Раскрытие список аффилированных лиц. Аффилированные лица

Причиной зависимости одного самостоятельного субъекта предпринимательской деятельности от другого с точки зрения законодательства могут быть отношения различного рода:

Имущественные, основанные на преобладающем участии в уставном капитале хозяйственного общества;

Договорные, основанные на наличии договорных обязательств, позволяющих одной стороне определять условия ведения предпринимательской деятельности другой стороной (например, договор кредита с залогом имущества);

Организационно-управленческие, в частности, основанные на участии физических лиц в органах управления юридических лиц;

Родственные.

Законодатель отдельно выделяет аффилированных лиц юридического и физического лица.

Аффилированными лицами юридического лица в соответствии с положениями Закона о конкуренции являются:

Член его совета директоров или иного коллегиального органа управления, член его коллегиального исполнительного органа, а также лицо, осуществляющее полномочия его единоличного исполнительного органа;

Лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное юридическое лицо;

Лица, которые имеют право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица;

Юридическое лицо, в котором данное юридическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица.

Аффилированными лицами физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, являются:

Лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное физическое лицо;

Юридическое лицо, в котором данное физическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица.



В правовой литературе неоднократно указывалось на недостатки определения аффилированности в российском законодательстве

и "группа лиц"

Как следует из приведенных положений, институт аффилированных лиц в российском законодательстве пока определяется в контексте антимонопольного понятия "группа лиц". Понятия "аффилированные лица" и "группа лиц" относятся друг к другу как общее к частному, поскольку лица могут быть признаны аффилированными по иным критериям, а не только в связи с принадлежностью к группе лиц.

Отличие аффилированных лиц и группы лиц заключается в степени влияния или глубине экономического контроля: для признания лица аффилированным достаточно наличия менее тесных взаимосвязей, чем для установления группы лиц.

Например, в группу входят два юридических лица, одно из которых имеет право распоряжаться более чем 50% от общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции другого юридического лица. Для признания аффилированными достаточно иметь 20% голосов. Если в качестве примера рассматривать формирование управленческих органов, то физическое лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа юридического лица, составляет с ним группу лиц. Что касается аффилированности, то не только лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа, но и члены совета директоров, члены коллегиального исполнительного органа являются аффилированными лицами этого юридического лица.

В специальной литературе правовое регулирование аффилированности через понятие "группа лиц" неоднократно подвергалось справедливой критике. Так, Т. Бойко пишет, что исследуемые понятия относятся к двум совершенно самостоятельным отраслям законодательства, каждая из которых имеет свой собственный предмет и метод регулирования. Антимонопольное (конкурентное) право в основном содержит черты публичного права, поскольку призвано защищать публичный интерес, который заключается в создании конкурентных отношений между продавцами на рынке, а также в защите участников рынка от монополистических действий лиц, занимающих на нем доминирующее положение; государство регулирует такие правоотношения по большей части императивно-властными методами. Корпоративное законодательство, напротив, стоит на защите частных интересов инвесторов, обеспечивает нормальное функционирование внутрикорпоративных механизмов путем создания прозрачных процедур взаимодействия менеджмента и владельцев компаний, используя при этом частноправовые методы регулирования

Закон о защите конкуренции 2006 г. определяет "группу лиц", не привязывая ее к категории аффилированности. Перед законодателем сегодня стоит важная для правоприменительной практики задача - разработать адекватное требованиям времени понятие "аффилированное лицо", избегая при этом выявившихся в процессе применения прежнего Закона о конкуренции недостатков.

Список аффилированных лиц акционерного общества (нюансы)

Список аффилированных лиц акционерного общества – это документ, содержащаяся в котором информация может быть использована в различных аспектах хозяйственной жизни АО (условия сделок, размер налогов и т. п.). О том, кто должен быть включен в такой список, как должна раскрываться информация и о некоторых других вопросах мы расскажем в данной статье.

Понятие аффилированных лиц

Понятие аффилированного лица (далее - аф. л.) не раскрывают ни Гражданский кодекс РФ, хотя упоминает их в ст. 53.2, ни закон «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ, хотя также упоминает их в ст. 93. Оба указанных законодательных акта отсылают к ст. 4 закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22.03.1991 № 948-1. Основным критерием аффилированности является способность оказывать влияние на деятельность юридического лица, в нашем случае - на деятельность акционерного общества (далее - АО).

Важно! Само по себе наличие аффилированности не порождает для АО каких-либо негативных последствий. Они возникают только тогда, когда законодатель прямо предусмотрел такие последствия в связи с аффилированностью.

Кроме того, нельзя забывать, что помимо аф. л. законодатель предусмотрел и смежные понятия: «дочерности» (ст. 67.3 ГК РФ), взаимозависимости (ст. 105.1 НК РФ), контролирующих и подконтрольных лиц (ст. 2 закона «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 № 39-ФЗ), связанных лиц (ПБУ 11/2008), бенефициарных владельцев (с 21.12.2016 - ст. 6.1 ФЗ от 07.08. 2001 года №115-ФЗ «О противодействии легализации…»), а также группы лиц (ст. 9 закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ). Подробнее о дочерних обществах можно узнать из статьи «Дочернее общество - это…» на нашем сайте. В данной же статье рассматривать отличия указанных понятий не будем.

