Занятие по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе «Как растения готовятся к зиме. Конспект занятия "Как живут растения зимой" план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему Как растения готовятся к зиме биология

Разделы: Внеклассная работа

Цели мероприятия:

– познакомить учащихся с изменениями в неживой и живой природе с приходом зимы:
– формировать интерес к окружающему миру и стремление беречь природу;
– углублять знания детей о живой и неживой природе, их взаимодействия между собой и с окружающей средой;
– воспитывать любовь к природе;
– развивать наблюдательность, память;
– формировать правильное представление, чувство ответственности, бережное отношение ко всему живому.

Оборудование: Иллюстрации зимней природы; иллюстрации зимующих птиц; запись “Голоса птиц”; кормушки, изготовленные детьми.

Ход мероприятия

Учитель: Послушайте стихотворение. О каком времени года в нем рассказывается?

С неба падают снежинки,
Словно белые пушинки,
Покрывая всё кругом
Мягким бархатным ковром
Солнце полно светлой ласки,
Всё блестит, как в дивной сказке,
Пруд зеркальный недвижим
Под покровом ледяным.

Учащиеся: О зиме.

Учитель: Кто поляны белит белым, и на стенах пишет мелом,

Шьет пуховые перины, разукрасил все витрины? (Зима.)

Сегодня мы поговорим о том, как готовятся к зиме растения и животные, о том, как холодно и голодно животным зимой и как мы можем им помочь пережить трудное зимнее время.

– А как вы думаете, готовится ли к зиме живая природа? (Ответы детей.)

– Все живое готовится к зиме, к встрече холодов. Медведи и барсуки, например, запасают к зиме побольше жира. А в теле у обыкновенных черных муравьев, древесных жуков, гусениц и других насекомых осенью появляется особое морозостойкое вещество.

– Деревьям тоже приходится выдерживать жестокие морозы. Как они справляются с этим? Деревья не могут, как белки и куропатки, сбиваться для тепла в кучу, не могут, как глухари, зарываться в снег, чтобы спастись от мороза. Но и они заранее и по-своему готовятся к зиме. А как они это делают мы узнаем из сообщений, которые подготовили ребята.

Сообщения учащихся:

3. Зачем деревья сбрасывают листья? Приложение 3 .

Учитель. Большое спасибо, ребята. Ваши сообщения понятно объяснили нам, что происходит с деревьями, когда приходит зима.

Лес, поля, деревья и кустарники оденут зимой новый наряд. Стоит лес, околдованный чародейкою зимою, принакрывшись белой шапкой. Русские поэты в своих стихах очень любили воспевать такие картины природы.

Заранее подготовленные ученики читают стихи:

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован, –
Не мертвец и не живой, –
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой...

Ф. Тютчев

Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится. <...>
Темный лес – что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно...

И. Суриков

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А над самою макушкой
Долбит дятел на суку.

С. Есенин

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

А. Пушкин

Снег летает и сверкает
В золотом сиянье дня.
Словно пухом устилает
Все долины и поля...
Все в природе замирает –
И поля, и темный лес.
Снег летает и сверкает,
Тихо падая с небес.

С. Державин

Серебро, огни и блестки –
Целый мир из серебра!
В жемчугах горят березки,
Черно-белые вчера.
Это – область чей-то грезы,
Это – призраки и сны!
Все предметы старой прозы
Волшебством озарены.

В. Брюсов

Учитель. Голодно в лесу зимой и зверям, и птицам. Особенно когда наступают морозы и деревья, кустарники, сухие остатки травяной растительности покрываются толстым слоем снега. А если после оттепели ударит мороз и все покроется льдом? Лед плотно закупоривает укрытия, где прячутся личинки насекомых, и птицам – даже таким проворным и шустрым, как поползень, – приходится туго, не помогают ни цепкие лапки, ни длинный клюв. Жесткий наст ограничивает передвижение и копытных – лосей, косуль, оленей.

Нелегко в такую пору прокормиться животным, многие из них, так и не дождавшись весны, гибнут. В это суровое время им, как никогда, нужна забота человека. Сегодня мы узнаем, как человек помогает лесным друзьям.

