связана с жизнью человека. Я своё гнездо строю под крышей домов. Считается, что если ласточка поселилась под крышей дома - это к счастью.

Воспитатель. Ребята, так что мы ответим ласточке? Можно ли ей лететь к нам?

Дети. Да, можно.

Воспитатель. Я написала письмо ласточке, чтобы она прилетала.

Письмо. Дорогая ласточка! Пишут тебе ребята из детского сада «Теремок». У нас сейчас март, первый месяц весны. Но скоро наступит апрель и май. Май месяц зелени и цветов, это самый красивый и тёплый весенний месяц. Цветут сады. В лесу раздаётся голос кукушки и трель соловья. В воздухе будет много мелких мошек, мух и комаров. Всё будет готово к твоему возвращению. Когда ты получишь письмо лети, ласточка лети. Мы тебя ждём. Ребята мы отправим это письмо, ласточка получит его и прилетит к нам, а мы будем её ждать.

Итог занятия.

Воспитатель. О каких птицах мы сегодня говорили?

Дети. О перелётных.

Воспитатель. Какое полезное дело для леса делают птицы?

Дети. Птицы уничтожают гусениц, мух. Комаров и других вредных насекомых.

Игра «Кто лишний? »

На магнитной доске два дерева: одно весеннее с листьями, другое с голыми ветками зимнее. На столе лежат картинки с зимующими и перелётными птицами и несколько (2) домашних птиц. Дети по очереди берут птиц и ставят на дерево с листьями перелётных птиц, на зимнее зимующих птиц, а остаются на столе домашние птицы, они лишние.

Воспитатель проверяет, правильно - ли дети выполнили задание.

Даёт оценку, как дети работали на занятии.

Игра «Не ошибись»

Воспитатель называет зимующих и перелётных птиц. Дети слушают внимательно и хлопают в ладоши, если услышат что-то другое.

Ворона, синица, спица, кукушка, игрушка, сорока, ласточка, бабочка, воробей, голубь, глобус, страус, снегирь, кактус, дятел, муха, галка, грач, мяч.

Материал: Два письма, дерево зимнее и весеннее, магнитная доска, магнит, силуэты птиц, шапочки для птиц.

Сюрпризный момент: загадывание загадок, игра «Улетают не улетают», игра «Кто лишний» игра «Не ошибись», физминутка «Лебеди».

Конспект занятия по экологическому воспитанию «Чудо-овощи на грядке» в младшей группе детского сада

Цель:

Расширить и обобщить знания детей об овощах – через разные виды деятельности.

Задачи:

Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе и погоде.
Учить различать по внешнему виду овощи, называть их.
Дать понятие о месте их выращивания, о том, что из них можно приготовить.
Дать знания детям, связанные со сбором урожая.
Учить детей соотносить предметы по цвету, передавать результаты в речи.
Учить детей рассказывать выразительно стихи. Развивать память. Учить отгадывать загадки.

Ход занятия:

Дети входят в группу. Здороваются. Звучит фоновая музыка.

Воспитатель:

Осень золотая ходит по дорожкам,
У нее на ножках желтые сапожки.
Осень золотая снова к нам придет
И своих друзей к нам в гости приведет.

Давайте с вами Осень позовем. Скажем все вместе:

Осень, осень в гости просим.

Выход Осени.

Осень:

Слышу, слышу, что вы ждете.
Слышу, слышу, что зовете.
Здравствуйте, мои друзья, а вот и я. И я пришла к вам не одна, а с друзьями.
А кто у меня друзья, вы догадались?

Ответы детей (тучки, дождик, разноцветные листочки).

Осень:

Да, ребята. Осенью часто идут дожди, погода пасмурная. Листья на деревьях желтеют и опадают.

Воспитатель:

Осень, а мы знаем песенку. Давайте ребята, споем ее.

Воспроизводится песня «Снова осень к нам пришла».

Осень:

Молодцы. А еще осенью птицы улетают в теплые края, животные готовятся к зиме: запасают грибы, ягоды, семена. Осенью люди собирают урожай, готовят припасы на зиму, копают огород.

Вижу листик необычный,
С виду очень симпатичный.
И написано на нем…
Это мы сейчас прочтем.

Осень:

Приходите в огород,
Посмотреть, как все растет.
Все растет и цветет,
Никому не тесно.
Приходите в огород,
Очень интересно.

Осень:

Мы корзиночку возьмем и пойдем на огород.
Будем песни петь, плясать, урожай собирать.