Проверку и оценку информации, является или нет то или иное лицо аф. л. АО, каждая фирма осуществляет сама, в т. ч. используя поступающие уведомления от самих аф. л.

Кто является аффилированным лицом

Законодатель предусмотрел, что аф. л. как стороной влияния в определенном смысле могут быть как физические, так и юридические лица (в т. ч. некоммерческие), а именно:

  1. Физические лица:
    • член совета директоров АО;
    • руководитель или член коллегиального исполнительного органа;
    • лицо, принадлежащее к той же группе лиц, что и АО (по смыслу закона 135-ФЗ);
    • акционер с количеством акций более 20%.

    Важно!

    Суды (см. постановление Президиума ВАС РФ от 22.03.2012 по делу № А60-41550/2010-С) отмечают, что для определения аффилированности статус индивидуального предпринимателя или занятие предпринимательской деятельностью не требуются.

  2. Юридические лица:
    • акционер с количеством акций более 20%;
    • члены финансово-промышленной группы и (или) группы лиц.

    Важно!

    Несмотря на наличие в законе указания на членство в финансово-промышленной группе как признак аф. л., такой критерий по сути уже не применяется, т. к. закон «О финансово-промышленных группах» от 30.11.1995 № 190-ФЗ утратил свою силу с 05.07.2007.

    Обратите внимание!

    Как в доктрине, так и в судебной практике (см. постановление Президиума ВАС РФ от 06.12.2011 № 11523/11 и др.) дискуссионным остается вопрос о том, могут ли быть аф. л. публично-правовые образования, в т. ч. РФ (см. письмо ФАС от 27.03.2007 № АК/4056).

Форма списка аф. л. АО утверждена на подзаконном уровне (см. приложение № 4 к Положению о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденному Банком России 30.12.2014 № 454-П [далее - Положение]). Необходимо помнить, что для кредитных организаций существуют отдельные требования как по общему списку аф. л. (см. указание ЦБ РФ от 12.11.2009 № 2332-У), так и по списку аф. л. из группы лиц, в которую также входит банк. В силу особой специфики указанных субъектов подробно на них в нашей статье останавливаться не будем.

Итак, список аф. л. содержит информацию двух групп.

  1. Первую группу составляют данные об АО как эмитенте: название АО, адрес, адрес в сети Интернет, подписи ответственных лиц, а также код эмитента и дата, на которую искомый список аф. л. составлен.
  2. Вторую группу составляют данные о входящих в указанный список лицах: имя или наименование, адрес, основания внесения и дата возникновения такого основания, а также доля акций лица из указанного списка как в общем числе обыкновенных акций, так и в уставном капитале АО в целом.

Кроме того, список аф. л. должен содержать как статическую информацию, так и изменения в содержании за определенный период. Важно знать, что внесению подлежит не только содержание изменения и дата его наступления, но и дата внесения таких изменений в список аф. л.

Случаи использования информации об аффилированных лицах

Несмотря на то что, как уже указывалось выше, понятие аффилированности раскрывается в законе о конкуренции, применение этого института гораздо шире борьбы с монополистической деятельностью. Зафиксированная в списке аф. л. АО информация может найти свое применение в следующих ситуациях:

  • возмещение убытков от заведомо невыгодных сделок (см. постановление Президиума ВАС РФ от 15.10.2013 по делу № А09-1562/2012);
  • оспаривание процессуальных решений (результат экспертиз - постановление ФАС МО от 22.02.2012 по делу № А40-132408/10-141-1098, отказ от иска - постановление ФАС УО от 23.04.2015 по делу № Ф09-10258/13 и др.);
  • обязанность уведомлять о приобретении новых дополнительных акций этого АО;
  • недобросовестность при участии в публичных торгах (см. постановление Президиума ВАС РФ от 24.06.2014 № 3891/14);
  • совершение сделки с заинтересованностью (определение КС РФ от 02.11.2011 № 1486-О-О);
  • банкротство (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 18.03.2014 по делу № А69-845/2013, определение ВС РФ от 08.04.2015 № 305-ЭС14-1353 и др.);
  • оспаривание решения третейского суда (постановление КС РФ от 18.11.2014 № 30-П, определение ВС РФ от 19.03.2015 по делу № 310-ЭС14-4768 и др.).

Способы раскрытия информации об аффилированных лицах

Можно предположить, что основной смысл ведения списка аф. л. заключается не только в фиксации информации, но и в предоставлении возможности всем заинтересованным лицам, причем неопределенному кругу таких лиц, знакомиться с этой информацией. Поэтому законодатель и предусмотрел обязанность АО раскрывать информацию о своих аф. л.

В упоминавшемся выше Положении в п. 73.3 установлена обязанность АО публиковать на своем сайте в сети Internet список аф. л. по состоянию на конец отчетного периода. Важно отметить, что Положение строго устанавливает не только сроки публикации указанного списка (2 рабочих дня с момента окончания отчетного периода), но и сроки доступности его для ознакомления (3 года). Таким образом установлен запрет на недобросовестные действия эмитентов в этой области, такие как публикация и последующее удаление информации с сайта.

Дополнительно к обязанности публиковать сведения о списке аф. л. во Всемирной паутине законодатель в ч. 2 ст. 91 закона 208-ФЗ установил обязанность предоставлять такой список акционерам по их требованию в месте нахождения генерального директора или иного исполнительного органа АО (см. указание Банка России «О дополнительных требованиях …» от 22.09.2014 № 3388-У).

