Проектная деятельность по ознакомлению с жизнью и творчеством Сергея Есенина «Край любимый. Тема родины проект презентация есенин Библиотечный проект по творчеству есенина

Сергей Александрович Есенин - тонкий лирик и мечтатель, глубоко влюбленный в Русь. Он родился 21 сентября 1895 г. в селе Константиново Рязанской губернии. Крестьянская семья поэта была очень бедной, и когда Сереже исполнилось 2 года, отец отправился на заработки. Мать не выдержала отсутствия мужа, и вскоре семья развалилась. Маленький Сережа отправился на воспитание к дедушке по материнской линии.

Свое первое стихотворение Есенин написал в 9 лет. Короткая его жизнь продлилась всего 30 лет, но была столь насыщенной, что оказала большое влияние на российскую историю и душу каждого человека. Сотни небольших стихов и объемных поэм великого поэта разносятся отголосками по всей необъятной стране и за ее пределами.

Юный Есенин

У деда в деревне, куда был сослан Сережа, проживали трое неженатых сыновей. Как писал впоследствии Есенин, дяди были озорные, и яро взялись за мужское воспитание племянника: в 3,5 года они посадили мальчика на лошадь без седла и отправили скакать галопом. Они и плавать его учили: делегация садилась в лодку, отправлялась на середину озера и выбрасывала маленького Сережу за борт. В 8 лет поэт помогал на охоте - правда, в качестве охотничьей собаки. Он плавал по воде в поисках подстреленных уток.

Были и приятные моменты в деревенской жизни - бабушка знакомила внука с народными песнями, стихами, преданиями и сказами. Это и стало фундаментом для развития поэтического начала маленького Есенина. Учиться пошел в 1904 году в сельское училище, которое через 5 лет успешно окончил отличником. Поступил в Спас-Клепиковскую учительскую школу, откуда выпустился в 1912 году «учителем школы грамоты». В том же году переехал в Москву.

Зарождение творческого пути

В незнакомом городе поэту пришлось просить помощи у отца, и тот устроил его работать в мясную лавку, где сам служил приказчиком. Многоликая столица захватила разум поэта - он был полон решимости заявить о себе, и вскоре работа в лавке ему наскучила. В 1913 году бунтарь отправился служить в типографию И.Д. Сытина. В то же время поэт примыкает к «Суриковскому литературно-музыкальному кружку», где находит единомышленников. Первая публикация произошла в 1914 г., когда в журнале «Мирок» появилось стихотворение Есенина «Береза». Его работы появлялись также в журналах "Нива", "Млечный путь" и "Проталинка".

Страсть к знаниям направляет поэта в Народный университет А.Л. Шанявского. Он поступает на историко-философское отделение, но этого становится мало, и Есенин посещает лекции по истории русской литературы. Ведет их профессор П.Н. Саккулин, которому позже юный поэт принесет свои работы. Особенно оценит преподаватель стихотворение «Выткался на озере алый свет зари…»

Служба в типографии знакомит Есенина с первой любовью Анной Изрядновой, и он вступает в гражданский брак. От этого союза в 1914 году рождается сын Юрий. В то же время начинается работа над поэмами "Тоска" и "Пророк", тексты которых были утеряны. Однако, несмотря на зарождающийся творческий успех и семейную идиллию, поэту становится тесно в Москве. Кажется, что его поэзию не оценят в столице так, как хотелось бы. Поэтому в 1915 году Сергей бросает все и переезжает в Петроград.

Успех в Петрограде

Первым делом на новом месте он ищет встречи с А.А. Блоком - настоящим поэтом, о славе которого Есенин мог в ту пору только мечтать. Встреча произошла 15 марта 1915 года. Они произвели друг на друга неизгладимое впечатление. Позже в своей автобиографии Есенин напишет, что в тот момент с него градом лился пот, ведь он впервые в жизни увидел живого поэта. Блок же написал о работах Есенина так: «Стихи свежие, чистые, голосистые». Их общение продолжалось: Блок показал юному дарованию литературную жизнь Петрограда, познакомил с издателями и известными поэтами - Городецким, Гиппиусом, Гумилевым, Ремизовым, Клюевым.