Немалую услугу мы можем оказать таким обитателям леса, как лоси, олени и другие копытные. Ведь в особо снежные зимы и им нелегко приходится. Глубокий снег, жесткий наст затрудняют добывание корма, животные становятся малоподвижными, и стараются передвигаться только по тропам.

Но так жить можно только неделю-полторы. Если снегопад не кончается, наступает катастрофа: съев все корма, находящиеся на тропах, пробраться по глубокому снегу к новым кормовым угодьям у них уже не хватает сил…

Вот тогда и выручат зверей подкормочные площадки, которые устраивает человек. Для оленей и косуль их располагают на полянах, в старом крупноствольном лесу, где хороший обзор и нет зарослей. Эти копытные очень осторожные звери, во время кормления они должны далеко видеть пространство перед собой.

Развилка дерева послужит неплохой кормушкой. Набейте между стволов сено, солому, ветки ивы, осины – вот вам и столовая для оленей, косуль, лосей. А для последних недалеко от троп можно еще подрубить мелкий осинник.

В любое время года, весной и летом, осенью и зимой, в городах и селах, в степи и на полях, в садах и парках, и больше всего в лесу мы видим и слышим птиц. В одни сезоны года птиц больше, в другие – меньше. Весной отовсюду слышатся звонкие трели, посвисты, писк, переливы тихих и громких голосов. Летом песен меньше. А осенью и зимой птиц почти не слышно. Конечно, в зимнее время птицы тоже есть, но молчаливость их вызвана тем, что зимний день короток, а птицам надо успеть насытиться на долгую зимнюю ночь.

Учитель.

Если сильные морозы
Будут в этом году, –
Очень жалко яблоньку,
Продрогшую в саду!
Если лютый холод
Будет во дворе, –
Очень жалко Жучку
В холодной конуре.
Но больше всего –
Беспокойно за птиц:
За наших воробышек,
Галок, синиц.
Ведь холодно очень
В воздухе им.
Поможем ли мы –
Беззащитным таким?

Дети хором: Поможем! Их надо кормить, и тогда им будет легко пережить холода!

Учитель.– Как вы считает, ребята, что для зимующих птиц страшнее – холод или голод? (голод) Почему?

– Действительно, для птиц зимой страшнее голод. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. В суровую зиму из десяти синичек выживает только одна. Поэтому необходимо помочь птицам в это трудное для них время.

Для начала давайте проверим как вы знаете зимующих птиц. Отгадайте загадки.

(Дети разгадывают загадки, учитель вывешивает на доске изображения птиц, делает небольшие сообщения)

1.Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют.
Не боится он простуды:
С первым снегом тут как тут. (Снегирь.)

Снегири – нарядные птицы. Самцы красногрудые, а у самочек наряд более скромный. Снегири держатся обычно небольшими стайками (7–10 птичек). Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягодку. С приходом темноты вся стайка улетает на кусты или деревья, где и ночует.

2. Кто в беретке ярко-красной?
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит. (Дятел.)

В наших лесах чаще всего встречается большой пестрый дятел. Он – украшение нашего леса. Дятел– труженик. Расклюет дятел в своей “кузнице” шишку и летит за новой. Нередко стайки синичек и других маленьких птичек летают вслед за дятлом.

3. Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива.
Стрекотунья, белобока,
А зовут её. .. (сорока).

Сорока – ловкая, подвижная, суетливая птица. Вместе с воронами и галками переселяется на зиму ближе к жилью людей.

4. Озорной мальчишка
В сером армячишке,
По двору шныряет,
Крошки собирает. (воробей.)

Воробьи спокойно переносят холод. Когда им холодно, они прячут одну лапку в пушистое оперение своего брюшка, а на другой ноге стоят. Чаще воробьи сидят, прижавшись друг к другу, нахохлившись. Воробьи чистоплотные, постоянно охорашиваются, охотно купаются зимой в снегу.

5. Носит серенький жилет,
Но у крыльев – черный цвет.
Видишь: кружат 20 пар
И кричат: карр, карр, карр. (ворона.)

6. Что за птица – мороза не боится,
Хоть снега лежат везде,
У нее птенцы в гнезде? (клест.)