Риск! Неполное раскрытие информации или включение в список аф. л. заведомо недостоверных сведений также считается недобросовестным поведением, за которое законодатель предусмотрел административную ответственность - см. ст. 15.19 КоАП РФ (а для кредитных организаций еще и дополнительно по ст. 19.7.3 КоАП РФ).

Таким образом, список аффилированных лиц АО может быть использован заинтересованными лицами в разных случаях хозяйственной жизни общества. При этом установлены жесткие требования как к его форме, так и к срокам опубликования. Однако определением того, кто входит в этот список, занимается каждое АО самостоятельно на основе определения закона.

СЛУЧАИ АФФИЛИРОВАННОСТИ

Исчерпывающий перечень аффилированных лиц для любого юридического лица, в том числе и акционерного общества, изложен в ст. 4 закона РСФСР (далее - закон РСФСР).
Итак, к ним относятся:

  • Член совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления такого юридического лица, член его коллегиального исполнительного органа, а также лицо, осуществляющее полномочия его единоличного исполнительного органа (директор, генеральный директор).
  • Лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное юридическое лицо (в соответствии с той же статьей группа лиц - это лицо или несколько лиц, которые совместно в результате соглашения (согласованных действий) имеют право прямо или косвенно распоряжаться (в том числе на основании договоров купли-продажи, доверительного управления, о совместной деятельности, поручения или иных сделок) более чем 50% от общего количества голосов, приходящихся на акции (вклады, доли), составляющие уставный (складочный) капитал юридического лица, а также ряд иных лиц, которые будут описаны ниже. Под косвенным распоряжением голосами юридического лица понимается возможность фактического распоряжения ими через третьи лица, по отношению к которым первое лицо обладает вышеуказанным правом или полномочием).
  • Лица, которые имеют право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на акции (вклады, доли), составляющие уставный (складочный) капитал данного юридического лица.
  • Юридические лица, в которых такое юридическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на акции (вклады, доли), составляющие уставный (складочный) капитал этого юридического лица.
  • Если такое юридическое лицо является участником финансово-промышленной группы, к его аффилированным лицам также относятся члены советов директоров (наблюдательных советов) или иных коллегиальных органов управления, коллегиальных исполнительных органов участников финансово-промышленной группы (правление), а также лица, осуществляющие полномочия единоличных исполнительных органов участников финансово-промышленной группы (директор, генеральный директор).

    ОСОБЕННОСТИ ОТНЕСЕНИЯ К АФФИЛИРОВАННЫМ ЛИЦАМ

    При определении группы лиц, указанной в п. 2 перечня, необходимо обратить внимание прежде всего на то, что эта группа лиц согласно закону РСФСР должна в обязательном порядке обладать только правом распоряжения более чем 50% от общего количества голосов, приходящихся на акции (вклады, доли), составляющие уставный (складочный) капитал юридического лица, тогда как обладание правом пользования и правом владения не является обязательным.
    В данном случае в качестве третьих лиц могут выступать в том числе и профессиональные участники рынка ценных бумаг (брокеры, доверительные управляющие).
    То, на каком основании образуется группа лиц при распоряжении более чем 50% от общего количества голосов, приходящихся на акции (вклады, доли), составляющие уставный (складочный) капитал юридического лица (), расширяет перечень лиц, которые подпадают под это определение, а также варианты действий, которые могут быть признаны согласованными, что может усложнить деятельность эмитента или профессионального участника рынка ценных бумаг в связи с необходимостью периодического предоставления в ФКЦБ России отчетности об аффилированных лицах.

    СЛУЧАИ АФФИЛИРОВАННОСТИ ГРУППЫ ЛИЦ

    Лицами, относящимися к той группе лиц, к которой принадлежит юридическое лицо и по отношению к которому они аффилированы (ст. 4 закона РСФСР), являются:

  • Лицо или несколько лиц, получившие возможность на основании договора или иным образом определять решения, принимаемые другими лицом или лицами, в том числе определять условия ведения другими лицом или лицами предпринимательской деятельности, либо осуществлять полномочия исполнительного органа других лица или лиц на основании договора.
    Такого рода определение делает категорию группы лиц весьма обширной, так как законодателем не установлен исчерпывающий перечень оснований получения возможности определения решений, принимаемых другими лицами или лицом.
    В подобной ситуации для прояснения такой неопределенности в терминологии под лицом, принадлежащим к той группе лиц, к которой принадлежит данное юридическое лицо, следует понимать лицо, являющееся одним из лиц, которые получили возможность на основании договора или иным образом определять решения, принимаемые другими лицом или лицами.
    Это не значит, что лицо, аффилированное к другому лицу (другим лицам) по рассматриваемому признаку, автоматически будет аффилированным к юридическому лицу, в котором оно как участник группы лиц имеет право на основании договора или иным образом определять совместно с другими членами группы лиц решения, принимаемые этим юридическим лицом.
    Такое лицо (участник группы лиц) будет аффилированным к юридическому лицу, в котором оно имеет право на основании договора или иным образом определять совместно с другими участниками группы лиц решения, принимаемые этим юридическим лицом, только при наличии хотя бы одного из признаков аффилированного лица, приведенных выше, в перечне лиц, признаваемых аффилированными в соответствии с законом РСФСР. В случае если не выполняется хотя бы один из этих признаков аффилированного лица, то этот участник группы лиц не будет аффилированным к этому юридическому лицу.
  • Лицо, имеющее право назначать единоличный исполнительный орган и (или) более 50% состава коллегиального исполнительного органа юридического лица и (или) по предложению которого избрано более 50% состава совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления юридического лица.
    Для установления аффилированности к юридическому лицу лица, обладающего правами, указанными выше, необходимо также основываться на признаках аффилированного лица, указанных выше.
  • Физическое лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа юридического лица.
    Для установления аффилированности применяется тот же принцип, что и в предыдущем пункте.
  • Одни и те же физические лица, их супруги, родители, дети, братья, сестры и (или) лица, предложенные одним и тем же юридическим лицом, составляющие более 50% состава коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления двух и более юридических лиц или по предложению одних и тех же юридических лиц избрано более 50% состава совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления двух и более юридических лиц.
  • лицо, являющееся участником группы лиц, предложенных одним и тем же юридическим лицом, которые в совокупности составляют более 50% состава коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления двух и более юридических лиц;
  • лицо, являющееся участником группы юридических лиц, по предложению которой избрано более 50% состава совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления двух и более юридических лиц;
  • лицо, являющееся участником группы лиц, состоящей из физических лиц, их супругов, родителей, детей, братьев, сестер и лиц, предложенных одним и тем же юридическим лицом, которая составляет более 50% состава коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления двух и более юридических лиц.
  • Одни и те же физические лица, их супруги, родители, дети, братья, сестры и (или) юридические лица, имеющие право самостоятельно или через представителей (поверенных) распоряжаться в сумме более чем 50% голосов, приходящихся на акции (вклады, доли), составляющие уставный (складочный) капитал каждого из двух и более юридических лиц.
    Здесь под лицом, относящимся к той группе лиц, к которой принадлежит данное юридическое лицо, следует понимать:
  • лицо, являющееся участником группы лиц, состоящей из юридических лиц, имеющей право самостоятельно или через представителей (поверенных) распоряжаться в сумме более чем 50% голосов, приходящихся на акции (вклады, доли), составляющие уставный (складочный) капитал каждого из двух и более юридических лиц;
  • лицо, являющееся участником группы лиц, состоящей из физических лиц, их супругов, родителей, детей, братьев, сестер и юридических лиц, имеющей право самостоятельно или через представителей (поверенных) распоряжаться в сумме более чем 50% голосов, приходящихся на акции (вклады, доли), составляющие уставный (складочный) капитал каждого из двух и более юридических лиц.
  • Физические и (или) юридические лица, имеющие право самостоятельно или через представителей (поверенных) распоряжаться в сумме более чем 50% голосов, приходящихся на акции (вклады, доли), составляющие уставный (складочный) капитал одного юридического лица, и одновременно данные физические лица, их супруги, родители, дети, братья, сестры и (или) лица, предложенные одним и тем же юридическим лицом, составляющие более 50% состава коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления другого юридического лица.
    Здесь лицом, относящимся к той группе лиц, к которой принадлежит данное юридическое лицо, будет являться:
  • лицо, являющееся одним из участников группы лиц, состоящей из физических и юридических лиц, которая имеет право самостоятельно или через представителей (поверенных) распоряжаться в сумме более чем 50% голосов, приходящихся на акции (вклады, доли), составляющие уставный (складочный) капитал одного юридического лица;
  • одновременно данные физические лица, их супруги, родители, дети, братья, сестры и лица, предложенные одним и тем же юридическим лицом, составляющие более 50% состава коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления другого юридического лица;
  • лицо, являющееся одним из участников группы лиц, состоящей из юридических лиц, которая имеет право самостоятельно или через представителей (поверенных) распоряжаться в сумме более чем 50% голосов, приходящихся на акции (вклады, доли), составляющие уставный (складочный) капитал одного юридического лица;
  • одновременно лица, предложенные одним и тем же юридическим лицом, составляющие более 50% состава коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления другого юридического лица.
  • Юридические лица, являющиеся участниками одной финансово-промышленной группы.
    Указанное условие позволяет установить только аффилированные лица юридического лица. Лица, являющиеся участниками одной финансово-промышленной группы, аффилированы друг к другу.
  • Физические лица, являющиеся супругами, родителями и детьми, братьями и (или) сестрами.
    Данное условие позволяет установить аффилированные лица как юридического лица, так и физического лица. Лица, состоящие в подобных родственных отношениях, являются аффилированными друг к другу. Супруги, родители и дети, братья и (или) сестры могут являться и аффилированными лицами юридического лица при соблюдении хотя бы одного из признаков аффилированного лица, указанных выше.