С последним поэт очень сближается - их спектакли со стихами и частушками, стилизованные под народное крестьянство, имеют большой успех. Стихи Есенина издают многие журналы Петербурга "Летопись", "Голос жизни", "Ежемесячный журнал". Поэт посещает все литературные встречи. Особенным событием в жизни Сергея становится издание сборника "Радоница" в 1916 году. Годом позже поэт вступает в брак с З. Райх.

Революцию 1917 года поэт встречает рьяно, несмотря на противоречивое к ней отношение. «Веслами отрубленных рук вы гребетесь в страну грядущего» отзывается Есенин в поэме «Кобыльи корабли» в 1917 году. Этот и следующий год поэт посвящает работе над произведениями «Инония», «Преображение», «Отчарь», «Пришествие».

Возвращение в Москву

В начале 1918 года поэт возвращается в златоглавую. В поисках образности он сходится с А.Б. Мариенгофом, Р. Ивневым, А.Б. Кусиковым. В 1919 году единомышленники создают литературное движение имажинистов (с английского image - образ). Движение было нацелено на открытие свежих метафор и вычурных образов в работах поэтов. Однако Есенин не мог полностью поддержать своих собратьев - он считал, что смысл стихов гораздо важнее ярких завуалированных образов. Для него первостепенной являлась гармоничность произведений и духовность народного творчества. Самым ярким своим проявлением имажинизма Есенин считал поэму «Пугачев», написанную в 1920 - 1921 г.

(Имажинисты Сергей Есенин и Анатолий Мариенгоф )

Новая любовь посетила Есенина осенью 1921 года. Он сходится с Айседорой Дункан - танцовщицей из Америки. Пара практически не общалась - Сергей не знал иностранных языков, а Айседора не говорила по-русски. Однако в мае 1922 года они поженились, и уехали покорять Европу и Америку. За границей поэт работал над циклом «Москва кабацкая», поэмами «Страна негодяев» и «Черный человек». Во Франции в 1922 г. был выпущен сборник «Исповедь хулигана», а в Германии в 1923 г. книга «Стихи скандалиста». В августе 1923 г.скандальный брак все же распался, и Есенин возвращается в Москву.

Творческое раскрытие

В период с 1923 по 1925 г. происходил творческий подъем поэта: он написал шедевральный цикл «Персидские мотивы», поэму «Анна Снегина», философское произведение «Цветы». Главным свидетелем творческого расцвета стала последняя жена Есенина Софья Толстая. При ней была издана «Песнь о великом походе», книга «Березовый ситец», сборник «О России и революции».

Поздние произведения Есенина отличаются философскими мыслями - он вспоминает весь свой жизненный путь, рассуждает о своей судьбе и судьбе Руси, ищет смысл жизни и свое место в новой империи. Часто появлялись рассуждения о смерти. Гибель поэта до сих пор покрыта тайной - он скончался ночью 28 декабря 1925 года в гостинице «Англетер».

«Есенин Сергей Александрович» - Ещё меня учили плавать: сажали в лодку, плыли на середину озера и бросали в воду. Жизнь и творчество поэта. В 1924 году в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) вышел сборник стихов С.А.Есенина “Москва кабацкая”. В 1919 году Есенин познакомился с Анатолием Маристофом и пишет свои первые поэмы – “Инония” и “Кобыльи корабли”.

«Есенин о животных» - Давняя дружба собаки и человека. Прием антропоморфизма. Сергей Есенин. Образ лисицы. Безжалостное отношение людей к животным. Атрибут крестьянской избы. Братья наши меньшие. Молодость. Черный конь. Революция. Образ коровы. Розовый конь. Красный конь. Образ воронов. Предвестник смерти. Народный символ несчастья.

«Есенин о родине» - Цели урока: Я не скоро, не скоро вернусь! Народные истоки. В три звезды березняк над прудом Теплит матери старой грусть. О, Русь, покойный уголок, Тебя люблю, тебе и верую» С.Есенин. Сыплет черемуха снегом, Зелень в цвету и росе. Зори меня вешние в радугу свивали. Начинается период возрождения поэта.