Мы пройдем по узкой тропинке. Ну, вот, мы на огороде. И представиться вам рад, овощной наш отряд.

Я и свежий, и соленый,
Весь пупырчатый, зеленый.
Не забудь меня, дружок,
Запасай здоровье впрок.

Что это, ребята? Кто догадался? (Ответы детей).

Толя:

Огурцы солят на зиму в банке, бочке.

Молодцы. Полезай огурец в нашу корзину. А этот овощ представит Женя.

Про меня рассказ не длинный,
Кто не знает витамина.
Пейте мой морковный сок
И грызи морковку!

Осень:

Будешь ты тогда дружок,
Сильным, смелым, ловким.

Вопросы к детям:

Какого цвета? Формы? Обвести пальчиком.

Полезай морковка в нашу корзину.

Осень:

Послушайте и отгадайте загадку.

Семьдесят одежек,
И все без застежек. (капуста)

Осень:

Не суди капусту строго, что на ней одежек много.

Саша:

Белая и хрустная,
Зовут меня капустою.
Вкусная, полезная
Прогоню болезни я.

Капуста выросла большая, сочная, хрустная. Самое время засолить ее на зиму.

Пальчиковая гимнастика «Капуста»

С детьми проводится пальчиковая гимнастика.

Осень:

Молодцы. Теперь капусты нам хватит на всю зиму. А теперь послушаем что нам расскажет лук.

Кирилл:

Я – приправа в каждом блюде,
И всегда полезен людям.
Всем я – друг,
Я простой зеленый лук!

Осень:

И ты лучок, полезай в нашу корзину.
А про себя расскажет еще картошка.

Полина:

Я картошка круглая,
Красивая и круглая!
Чтобы не состариться,
Люблю в кастрюле париться!

Осень:

Полезай и ты, картошка, в наше лукошко. А еще на огороде поспели помидоры: красные, желтые, есть и зеленые. Но они все перемешались. Помогите их разложить по корзинам.

Молодцы. Хороший урожай собрали. А теперь давайте танцевать (под музыку «Овощной танец»).

За деревом слышится возня. Достаю зайца.

Осень:

Ребята, к нам зайка пришел. Давайте с ним поиграем. Я вас сейчас превращу в зайчиков. Раз, два, три, повернись и в зайчаток превратись!

Физкультминутка «Веселые зайчата»

Ну-ка, зайцы, все присели,
Друг на друга поглядели,
Что у зайцев на макушке?
Пляшут весело там ушки!
Прыг-скок, прыг-скок
Поскакали все в лесок!

Раз, два, три, повернись и в ребяток превратись. Как мы весело поиграли с зайчиком. Давайте угостим зайку овощами, которые собрали на огороде. Что любит зайка? (Ответы детей).

Угощаем его морковкой и капустой, отправляем в лес.

Осень:

А нам пора возвращаться с огорода домой.
Идем по тропинке в детский сад.

Вопросы:

Где мы с вами были? (на огороде)
Что собирали в корзину? (овощи)
Какие овощи? (морковку, огурец, лук, капусту)
Кто приходил в гости? (зайка)
Что он любит? (морковку, капуста)

Осень:

Все вы молодцы. Хорошо потрудились. Я тоже пришла к вам не с пустыми руками.
Раз, два, три, волшебство свершись,
Угощенье для ребят появись.

(Воспитатель достаёт из корзины угощение).

Осень:

Угощайтесь на здоровье. А мне пора с вами прощаться. До свидания.

Обо всём на свете:

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...

Материалы раздела

Ирина Трифонова
Конспект занятия во второй младшей группе «Осень пришла»

Конспект занятия во второй младшей группе

«Осень пришла».

Цели: Закрепить представления детей об осени, ее признаках. Развивать связную речь, наблюдательность, мелкую и общую моторику. Понимать смысл загадок и находить отгадку. Расширять и активизировать словарь по теме. Закрепить знания о частях дерева. Воспитывать уважительное, бережное отношение к природе, окружающему миру.

Оборудование: игрушка зайка, фланелеграф, макет дерева, части дерева для фланелеграфа, сюжетные картинки на тему «Осень», разрезные картинки с деревьями, конверт с загадками.

Предварительная работа:

Наблюдения в природе;

Чтение стихотворений об осени;

Рассматривание картин и иллюстраций об осени;

Отгадывание загадок.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, я вчера ходила гулять в парк, я его не узнала. Как же изменился парк? Почему я его не узнала? Что стало с листьями на деревьях? (пожелтели и осыпаются).