    УЧЕТ И РАСКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ ОБ АФФИЛИРОВАННЫХ ЛИЦАХ

    Предоставление информации об аффилированных лицах регулирующим органам
    Кроме того, закон РСФСР устанавливает, что акционерные общества должны вести учет своих аффилированных лиц и предоставлять отчетность об аффилированных лицах в порядке, определенном Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг России (ст. 21). Порядок учета аффилированных лиц установлен постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг № 7 от 30 сентября 1999 г. 2.
    В соответствии с этим постановлением список аффилированных лиц акционерного общества должен содержать следующие сведения:

  • полное фирменное наименование, место нахождения и почтовый адрес юридического лица или имя (фамилию, имя, отчество) и место жительства физического лица, являющегося аффилированным лицом акционерного общества;
  • дату наступления основания, в силу которого лицо является аффилированным лицом акционерного общества в соответствии с законодательством РФ;
  • основание, в силу которого лицо является аффилированным лицом акционерного общества в соответствии с законодательством РФ (при наличии двух и более оснований аффилированности в списке должны быть перечислены все основания, в силу которых лицо является аффилированным лицом акционерного общества в соответствии с законодательством РФ).
    При появлении у акционерного общества нового аффилированного лица, исключении лица из списка аффилированных лиц акционерного общества, а также изменении (дополнении) сведений об аффилированном лице акционерного общества последнее обязано в срок не позднее 3 дней с момента, когда ему стало известно о факте, требующем внесения изменений (дополнений) в список его аффилированных лиц, внести в список соответствующие изменения. Кроме того, акционерное общество обязано по требованию регистрирующего органа предоставлять список его аффилированных лиц, составленный на дату, указанную в требовании, в срок не позднее 10 дней с момента получения такого письменного требования.
    Акционерные общества обязаны предоставлять списки своих аффилированных лиц в регистрирующий орган, к полномочиям которого отнесена государственная регистрация выпусков ценных бумаг этого акционерного общества (региональные отделения ФКЦБ России или Департамент лицензирования деятельности кредитных организаций и аудиторских фирм Банка России, территориальные учреждения Банка России для кредитных организаций) в следующие сроки:
  • ежеквартально, не позднее 30 дней после окончания отчетного квартала (список аффилированных лиц в данном случае составляется на дату окончания отчетного квартала). Списки аффилированных лиц в указанные сроки предоставляют акционерные общества, осуществившие размещение эмиссионных ценных бумаг путем открытой подписки, а также акционерные общества, государственная регистрация выпусков ценных бумаг которых отнесена к компетенции ФКЦБ России;
  • иные акционерные общества ежегодно не позднее 30 дней после окончания отчетного года. Список аффилированных лиц в данном случае составляется на дату окончания отчетного года.
    Кроме того, акционерное общество обязано уведомлять указанные выше регистрирующие органы о любых изменениях, происшедших в списке его аффилированных лиц, по требованию этого регистрирующего органа в срок не позднее 10 дней с момента получения такого письменного требования.
    Предоставление информации об аффилированных лицах акционерам
    Еще одной формой учета аффилированных лиц акционерных обществ является ежегодное опубликование открытыми акционерными обществами в СМИ, доступных для всех акционеров, списков аффилированных лиц этих обществ (п. 1 ст. 92 федерального закона РФ № 209-ФЗ от 26 декабря 1995 г. (с изменениями)3.
    Более того, в ст. 93 данного закона установлено, что. При непредоставлении по вине аффилированного лица указанной информации или несвоевременного ее предоставления, в случае, если в результате этого обществу причинен имущественный ущерб, аффилированное лицо несет перед обществом ответственность в размере причиненного ущерба.
    Открытое акционерное общество обязано ежегодно, в срок не позднее 30 дней после окончания отчетного года, опубликовывать в средствах массовой информации, доступных для всех акционеров данного акционерного общества, список его аффилированных лиц с указанием количества и категорий (типов) принадлежащих им акций, составленный на дату окончания отчетного года (п. 1 ст. 92 федерального закона РФ № 209-ФЗ от 26 декабря 1995 г.).
    Помимо этого акционерное общество обязано обеспечить его акционерам возможность ознакомиться со списком аффилированных лиц данного акционерного общества. Копия списка аффилированных лиц акционерного общества должна предоставляться по письменному требованию его акционера за плату в течение 10 дней с момента предъявления такого требования. Причем размер платы за предоставление списка аффилированных лиц, установленный акционерным обществом, не может превышать стоимости расходов на изготовление копии списка и оплаты расходов, связанных с его направлением акционеру по почте.
    Все перечисленные нормы крайне разрозненны и не систематизированы. Четкий и ясный механизм сбора и предоставления информации об аффилированных лицах акционерных обществ не разработан.
    Подобная информация необходима прежде всего для упорядочения и совершенствования порядка совершения сделок с крупными пакетами акций акционерных обществ, а также обеспечения инвесторов информацией, необходимой для принятия ими решений о совершении подобных сделок на рынке ценных бумаг.
    Отражение информации об аффилированных лицах в бухгалтерской отчетности
    Третьей формой раскрытия информации об аффилированных лицах юридического лица, в том числе и акционерного общества, является бухгалтерская отчетность. Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 11/2000 (утверждено Приказом Минфина России № 5н от 13 января 2000 г.)4 устанавливает порядок раскрытия информации об аффилированных лицах в бухгалтерской отчетности. К информации об аффилированных лицах в бухгалтерской отчетности относятся данные об операциях между организацией, подготавливающей бухгалтерскую отчетность, и аффилированным лицом.