«Творчество С.Есенина» - Человек. Богатство цветообозначения. Скирды солнца. Любовь к родине. Тема родины в творчестве С.А. Есенина. Васильками сердце светится. Задрожало зеркало затона. Береза. Горят снежинки. Любовь к родному краю. Животные. Сергей Александрович Есенин. Внимание читателя. Гой ты, Русь, моя родная. Рать святая.

«Есенин 11 класс» - Здесь по заре и звёздам Я школу проходил». 1918. Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне». Родная рязанская земля… «О край разливов грозных И тихих вешних сил. С.Есенин среди работников типографии. "Быть может, вспомнит обо мне...". Сережа рос сиротой при живых родителях. Учителя.

«Русский поэт Сергей Есенин» - Кульминация. Творчество Сергея Есенина. Имажинизм. Революция. Фигура лирического героя. Трагический финал. Айседора. Не жалею, не зову, не плачу. Содержание стихотворения. Анализ стихотворений. Служба в армии. Напевность и живописность. Стихи последних лет. Литературный дебют. Отговорила роща золотая.

Всего в теме 35 презентаций

Чеботарева К., Панферова В., Стрельников С.

Проект "Тема Родины В лирике С. А. Есенина"

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Проект подготовили уч-ся 11 класса: Стрельников С., Панфёрова В., Чеботарева К. Тема Родины в лирике Сергея Есенина

Актуализация темы Тема Родины актуальна во все времена Тема Родины нашла отражение в творчестве многих поэтов и писателей 18-19 веков

Цели и задачи Исследовать творчество С.Есенина Отметить особенности изображения природы в стихотворениях Выяснить, какое место тема Родины занимает в лирике Есенина

« Тебе одной плету венок, Цветами сыплю стёжку серую. О, Русь, покойный уголок, Тебя люблю, тебе и верую» С.Есенин

Тема Родины в лирике Есенина Русская деревня, природа средней полосы России, устное народное творчество, а главное – русская классическая литература оказали сильное влияние на формирование юного поэта, направляли его природный талант. «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моём творчестве». С. Есенин

Народные истоки Пейзажная лирика Философские размышления о судьбе Родины

С. Есенин родился и вырос в Рязанской губернии, в селе Константиново, в крестьянской семье «Я рос в атмосфере народной поэзии»,- вспоминает он. Поэтическая речь Есенина развивалась в духе народных традиций.

Мир народной жизни во всех её проявлениях открывается нам, когда мы читаем Есенина. И благодаря поэту мы словно погружаемся в чудесное состояние праздника. Чуткая, восприимчивая душа откликалась на всё, что окружало, наполняясь тихой песней, веками создаваемой народом, песней, в которой русский человек привык высказывать свою радость и печаль, которая была и его познанием, и его слиянием с ним. Потому становится есенинская лирика песней, что рождена народной фольклорной традицией, одухотворявшей природу, наделявшей её человеческими чертами, человеческими тревогами и болями, надеждами и радостями Народные истоки

Фольклор как основа художественной картины мира в поэзии С. Есенина. Основы поэтики Есенина – народные, в ней намного сильнее влияние традиционного русского фольклора. Родился я с песнями в травном одеяле. Зори меня вешние в радугу свивали. Вырос я до зрелости, внук купальской ночи, Сутемень колдовная счастье мне пророчит. Сердце-вещун, мать –голубица, сокол-ветер, берёзка-невеста, месяц-ягнёнок, девица-вьюга – вот далеко не полный перечень излюбленных тропов поэта, попавших к нему из лаборатории народного творчества

Природа в лирике С.Есенина Сыплет черемуха снегом, Зелень в цвету и росе. В поле, склоняясь к побегам, Ходят грачи в полосе. Никнут шелковые травы, Пахнет смолистой сосной. Ой вы, луга и дубравы, - Я одурманен весной. Все богатство словесной живописи у Есенина подчинено цели - дать читателю почувствовать красоту и животворящую силу природы:

Особенности пейзажной лирики олицетворение цветопись звукопись Пейзажная лирика

Особенности изображения природы в поэзии Есенина Строй сравнений, образов, метафор, всех словесных средств взят из крестьянской жизни, родной и понятной. Тянусь к теплу, вдыхаю мягкость хлеба И с хрустом мысленно кусаю огурцы, За ровной гладью вздрогнувшее небо Выводит облако из стойла под уздцы. Здесь даже мельница - бревенчатая птица С крылом единственным - стоит, глаза смежив.