Клестов называют “северными попугайчиками”. Такое прозвище они получили за то, что, подобно настоящим попугаям, искусно лазают по деревьям. Клюв у клеста имеет особую форму: верхняя и нижняя части изогнуты в разные стороны. Клесты срывают спелые шишки и, усевшись на ветку, придерживают шишку цепкими ноготками, достают из нее семена. Если шишка падает на снег, клест не опускается за ней на землю, а срывает новую. Упавшие шишки становятся добычей других обитателей леса. Клесты – единственные птицы, которые зимой выводят птенцов, даже при 28 градусах мороза.

7. Клюют рябины грозди,
Так нарядны и ярки,
На головках – хохолки! (свиристели .)

8. Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (синица.)

Синицы очень подвижные птицы. Перепархивая с ветки на ветку, они подвешиваются к ним вниз головой, качаются, держатся на самых тонких веточках. В этом им помогают их длинные и острые когти.

Учитель. Молодцы, ребята, вы были внимательны и отгадали всех птиц. Многие из вас приготовили к сегодняшнему дню птичьи кормушки. Давайте их рассмотрим.

(Дети показывают свои кормушки, рассказывают, из чего они сделаны)

Учитель. А где надо развешивать кормушки? (ответы детей)

Для различных видов птиц нужны различные корма. Клесты питаются только сосновыми или еловыми семенами. Дятел любит полакомиться семенами шишек и личинками насекомых в коре деревьев и веток.

Для птиц, которые прилетают к вам на кормушку, вы должны заранее заготовить корм. Делают это летом и осенью.

Учитель. Вы запомнили, какой корм едят зимующие птицы? Давайте проверим.

  1. В понедельник мы положили в кормушку крошки хлеба, семечки подсолнуха, сало и веточку рябины. Прилетели небольшие серенькие птички, крошки и семечки склевали, а рябину не тронули. Кто это? (воробьи.)
  2. Во вторник прилетели птички с желтыми грудками, тоже рябину не трогали, но сало и семечки склевали (синичка) .
  3. В среду прилетели небольшие пушистые птички, с красными грудками, с белой полоской на темно-синих крыльях, они сидели нахохлившись и клевали ягоды рябины (снегири).

– Какие же правила надо соблюдать каждому из нас, чтобы не обидеть птиц, а помочь им?

– Не разорять гнезда.

– Не ловить и не убивать.

– Не трогать яйца и птенцов.

– Подкармливать в зимнее время, главная цель – защита птиц от голода.

– Делать кормушки.

– Охранять от вредителей (кошки, собаки, серые вороны и т. д.)

– Летом и осенью запасать корм для зимующих птиц (семена березы, ольхи, репейника, ягоды рябины, калины, семена от арбузов, дынь и т. д.).

Вы слышите, ребята,
Это птицы зовут нас помочь им!

Ученики читают стихотворения.

1. Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма –
Горсть зерна нужна,
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.

2. Сколько гибнет их – не счесть
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать –
Улететь могли.
А остались зимовать
Заодно с людьми.

3. Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!

4. Эй, вороны, снегири!
Сороки, синицы, воробьи!
Птички милые, привет!
Прилетайте на обед!

5. Крошек хлебных накрошим,
Вкусных зёрен вам дадим.
На кормушках ваших
Мы положим каши!

Мы кормушки смастерим,
Птиц накормим, напоим!

Исполняется любая песня о птицах.

Затем дети идут на улицу вешать кормушки и кормить птиц.

Литература

  1. Болотскакя С.А. Внеклассные мероприятия в начальной школе. Волгоград: Учитель, 2007.
by Записки Дикой Хозяйки

Многие начинающие огородники и не подозревают, что с грядок или вдоль забора выпалывают сорняки, которые являются не только съедобными, но, самое главное, - весьма полезными лекарственными и пищевыми растениями. Когда-то такие травы широко применялись в кулинарии в качестве дополнительной овощной зелени, а в сегодня их незаслуженно вытеснили из нашего рациона.

Полезные свойства съедобных дикорастущих растений, как правило, уникальны и значительно превосходят по спектру действия культурные растения. Дикорастущие травы за много лет борьбы за выживание выработали особенные механизмы развития, благодаря которым они стали устойчивыми к болезням, вредителям и неблагоприятным условиям.