    В бухгалтерской отчетности такой организации раскрывается информация об аффилированных лицах в случаях, когда:
  • Контролируется или оказывается значительное влияние на эту организацию другой организацией или физическим лицом (т.е. имеет возможность участвовать в принятии решений другой организацией, но не контролирует ее).
  • Данная организация контролирует или оказывает значительное влияние на другую организацию.
  • Организация или физическое лицо контролирует другую организацию, когда такая организация или физическое лицо имеет право:
  • распоряжаться (непосредственно или через свои дочерние общества) более чем 50% голосующих акций акционерного общества или более чем 50% уставного (складочного) капитала общества с ограниченной ответственностью;
  • распоряжаться (непосредственно или через свои дочерние общества) более чем 20% голосующих акций акционерного общества или более чем 20% уставного (складочного) капитала общества с ограниченной ответственностью и имеет возможность определять решения, принимаемые в этих обществах.
    Если в отчетном периоде такая организация проводила операции5 с аффилированными лицами, то в бухгалтерской отчетности по каждому аффилированному лицу раскрывается как минимум следующая информация:
  • характер отношений с ним (контроль или оказание значительного влияния);
  • виды операций с ним;
  • объем операций каждого вида (в абсолютном или относительном выражении);
  • стоимостные показатели по не завершенным на конец отчетного периода операциям;
  • использованные методы определения цен по каждому виду операций с ним.
    Информация об аффилированных лицах, предусмотренная данным положением, включается в пояснительную записку, входящую в состав бухгалтерской отчетности, в виде отдельного раздела.
    Таким образом, для любого акционерного общества, владеющего крупным пакетом голосующих акций в других акционерных обществах (дочерних, зависимых), этот вопрос становится очень актуальным. Нет необходимости объяснять тот факт, что на настоящий момент практически за любое нарушение со стороны лица, действующего в той или иной форме на этом рынке, ФКЦБ России применяет достаточно серьезные санкции финансового характера, руководствуясь в основном федеральным законом № 46-ФЗ от 5 марта 1999 г. 6.
    Ответственность за нарушение порядка предоставления отчетности об аффилированных лицах, установленного ФКЦБ России, предусмотрена двумя нормативными актами. Первый из них - это уже упоминавшийся закон РСФСР. Данный закон в ст. 23 (абз. 7) устанавливает ответственность в форме штрафа в размере до 5 тыс. минимальных размеров оплаты труда за. В то же время эта норма ограничивает круг субъектов, подлежащих наказанию вследствие своего нарушения.
    Указанное положение применяется антимонопольными органами лишь в случае, если это нарушение произошло при предоставлении информации на основании ходатайств и уведомлений, оформляемых на основании закона РСФСР (ходатайство о даче согласия на создание, реорганизацию, ликвидацию коммерческих и некоммерческих организаций; ходатайство о даче согласия на приобретение лицом (группой лиц) акций (долей) с правом голоса в уставном капитале хозяйственного общества, при котором такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем 20% указанных акций (долей) и т.п.). Таким образом, если лицо осуществляет, например, приобретение 20 или более процентов голосующих акций третьего акционерного общества, указанное положение, естественно, касается его в первую очередь.
    На профессиональных участников рынка ценных бумаг, местонахождением которых является г. Москва, распространяется закон г. Москвы № 17 от 11 июня 1997 г. 7, который указывает, что.
    Проблемы получения информации об аффилированности
    Перечень лиц, относящихся к аффилированным в соответствии с законом РСФСР, достаточно внушителен. Кроме того, основания, по которым лицо признается аффилированным к акционерному обществу, требуют обладания информацией, не являющейся общедоступной (родственные отношения, наличие соглашений (согласованных действий) и т.п.). Эта информация не статична и не постоянна, что также требует от общества определенных усилий для отслеживания изменений.
    Когда речь идет об аффилированных лицах, являющихся таковыми в соответствии с признаками аффилированного лица, изложенными выше (член совета директоров, член коллегиального исполнительного органа, лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа и т.д.), то сложностей с составлением и ведением списка аффилированных лиц не возникает.
    В противном случае совершенно не ясно, каким образом акционерное общество должно выявлять свои аффиллированные лица, так как обязанность лиц уведомлять акционерное общество о своей аффилированности действующим законодательством РФ не предусмотрена.
    К тому же общество даже не имеет права требовать у инвестора обязательного предоставления информации, не предусмотренной действующим законодательством. Исключением в данном случае является уже упоминавшаяся выше обязанность аффилированных лиц уведомить в письменной форме общество (п. 2 ст. 93 федерального закона РФ).
    Следовательно, установление аффилированности лиц к обществу, исходя из их принадлежности к одной группе лиц, в настоящее время возможно только в том случае, если лицо самостоятельно предоставит сведения о своей аффилированности. Действующим законодательством не определен порядок контроля за полнотой и правильностью составления раскрываемого списка. Более того, установление фактов нарушения органами требований ведения учета аффилированных лиц и предоставления информации об аффилированных лицах акционерных обществ может в большинстве случаев осуществляться, исходя из формальных соответствий признакам аффилированного лица.

    ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

    В настоящее время разрабатывается проект федерального закона.
    В отличие от закона РСФСР, содержащего определение понятия, данный законопроект:

  • дает определение понятия для юридических лиц всех организационно-правовых форм, охватывая, таким образом, не только товарные, но и финансовые рынки (в настоящее время федеральный закон РФ № 117-ФЗ от 23 июня 1999 г. 8 при определении понятия аффилированного лица делает отсылку к закону РСФСР);
  • снимает имеющееся несоответствие между понятием, которое используется в антимонопольном законодательстве, и понятием, применяемым в основном в корпоративных отношениях.
    Согласно законопроекту аффилированные лица - юридические и (или) физические лица, находящиеся в определенных отношениях, способных оказывать влияние на получение взаимной выгоды в результате осуществления предпринимательской и (или) иной деятельности и соответствующие хотя бы одному из следующих признаков:
  • наличие возможности в силу преобладающего участия в капитале или иным образом определять решения, принимаемые юридическим лицом;
  • осуществление полномочий единоличного исполнительного органа юридического лица;
  • осуществление лицом полномочий члена совета директоров (наблюдательного совета), коллегиального исполнительного органа, контрольного или надзорного органа юридического лица, если при этом указанное лицо способно оказывать влияние на принятие решений указанного юридического лица.
    Независимо от этих условий аффилированными лицами являются основное и дочернее общества, юридические лица, в которых более чем 20% голосующих акций, уставного капитала или голосов в высшем органе управления владеют одни и те же юридическое или физическое лицо и (или) его близкие родственники. Аффилированными лицами являются также объединение юридических лиц и юридические лица - члены этого объединения.
    Кроме того, разработанный законопроект устанавливает для всех юридических лиц требования по ведению учета аффилированных лиц, раскрытию информации об аффилированных лицах, а также требования к сделкам с аффилированными лицами или с их участием.
    Так, законопроектом предусмотрено, что условия сделок с аффилированными лицами или с их участием не должны быть более льготными для аффилированных лиц по сравнению с предлагаемыми иным лицам. При этом установлена ответственность руководителей юридического лица перед самим юридическим лицом и перед его участниками (учредителями) за убытки, причиненные принятием решения о совершении сделок с аффилированными лицами.
  • 08.02.2018
    События. ЦБ подрегулировал словарь. В программном документе Банка России появились новые понятия. Вчера был обнародован программный документ Банк России, описывающий планы по развитию и применению новых технологий на финансовом рынке на ближайшие годы. Основные идеи, понятия и проекты так или иначе регулятором уже анонсировались. При этом ЦБ вводит и раскрывает новые термины, в частности, RegTech, SupTech и «сквозной идентификатор». Эксперты отмечают, что эти направления уже давно и успешно развиваются в Европе.

    08.02.2018
    События. Госдума выписала капиталу пропуск в Россию. Однократную амнистию бизнеса решено повторить. Госдума России приняла в среду в первом, а спустя несколько часов - и во втором чтении инициированный Владимиром Путиным пакет законопроектов о возобновлении амнистии капиталов. Новый акт «прощения» объявлен вторым этапом кампании 2016 года, которая подавалась тогда как однократная и была фактически проигнорирована бизнесом. Поскольку привлекательности у российской юрисдикции и доверия к ее правоохранителям за прошедшие два года не прибавилось, сейчас ставка сделана на тезис о том, что капиталы в страну надо возвращать потому, что за рубежом им хуже, чем в России.

    07.02.2018
    События. Контроль и надзор подгоняют по фигуре. Бизнес и власти сверили подходы к реформе. Итоги и перспективы реформы контрольно-надзорной деятельности обсудили вчера представители бизнес-сообщества и регуляторов в рамках «Недели российского бизнеса» под эгидой РСПП. Несмотря на снижение числа плановых проверок на 30%, бизнес жалуется на административную нагрузку и призывает власти оперативнее реагировать на предложения предпринимателей. Правительство, в свою очередь, планирует заняться пересмотром обязательных требований, реформой КоАП, цифровизацией и приемом отчетности в режиме «одного окна».

    07.02.2018
    События. Эмитентам добавят прозрачности. Но инвесторы ждут дополнений по собраниям акционеров. Московская биржа готовит изменения в правила листинга для эмитентов, чьи акции находятся в высших котировальных списках. В частности, компании обяжут создавать на своих сайтах специальные разделы для акционеров и инвесторов, ведение которых будет контролироваться биржей. Крупные эмитенты уже удовлетворяют этим требованиям, однако инвесторы считают важным эти обязанности закрепить в документе. Кроме того, по их мнению, бирже стоит обратить внимание на раскрытие информации к собраниям акционеров, что является наиболее болезненным вопросом во взаимоотношениях эмитентов и инвесторов.

    07.02.2018
    События. ЦБ России вчитается в рекламу. Финансовый регулятор нашел новое поле для надзора. Добросовестность финансовой рекламы скоро начнет оценивать не только Федеральная антимонопольная служба, но и ЦБ. С этого года в рамках поведенческого надзора Банк России будет выявлять рекламу финансовых компаний и банков, содержащую признаки нарушений, и сообщать об этом в ФАС. Если банки будут получать не только штрафы от ФАС, но и рекомендации ЦБ, это может изменить ситуацию с рекламой на финансовом рынке, считают эксперты, но порядок применения надзорных мер ЦБ в новой сфере пока не описан.

    06.02.2018
    События. Не по акценту, а по паспорту. Иностранные инвестиции под контролем россиян останутся без международной защиты уже весной. Законопроект правительства, лишающий вложения подконтрольных россиянам зарубежных компаний и лиц с двойным гражданством защиты закона об иностранных инвестициях, в частности, гарантий свободы вывода прибыли, будет принят Госдумой России уже в начале марта. Документ не признает иностранными и инвестиции через трасты и иные доверительные институты. Подконтрольные россиянам структуры, вкладывающиеся в стратегические активы в РФ, Белый дом по-прежнему готов считать иностранными инвесторами - но для них это, как и ранее, означает только необходимость согласования сделок с комиссией по иностранным инвестициям.