Использование цветописи в лирике Есенина В стихах Есенина разнообразны оттенки красного цвета: розовый, алый, малиновый, багряный; оттенки жёлтого часто приобретают «металлическое» звучание: золотой, медный; много зелёного цвета, синего и голубого. Есть и белый, и чёрный, и серый цвета, но в целом стихи Есенина окрашены в чистые, ясные, то нежные, то яркие цвета и оттенки « Красный костёр окровил таганы/ В хворосте белые веки луны… Оловом светится лужная голь…/Грустная песня, ты- русская боль.»(« Чёрная, потом пропахшая выть!») «Задремали звёзды золотые / Задрожало зеркало затона/ Брезжит свет на заводи речные/ И румянит сетку небосклона» («С добрым утром!»)

Любимые цвета поэта - синий и голубой. Эти цветовые тона усиливают ощущение необъятности просторов России… Природа у Есенина - не застывший пейзажный фон: она живет, действует, горячо реагирует на судьбы людей, события истории. Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком, И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком.

Природа в его стихах, как и в народном творчестве, чувствует по-человечески, а человек ощущает себя деревом, травой, рекой, лугом. Я покинул родимый дом, Голубую оставил Русь. В три звезды березняк над прудом Теплит матери старой грусть. Я не скоро, не скоро вернусь! Долго петь и звенеть пурге. Стережет голубую Русь Старый клен на одной ноге.

Использование звукописи в пейзажной лирике Звуковое изображение часто встречается в стихах Есенина: «Звонкой позолотой взвенивает лес»; «Поёт зима, аукает,/ Мохнатый лес баюкает/ Стозвоном сосняка»; «Я хотел бы затеряться /В зеленях твоих стозвонных ». В поэзии Есенина есть и тихие звуки: «шелест тростника», «тягучий вздох», «нежно охает ячменная солома», и свист, и гудение, и крик, и песня, и множество других звуковых образов

Особенности философской лирики Душевное состояние лирического героя исповедальность глубокий смысл Философская лирика

Лирика последних лет жизни 1924-1925 годы отмечены удивительной творческой активностью С. Есенина, которая подтверждала готовность жить и творить, хотя жизнь порой ставила почти в безвыходное положение. Поэт остро чувствует и переживает тяжёлое для народа и Родины время, поэтому стихи, написанные в этот период, отличаются глубоким философским смыслом

Философские размышления о судьбе Родины Начинается период возрождения поэта. С. Есенин с ужасом увидел, что Родина, которой он посвятил свое творчество, в нем теперь не нуждается, что он остался в стороне от жизни народа, сам от него отгородился, стал ему «чужим».

Исповедальность лирики последних лет Чуть ли не каждое стихотворение, написанное поэтом в последние годы, явно или подспудно свидетельствует о том, что развязка его судьбы близка. В том числе и маленький шедевр «Отговорила роща золотая...» (1924 г.), где пронзительно звучат характерные для всего творчества Есенина мотивы странничества, кратковременности пребывания человека на земле…

Стихи С.А.Есенина, проникнутые беззаветной любовью к Родине и природе, - образец для подражания современному поколению.

Заключение «Есенин – это вечное, как это озеро, как это небо». Н.С.Тихонов

Творческий проект «В СТРАНЕ БЕРЕЗОВОГО СИТЦА»