Дикорастущие съедобные растения особенно актуальны весной в момент, когда наш организм, "измученный" авитаминозом, настойчиво требует витаминов. К тому же блюда, приготовленные из съедобных дикорастущих растений, порой, ничем не уступают тем, которые приготовлены из растений, выращенных на своем огороде.

Одуванчик

Одуванчик – это маленький желтый лекарь, который содержит в себе золотой запас многих полезных элементов таблицы Менделеева: калий, кальций, натрий, марганец, магний, алюминий, железо, медь и витамины А, С, F и группу В. Целебные свойства одуванчика находятся во всех его частях - цветках, корнях и листьях, поэтому и в пищу его употребляют целиком - от корешка до цветка в свежем, маринованном и сушеном виде. Готовят из одуванчика множество разнообразных блюд. Из цветков делают вино, мед и варят варенье, свежие листья применяют для салатов, а из сушеных заваривают чай.

Рецепт варенья из одуванчиков

Из 300 штук желтых цветов одуванчика без стеблей, 1,5 стаканов воды и 6 стаканов сахара сварите сироп в течении 20 минут. Затем добавьте выжатый сок из половины лимона, 0,5 чайной ложки лимонной кислоты и еще поварите 10 минут.

Сваренную массу уберите с огня и оставьте на 24 часа. По истечении этого времени отожмите массу через марлю и поставьте ее вариться еще на 20 минут. Когда цвет массы будет прозрачно-желтый, варенье готово.

Клевер

Клевер - неприхотливый цветочек, который распускается одним из первых иных дикорастущих трав. Кроме того, что он симпатично цветет, клевер скрывает в себе много полезных свойств. Врачи-диетологи считают, что клевер - очень ценное диетическое растение. Его соцветия и листья содержат много витаминов С, Е, группу B, каротина, флавоноидов, минеральных веществ и салициловой кислоты. Клевер улучшает поступление кислорода в ткани и хорошо стимулирует кроветворные процессы. Кроме этого он понижает содержание холестерина и активизирует обмен веществ.

Рецепт хлебного супа с клевером

Смешайте следующие компоненты: 3 столовых ложки порезанных стеблей, цветков и листьев клевера, 200 грамм чёрствого хлеба (белого или черного), 1 литр кипяченой питьевой воды, 2 столовых ложки порезанного зелёного лука, 3 столовых ложки растительного рафинированного масла и соль. Прокипятите суп 2 минуты и подавайте к столу

Подорожник

Подорожник растет на обочине у дорог, в степях и на пустынных лугах вблизи жилья. Его листья собирают на протяжении всего лета. Однако заготавливать это растение рекомендуют именно в июне, так как к этому времени в нем накопится полный ряд витаминов и полезных веществ. Собранное растение сушат под навесами на свежем воздухе, время от времени перемешивая сырье, которое можно хранить на протяжении 3 лет.

Готовят из подорожника супы, его добавляют в тесто для оладий, пирожков, лепёшек и иной несладкой выпечки. Вкус блюд подорожник ни в коем случае не испортит, но точно добавит блюдам пользы.

Рецепт щей с подорожником

150 грамм промытых листьев подорожника положите на 3 минуты в кипящую воду, откиньте на сито, прокрутите через мясорубку и тушите в масле 10-15 минут. В кипящую воду положите тушеный подорожник, одну пассерованную репчатую луковицу, одну обжаренную натертую на терке морковь, измельченную петрушку, зеленый лук и варите все 20-25 минут. За 10 минут до готовности добавьте 50 грамм щавеля, специи и сметану.

Лебеда

Лебеда - это источник нерастворимой и растворимой клетчатки, витаминов С, B1, железа и кальция. Содержащиеся в ней минералы и витамины участвуют во многих обменных процессах организма и предотвращают развитие некоторых заболеваний.

Употреблять в лебеде можно и листья, и зерна, из которых готовят большое количество самых разных первых, вторых и даже десертных блюд. Кроме этого из её листьев заваривают чай, который помогает при охриплости голоса, кашле, запорах и простудах.

Рецепт котлет из лебеды

В подсоленную кипящую воду положите 165 грамм мелко нарезанной лебеды и 25 грамм овсяной крупы. Сварите кашу до готовности, охладите, сформируйте котлеты, которые поджарьте на растительном масле.