    06.02.2018
    События. Госструктурам не даются банки. ФАС России намерена ограничить экспансию госсектора на финансовом рынке. Федеральная антимонопольная служба разработала предложения об ограничении покупок банков государственными структурами. ФАС планирует внести поправки в закон «О банках и банковской деятельности» и сейчас прорабатывает их с Центробанком (ЦБ). Исключение могут составить санация банков, обеспечение доступности банковских услуг на нуждающихся в этом территориях, а также вопросы безопасности страны. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина уже поддержала данную инициативу.

    06.02.2018
    События. Аудиту онлайн дали шанс. ФРИИ готов поддержать дистанционные проверки. Аудит в режиме онлайн, до сих пор являвшийся побочной ветвью этого бизнеса, которым занимались преимущественно недобросовестные компании, получил поддержку на государственном уровне. Фонд развития интернет-инициатив инвестировал в компанию «АудитОнлайн» 2,5 млн руб., таким образом признав перспективность данного направления. Однако участники рынка уверены, что законного будущего у онлайн-аудита нет - дистанционные проверки противоречат международным стандартам аудита.

    05.02.2018
    События. От законных сделок рекомендовано воздержаться. ЦБ России счел «скрытое доверительное управление» неэтичным. Банк России предостерегает профучастников от использования некоторых популярных, но не вполне этичных по отношению к клиентам практик на фондовом рынке. Описанные в письме регулятора схемы лежат в законной плоскости, поэтому ЦБ ограничился рекомендациями. Но фактически регулятор обкатывает применение мотивированного суждения, право на использование которого законодательно пока не утверждено.

    05.02.2018
    События. В поглощении будет меньше занимательного. ЦБ России стимулирует банки сокращать кредитование сделок M&A. Идея ЦБ стимулировать банки кредитовать не сделки по слиянию и поглощению компаний, а развитие производства обретает конкретные черты. Первым шагом может стать указание банкам формировать повышенные резервы под кредиты, выдаваемые на сделки M&A. По мнению экспертов, это сократит подобное кредитование, но чтобы банковские ресурсы пошли на развитие производства, потребуются дополнительные стимулирующие меры.

    Добрый день!!

    Согласно п. 2 ст. 93 Закона об АО общество обязано вести учет своих аффилированных лиц и представлять отчетность о них в соответствии с требованиями законодательства РФ.

    Аффилированные лица не позднее 10 дней с даты приобретения ими акций обязаны письменно уведомить общество о принадлежащих им акциях с указанием их количества и категорий (типов).

    В случае получения обществом такого уведомления, а также если обществу станет известно из иных источников об изменениях в составе аффилированных лиц, оно обязано внести изменения в список аффилированных лиц и опубликовать их на своей странице в Интернете в установленный Положением срок.

    Изменения составляются, как правило, в той же форме, что и сам список аффилированных лиц. При этом для каждого изменения указывается дата внесения, описывается содержание и приводятся сведения об аффилированном лице до и после внесения корректив. Если основания аффилированности прекращаются, приводится пояснение о том, что лицо перестало относиться к аффилированным лицам данного общества.

    Срок раскрытия (опубликования) изменений в список аффилированных лиц акционерного общества составляет два рабочих дня с даты внесения изменений. Текст изменений должен быть доступен на странице в Интернете в течение не менее трех месяцев с даты истечения срока, установленного для его опубликования в сети, а если он размещен там после истечения данного срока, — с даты публикации в Интернете.

    Напомним, что изменения в список аффилированных лиц, как и сами списки, в соответствии с п. 8.1.1 Положения обязаны раскрывать все открытые акционерные общества, а также те закрытые акционерные общества, которые осуществили публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг.

    Ответственность за непредставление (нераскрытие) информации

    Статьей 15.19 Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее — КоАП РФ) установлена административная ответственность за нарушение требований законодательства, касающихся представления и раскрытия информации на рынке ценных бумаг как владельцами ценных бумаг, так и эмитентами, а также иными участниками рынка.

    Так, согласно ч.3 ст. 15.19 КоАП РФ непредставление (нераскрытие) или нарушение владельцами ценных бумаг, а также аффилированными лицами акционерных обществ и лицами, которые в соответствии с федеральным законом признаются заинтересованными в совершении обществом сделки, порядка и сроков представления (раскрытия) информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, влечет административный штраф в следующих размерах:

    • для граждан — от 1000 до 2000 руб.;
    • для должностных лиц — от 10 000 до 20 000 руб.;
    • для юридических лиц — от 300 000 до 500 000 руб.

    Еще более суровая ответственность предусмотрена в отношении эмитентов, нарушивших порядок и сроки раскрытия информации.

    Согласно ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ нераскрытие или нарушение эмитентами порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, равно как и раскрытие информации не в полном объеме, недостоверной, а также вводящей в заблуждение информации влечет административный штраф:

    • для должностных лиц — от 30 000 до 50 000 руб. (или дисквалификацию на срок от года до двух лет);
    • для юридических лиц — от 700 000 до 1 000 000 руб.