Воспитатель: Ребята, сейчас я прочту вам стихотворение, и вы поймете, какому времени года будет посвящено наше занятие.

Осень по дорожке,

Промочила в лужах ножки.

Льют дожди,

И нет просвета,

Затерялось где-то лето.

Ходит осень, бродит осень,

Ветер с клёна листья сбросил.

Под ногами коврик новый,

Жёлто-розовый кленовый.

(В. Авдиенко)

Воспитатель: Какое время года сейчас наступило?

Дети: Осень.

Воспитатель: Правильно, осень. Какое настроение возникает у вас, когда вы говорите об осени? (Грустное,).

Можно сказать - осеннее настроение? А солнце осенью какое? (Осеннее). А лужи осенью какие? (Осенние). А небо осенью какое? (Облака, деревья, трава, дождь, день).

Подвижная игра «Осень золотая».

Осень, осень золотая! (дети идут по кругу, взявшись за руки)

Приди, осень, с урожаем,

С урожаем, с радостью, (идут в другую сторону)

С великой милостью:

Со льном высоким, (останавливаются, поднимают руки вверх встают на носочки, вдох)

С корнем глубоким, (приседают, опускают руки, выдох)

С хлебами обильными. (взявшись за руки, бегут по кругу).

Воспитатель: Давайте расскажем, что бывает осенью. Свой ответ начинайте со слова «осенью».

Осень солнце светит не так ярко, как летом.

Осенью листья желтеют и осыпаются.

Осенью часто идет дождь.

Осенью улетают птицы.

Осенью собирают урожай.

Осенью в лесу много грибов.

Осенью дикие животные впадают в спячку.

Осенью дикие животные меняют цвет шубки.

Воспитатель: Ребята, к нам в дверь кто-то стучит. Посмотрите – это зайка. Он принес нам посылку. Давайте ее откроем и посмотрим, что в ней? (Воспитатель достает макет дерева). Смотрите, у дерева есть ствол, ветви, листья, и корен который находится в земле. Давайте на фланелеграфе вместе выложим дерево (дети на фланелеграфе выкладывают дерево).

Воспитатель: Ребята, я вижу, что в посылке еще лежит конверт. Давайте посмотрим, что в нем? (Воспитатель достает лист с загадками). Ребята, это загадки - загадки об осени. Давайте отгадаем эти загадки:

Пусты поля,

Мокнет земля,

Дождь поливает.

Когда это бывает?

Осень в гости к нам пришла

И с собою принесла.

Что? Скажите наугад!

Ну, конечно.

(листопад)

Мочит поле, лес и луг,

Город, дом и все вокруг!

Облаков и туч он вождь,

Ты же знаешь, это.

Холода их так пугают,

К теплым странам улетают,

Петь не могут, веселиться

Кто собрался в стайки?.

Вслед за августом приходит,

С листопадом хороводит

И богат он урожаем,

Мы его, конечно, знаем!

(сентябрь)

Королева наша, Осень,

У тебя мы дружно спросим:

Детям свой секрет открой,

Кто слуга тебе второй?

(октябрь)

Кто тепло к нам не пускает,

Первым снегом нас пугает?

Кто зовет к нам холода,

Знаешь ты? Конечно, да!

Солнца нет, на небе тучи,

Ветер вредный и колючий,

Дует так, спасенья нет!

Что такое? Дай ответ!

(поздняя осень)

Солнце больше нас не греет,

Холодком поземка веет!

Дунул в лужу ветерок

И сковал ее.

Дождь и слякоть, грязь и ветер,

Осень, ты за все в ответе!

Мерзнет, мерзнет человек,

Выпал первый белый.

Физкультминутка «Листья».

Листья осенние тихо кружатся,

Листья нам под ноги тихо ложатся.

И под ногами шуршат, шелестят,

Будто опять закружиться хотят.

Н. Нищева

(Дети кружатся, расставив руки в стороны.

Приседают.

Движения руками влево-вправо. Снова кружатся на носочках).

Дидактическая игра «Собери дерево».

Воспитатель раздает каждому ребенку конверт, в нем разрезная картинка. Дети выкладывают свое дерево. Затем воспитатель у каждого ребенка спрашивает, какое дерево у него получилось.

Воспитатель: Ребята, вы рассказали осенние приметы, показали как дерево растет, вспомнили названия деревьев, собрали картинки. Вы молодцы!

Итог занятия:

Чем мы сегодня занимались?