Тысячелистник

Листья тысячелистника начинают отрастать очень ранней весной. Однако они долго остаются в виде розетки, и только с мая поднимается крепкий стебель, на верхушке которого расположена плоская шапка с мелкими белыми цветочками.

В составе тысячелистника обнаружены эфирные масла, дубильные вещества, флавоноиды, фитонциды, сапонины, смолы, алкалоиды, полисахариды, органические кислоты, каротин, а также витамины С и К. Помимо этого в его состав входят: калий, кальций, селен, магний, бор, цинк, молибден и медь.

В пищу у тысячелистника используют цветки, листья и молодые побеги. Свежую зелень можно добавлять к рыбным, мясным блюдам и в салаты. Отвары используют в тесте и компотах. Сушеные цветы и листья применяют для приготовления настоек, ликеров, вин, кваса, желе и муссов.

Рецепт борща с тысячелистником

В 500 мл мясного бульона сварите 10 г свеклы, 100 г капусты 25 г картофеля. За 5 минут до готовности положите 10 г нарезанных бланшированных листьев тысячелистника. Заправьте борщ пассированной морковью (70 г) и репчатым луком (50 г). Перед подачей в тарелки кладите сваренное вкрутую яйцо, 25 г сметаны, зелень укропа и петрушки.

Лопух

Растет лопух повсеместно - на пустырях, во дворах, огородах, по оврагам. Из него готовят препараты, которые рекомендуют при мочекаменной болезни, сахарном диабете, как мочегонное, антитоксическое и ранозаживляющее средство. В терапии лопух применяют для лечения артритов, артрозов, при подагре и ревматизме. Молодые листья лопуха вполне пригодны для приготовления салатов, а корни употребляют в супах вместо картофеля.

Рецепт лопуха по-корейски

Чтобы удалить специфический запах лопуха, замочите на 12 часов в холодной воде срезанные зеленые его ростки с не распустившимися листьями, высота которых 30 см (500 г). Затем в течение 20 минут прокипятите их в подсоленной воде, откиньте на дуршлаг, снимите со стеблей кожицу, порежьте кусочками по 5 см и отправьте в кипящее растительное рафинированное масло.

Когда кусочки съежатся, выньте их, поперчите, посолите, добавьте соевый соус, присыпьте семенами кунжута, добавьте 2 зубка истолченного чеснока, 1/4 нашинкованной луковицы и тушите до готовности.

Присматривайтесь к "родным" сорнякам - возможно где-то на вашем участке стоит оставить естественную грядку с такими съедобными растениями.

Наталия Терентьева (Евдокимова)
Занятие по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе «Как растения готовятся к зиме»

Занятие по ознакомлению с окружающим

«Как растения готовятся к зиме »

Задачи. Формировать первичные представления о признаках осени, цикличности изменений в природе, учить наблюдать и обобщать результаты наблюдений : по изменениям погоды, внешнего вида растений , устанавливать взаимосвязи живой и неживой природы.

Материалы, инструменты, оборудование. Осенние листья разных деревьев и кустарников.

Предварительная работа. Наблюдения на прогулках за погодой и сезонными изменениями в жизни растений .

Наблюдения за погодой. Воспитатель регулярно обращает внимание детей на признаки осени : дни становятся короче, понижается температура, чаще идут затяжные холодные дожди, дует холодный ветер, а в северных регионах выпадает первый снег, солнце все меньше греет.

Наблюдения за растениями . Воспитатель регулярно отмечает с детьми, какие изменения происходят в жизни растений (в зависимости от региона эти признаки будут разными) : растения перестают расти , меняется цвет листьев, продолжается листопад, на клумбах увядают цветы, люди укрывают цветники.

Содержание занятия . Воспитатель предлагает детям назвать как можно больше признаков осени. Что изменилось по сравнению с началом осени? Просит подобрать к объекту природы, который он назовет, «осенние» определения. Небо какое? (Голубое или серое, чистое или облачное, хмурое.) Дождик какой? (Мелкий, моросящий или сильный, теплый или холодный.) Деревья какие? (Разноцветные, мокрые, голые.) Загадывает детям загадку : «Весной вырастают , осенью опадают» . (Листья.)