Что вам больше всего понравилось?

Ольга Лутцева
Конспект занятия по экологии во 2 младшей группе «Путешествие в осенний лес».

Путешествие в осенний лес .

Цель : дать детям представление об осени как времени года .

Задачи : - учить детей называть признаки осени , изменения в природе, жизни животных и людей;

Развивать память, воображение, мышление, активизировать словарь («осень » , «время года» , «шуршит» ).

Воспитывать внимание, любовь к природе, заботливое отношение к животным и птицам.

Ход занятия.

Воспитатель спрашивает :

Какое сейчас время года?

- Осень .

Что изменилось с приходом осени в природе и погоде ?

На улице стало холоднее, стали идти дожди, листья пожелтели и падают на землю.

Скажите, а как изменилась одежда людей?

Люди стали одеваться теплее : тёплые курточки, шапочки, ботиночки, в дождливую погоду обувают резиновые сапожки и берут с собой зонтик.

Ой, посмотрите, кто к нам пришёл в гости?

Посмотрите на него, у зайчика серый мех, а ушки, хвостик и животик – становятся белыми. Наш зайчик меняет окраску своей шёрстки. Когда наступает сентябрь и дни становятся короче, а погода холоднее, заяц начинает менять свой летний бурый мех на зимний наряд. На покрытой снегом местности белый зимний мех зайца хорошо маскирует его.

А теперь зайчик нас приглашает в осенний лес , но прежде мы должны отгадать загадку :

Дни стали короче,

Длинней стали ночи,

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

- Осенью .

Молодцы!

Давайте с вами вспомним, как нам нужно одеться осенью на прогулку ?

- Осенью нужно одеваться теплее : штанишки, ботиночки, шапочку, курточку.

А сейчас мы встанем в круг и немного отдохнём :

Мы листики осенние ,

На ветках мы сидим.

(присесть)

Дунул ветер – полетели,

Мы летели, мы летели

(лёгкий бег по кругу)

И на землю тихо сели.

(присесть)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

(лёгкий бег по кругу)

Закружились, полетели

И на землю тихо сели.

(присесть)

Дети садятся за столы.

А сейчас мы с вами построим дорожку в лес из волшебных кубиков. Давайте с вами подумаем, какого цвета дорожку мы будем строить : жёлтая – осенняя , белая – зимняя, красная – летняя, синяя – весенняя?

Мы будем строить жёлтую дорожку.

У каждого из вас получилась короткая дорожка. А сейчас мы сделаем одну длинную дорожку до самого леса, для этого нам нужно соединить все дорожки в одну.

Сколько у вас было коротких дорожек?

А получилась одна длинная.

Вот теперь, мы можем отправляться в осенний лес .

Звучит музыка П. И. Чайковского из цикла «Времена года. Октябрь» . Дети, слушая музыку, двигаются по группе .

Давайте закроем глазки и представим, что мы уже очутились в осеннем лесу . Подышим свежим воздухом, полюбуемся осенним лесом , его красотой.

В лесу сильно шуметь нельзя, здесь живёт много птиц. А каких птиц знаете вы?

Воробей, сорока, голубь, синичка.

С наступлением холодов перелётные птицы улетают в тёплые края, а у нас остаются зимовать снегирь, синичка, воробей. Осенью становится меньше насекомых, личинок, которыми питаются птицы, поэтому мы должны помогать пернатым – строить домики, кормушки, скворечники.

А кто ещё живёт в лесу?

А каких зверей вы знаете?

Заяц, волк, медведь.

А кто знает, что происходит осенью с медведем ?

Медведь засыпает.

Как называется жилище медведя?

Берлога.

Но не только медведь впадает в спячку, но ещё и ёжик.

Назовите диких животных, которые в спячку не впадают.

Волк, лиса, заяц.

А теперь мы поиграем в игру «Лиса и зайцы» .

На лесной лужайке разбежались зайки, вот какие зайки, зайки – побегайки (дети прыгают, изображая зайчиков) .

Сели зайки на лужок, роют лапкой корешок (сидят, делают движения руками) .

Вдруг бежит лисичка – рыжая сестричка (оббегает сидящих детей) .

Видит зайцев и говорит «Где, где же вы зайки? Ах, вот вы где!» (лиса догоняет зайцев, а зайчики убегают) .

Мне очень понравилось, как вы отвечали на вопросы, отгадывали загадки, играли и строили дорожку в осенний лес . Всем большое спасибо. До свидание.