Воспитатель обращает внимание ребят на то, что в это время года опадают листья многих деревьев, - происходит листопад. Дошкольники высказывают свои предположения : почему листья опадают? (Обсуждаются любые предположения детей.) Педагог рассказывает, что деревья, кустарники зимой «спят» , и из земли в листики не поступают пища и вода. Кроме того, если бы на листьях задерживался снег, могли бы обломиться ветки.

Дети выполняют задание : найти опавшие листья разного цвета, рас-смотреть их, отметить, как изменился их цвет, каким он был раньше и каким стал теперь. (В тундровых или степных регионах, где нет деревьев, ведутся наблюдения за изменениями травянистых растений , кустарников и кустарничков.)

Воспитатель организует игру «Узнай лист» . Педагог выкладывает опавшие листья от разных деревьев и кустарников и предлагает выбрать листья определенного дерева (например, сначала листья клена, затем - березы) ; собрать только красные (только желтые) листья; ото брать листья только деревьев, только кустарников, выложить ряды от самого маленького к самому большому, от самого светлого к самому темному.

Педагог обращает внимание ребят, что листья с деревьев опадают каждый год. Куда же они деваются? Чтобы получить ответ на этот вопрос, дети собирают листья одной породы, но разного цвета. (Например, листья осин.) Затем выкладывают их в ряд - от самого молодого (зеленого) до самого старого (желательно прошлогоднего, паутинистого) и рассматривают, как они меняются. Опавшие листья перегнивают, их едят дождевые черви и другие животные. Постепенно листья становятся частью почвы. В земле-почве появляется больше «пищи» для растений . Кроме того, «одеяло» из опавших листьев согревает землю и не дает замерзнуть корням растений . Воспитатель подчеркивает, что опавшие листья - это не мусор, они нужны в природе.

В конце занятия воспитатель делает заключение : осенью становится холоднее, солнце светит, но дает мало тепла. Листья на многих деревьях меняют свой цвет и опадают, опадают и плоды с семенами, растения перестают расти и готовятся к зимнему сну .

Кириллова Тамара

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №3 г. Данков

Конспект ОД

по познавательному развитию

«Как растения готовятся к зиме »

в подготовительной группе детей с ЗПР

Разработчик :

воспитатель : Кириллова Т. Н.

Цель :

1. Расширять и уточнять представления детей о подготовке деревьев , травянистых растений к зиме .

2. Дать знания, что листопад – это приспособление растений к суровым условиям зимы.

Оборудование : презентация.

Словарная работа : жизненный цикл.

Ход ОД

1. Вступительное слово воспитателя.

Пришёл конец ранней осени, и в свои права вступила золотая осень. Это пора самой яркой раскраски листьев. Солнечные дни чередуются с холодными и дождливыми. Все меньше становится этих солнечных дней, а температура воздуха с каждым днём всё понижается. Практически для всех растений осень является периодом успокоения или окончания жизненного цикла. Одни растения , например, укроп, заканчивают свой рост и высыхают. Другие – это деревья, сбрасывают листву, чтобы приготовиться к суровым условиям зимы. Думаю, что вы уже догадались, что сегодня мы будем говорить о том, как растения готовятся к зиме .

2. Рассказ воспитателя «Листопад – это подготовка растений к суровым условиям зимы».

Осенью становится мало солнечного света и тепла для растений , и зелёная окраска листьев сменяется жёлтой, оранжевой, сине-фиолетовой.

Из деревьев только у рябины, осины и клёна осенние листья бывают красными. Ольха и ива до самого листопада стоят зелёными. У всех остальных деревьев листья желтеют, но по-разному : ярко-жёлтый лист у берёзы, более тёмный жёлтый цвет у вяза, жёлто-коричневый у дуба, золотисто-жёлтый у липы.

Большинство деревьев сбрасывают свою красочную листву. Зачем деревьям сбрасывать такой красивый наряд? Дерево предусмотрительно все ненужные для себя вещества выводит в листву. Потом, будто пробкой, затыкается черешок листа омертвевшими клетками. И с первым же порывом ветра листья отламываются и падают. Начинается листопад. Он является неотъемлемой и значимой частью жизни растений . Покров, образуемый упавшими листьями, защищает деревья от зимних заморозков и насыщает корни полезными веществами.

Деревья подготавливаются к зиме , вырабатывая защитные вещества на своих ветвях - кожистые чешуи, волосистый покров и смолистые, восковые вещества.

Раньше всех деревьев начинают готовиться к зиме липа , берёза и вяз – они раньше всех теряют свои листья. У них листопад начинается в конце ранней осени.

У одних деревьев, например, у липы, первыми опадают листья больших нижних ветвей, поэтому постепенно обнажается середина и последней облетает макушка дерева.

А вот у вяза листопад начинается с верхних веток. Листва опадает, и открывается тёмный ствол дерева.

Предпоследними в природе заканчивают подготовку к зиме осина и клён . Для них листопад начинается только с первыми заморозками.

Ивы, растущие по берегам рек , стоят зелёные до первого снега. Её листья падают на землю замороженными, почерневшими и хрустящими.

Не все деревья сбрасывают с себя листву, например, сосна и ель являются вечнозелеными видами. Их листочкам – хвоинкам – морозы не страшны. Каждая хвоинка, совсем как шубой, покрылась восковым налётом.

3. Беседа «Как деревья готовятся к зиме » .

Вспомните, одновременно ли с дуба и берёзы стали опадать листья? (Ответы детей : нет, у берёзы первой из деревьев начинается листопад, у дуба – позднее).

Помните ли вы, на каком дереве появились первые жёлтые листья и когда? (Ответы детей : на липе и берёзе ранней осенью) .

Расскажите, какими бывают осенние листья? (Ответы детей : жёлтые, красные, оранжевые, сине-фиолетовые).

Какие вы знаете деревья, которые не сбрасывают листву осенью? (Ответы детей : сосна, ель) .

Почему осенью окраска листьев на деревьях меняется? (Ответы детей : осенью мало солнечного света и тепла).

Есть ли разница в окраске листьев? (Ответы детей : есть, например, берёзовый лист всегда только жёлтого цвета, у рябины – красного).

Почему листопад – подготовка деревьев к зиме ? (Ответы детей : дереву легче зимовать без листьев. Во-первых, ветки деревьев могут зимой обломиться под тяжестью снега, налипшего на листья. Во-вторых, дерево вывело все ненужные для себя вещества в листву).

4. Рассказ воспитателя «Травы тоже ждут зиму и готовятся к ней » .

Вы знаете, что всё лето трава имеет зеленый цвет. Такую окраску она приобретает еще весной, когда зимние морозы понемногу отступают, и весна принимается разукрашивать все вокруг нас в яркие цвета. И продолжается такая зелень даже осенью, но, к сожалению, лишь ранней. Уже к октябрю, как всем нам известно, трава начинает желтеть.

Почему так происходит? Вы прекрасно знаете, что растения нуждаются в воде и тепле. Осенью погода начинает меняться, и, несмотря на то, что дожди могут исключить вопрос нехватки воды для питаний растений , холод дает о себе знать. В результате, трава сначала желтеет, а потом и вовсе приобретает тускло-серый, черноватый оттенок.

Во время прогулок мы уже обращали внимание на травянистые растения , и заметили, что их вид изменился по сравнению с летом. Для травянистых растений осень тоже является периодом успокоения или окончания жизненного цикла. В связи с тем, что солнечных дней становится все меньше, а температура воздуха постепенно понижается, однолетние растения , такие как, горох и укроп и другие заканчивают свои рост и высыхают. То же самое происходит и с однолетними цветами - календулой, бархатцами, астрами и другими.

5. Беседа «Почему пожелтела трава?»

Какие травянистые растения увядают и засыхают осенью? (Ответы детей : горох, укроп) .

Почему же желтеет трава осенью? (Ответы детей : солнечных дней становится все меньше, а температура воздуха постепенно понижается).

6. Физкультминутка «Осень» , стихи В. Авдиенко.

Ходит осень по дорожке, (Ходьба на месте)

Промочила в лужах ножки. (Прыжки на месте)

Льют дожди,

И нет просвета.

Затерялось где-то лето. (Повороты туловища влево и вправо)

Ходит осень,

Бродит осень.

Ветер с клёна листья сбросил. (Круговые вращения руками)

Под ногами коврик новый, (Наклоны вперед)

Жёлто-розовый – кленовый.

7. Дидактическая игра «Определи дерево по листу» .

Я буду показывать осенние листья, а вы определять, с какого дерева лист.

(Берёзовый, рябиновый, кленовый, дубовый) .

Золотая осень вступила в свои права. Закружился разноцветный хоровод опавших листьев. Мы любуемся их красотой и собираем букеты. И каждый из вас теперь знает, что листопад – это подготовка деревьев к суровой зиме , а у пожелтевшей травы закончился жизненный цикл.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим «Как звери готовятся к зиме» Занятие включает в себя: развитие речи, ознакомление с окружающим, элементы рисования для детей второй младшей – средней группы. Задачи:.

Конспект непосредственной образовательной деятельности в форме экскурсии в парк «Как растения готовятся к зиме» Конспект непосредственной образовательной деятельности Экскурсия в парк. Тема: «Как растения готовятся к зиме» Образовательная область:.

Конспект ОД по познавательному развитию «Лес как экологическая система» в подготовительной группе детей с ЗПР

Конспект ООД по познавательному развитию «Как дикие животные к зиме готовятся» Цель: Дать детям представления о жизни диких животных зимой. Формировать интерес к окружающей природе. Развивать память, внимание и речь.

Конспект ОД по познавательному развитию «Побываем у воды» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по познавательному.

Конспект ОД по познавательному развитию «Загадки природы» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по познавательному.

Конспект ООД по познавательному развитию с детьми старшей группы «Как животные готовятся к зиме» Тема: «Как животные готовятся к зиме». Цель: Формирование представлений о сезонных изменениях в жизни животных и о разнообразии вариантов.

Конспект занятия в средней группе «Как животные к зиме готовятся» Тема: Как животные к зиме готовятся. Воспитатель. Панкова Олеся Юрьевна Присутствовало: 15 детей. 4. 12 .2017 г Программные задачи:.

НОД по речевому развитию «Как звери к зиме готовятся» Задачи: 1. Дать детям представление о том, как готовятся животные в лесу к зиме, о причинах изменений в их жизни осенью. 2. Закрепить.

Открытая ООД по познавательному развитию в средней группе «Как дикие животные готовятся к зиме» Воспитатель: Степанова Розалия Семеновна Место проведения: МБДОУ Детский сад №43 «Улыбка» Группа: Средняя группа «Незабудка». Программные.

Библиотека изображений:

Зима – суровое время не только для человека и различных животных, но и для деревьев и растений, произрастающих на нашей планете.

Чтобы пережить холодное время года, все деревья и кустарники начинают готовиться к нему заранее – примерно со второй половины лета.

Это проявляется, в первую очередь, прекращением активного роста и закладкой верхней почки. До наступления холодов молодой древесный покров должен достаточно затвердеть, чтобы выдержать самые длительные заморозки. Остановка роста объясняется также необходимостью запаса большого количества питательных веществ, особенно крахмала. Деревья, с большим запасом питательных соков, как правило, легко переносят мороз. Также происходит переход в состояние покоя зачаточных побегов, т.е. почек. Последний этап подготовки – сбрасывание листьев, этот процесс также происходит для того, чтобы растения не погибли зимой, вследствие испарения влаги с поверхности листочков, обезвоживания и замерзания.

Травянистые растения сбрасывают на зиму всю наземную часть, оставляя под землей лишь ростовые почки, которые отлично переносят холода, а весной, с приходом тепла, они «просыпаются» и вновь начинают процесс активного роста.

Хвойные деревья не сбрасывают свои листики зимой, чтобы избежать гибели в мороз они «включают» механизм закрытия устьиц и увеличивают количество воска, защищающего зеленую часть растения.

Самыми теплолюбивыми являются цветочные культуры– пионы, розы, хризантемы и прочие, а также виноград, их приходится убирать на зиму в теплое место или укрывать специальными защитными приспособлениями.

Единственный регион России, где они могут перезимовать без укрытия – Краснодарский край, но и в этом регионе, в случае возникновения аномальных морозов, может встречаться массовая гибель этих растений, если они не были предварительно защищены.