Проблема: художественное своеобразие творчества С.А.Есенина
Мотивация» знание истоков рязанской культуры, влияние поэзии на разные сферы искусства.
Социум : дети старшего дошкольного возраста, музыкальный руководитель, воспитатель группы № 11 «Пчелки» Роднова Г.Н.
Продолжительность : долгосрочный (в течении года).
Цель: развивать у детей творческие познавательные способности в процессе социально моделируемой деятельности.
Задачи:
1.Развивать активную деятельность детей и взрослых:
- способность к определению задач на основе поставленной цели (проблемы)
- умение планировать свои действия, аргументируя выбор
2.Развивать у детей способность к созданию выразительного художественного образа посредством словотворчества, музыкальной, изобразительной деятельности, дизайна.
3. Совершенствовать уровень накопленных знаний:
- побуждать детей к словотворчеству, опираясь на творчество поэта
- продолжать формировать способность соотносить выразительность поэтического образа с характерными особенностями народа Рязанского края, дополняя его соответствующими деталями, элементами, ассоциациями (театр, музыка, живопись)
- побуждать детей к передаче в создаваемых образах душевного настроения и особенностей, свойственных мастерству слова С.А.Есенина.
4. Развивать художественный вкус
5. Развивать коммуникативные навыки при объединении детей в творческие группы
Продукты деятельности: создание программно-методического обеспечения, разработка цикла занятий, экскурсий, оформление наглядно-действенного материала (сценарий праздника, «Галерея» творчества детей и родителей).
Распределение деятельности детей и взрослых по этапам проекта
«В стране березового ситца»
Этап 1.
Деятельность педагога:
1. Формулирует проблему – проанализировать влияние творчества С.А.Есенина на различные вилы искусства.
2. Вводит в мир поэзии, музыки, живописи.
3. Формирует задачи – выбрать полюбившееся стихотворение, выразить свои чувства в музыке, рисунке.
Деятельность детей:
1. Входят в проблему: рассматривают иллюстрации, слушают стихи и музыку.
2. Вживаются в проблему: становятся активными действенными участниками изучения творчества поэта.
Этап 2.
Деятельность педагога:
1. Подводит к решению задач
2. Планирует деятельность (найти решение задачи путем экспериментирования, воплотить найденное решение в предметной деятельности)
3. Организует деятельность
Деятельность детей:
1. Принятие задачи – участие в занятиях, конкурсах, викторинах, сбор практического материала.
Этап 3.
Деятельность педагога:
1. Организует работу над проектом – поэтапно направляет на поиск решений, экспериментирование, воплощение найденного решения в предметной деятельности.
2. Активизирует инициативу
3. Реализует ситуацию на равных партнерских отношениях.
Деятельность детей:
1. Самостоятельно ищут решения задач, опираясь на опят взрослого
2. Издательская деятельность (книжки со стихами, альбомы)
Этап 4.
Деятельность педагога:
1. Организует презентации выставок, книг, альбомов, концертов, конкурсов, театральных вечеров.
Деятельность детей:
1. Проживают заключительный этап в празднике.
Ожидаемые результаты.
Ближнесрочные.
1. Создание творческой группы
2. Составление плана работы
3. Разработка этапов совместной деятельности детей и взрослых, составление конспектов занятий, сценариев развлечений, экскурсий, заключительного праздника
Среднесрочные.
1. Деловые игры с детьми и взрослыми.
2. Иллюстрированной составление фактов, документов, событий.
3. Соревнования, литературные конкурсы и викторины, экскурсии.
4. Защита на педагогическом совете.
Дальнесрочные.
1. Спектакль, театрализация.
2. Пресс-конференция – отчет творческой «экспедиции».
3. Реклама.
4. Обобщение опыта работы в режиме совместной проектной деятельности детей и взрослых.

Организация образовательного процесса.

Цель: расширять и обогащать знания детей о жизни С.А.Есенина, его поэзии. Воспитывать любовь и уважение к памяти нашего земляка.
Образовательный процесс складывается из следующих составляющих:
- индивидуальные, подгрупповые, групповые беседы,
- целевые прогулки (памятник С.А.Есенину, улица имени С.А.Есенина, концертный зал имени С.А.Есенина, педагогический университет имени С.А.Есенина, библиотека имени С.А.Есенина),
- экскурсия в село Константиново (посещение мемориально-музейного комплекса),
- развлечения (поэтические, музыкальные).
Материалы и пособия:
1. Поэтические сборники С.А.Есенина
2. Фотоальбомы «В том краю, где желтая крапива…», «Голубая да веселая страна…», «Ты запой мне эту песню…»
3. Панорамы «О Русь, взмахни крылами…», «Низкий дом с голубыми ставнями…»
4. Выставки «Звени, Есенинская Русь», « Отговорила роща золотая…»
5. Вернисажи «Край ты мой заброшенный…», «Несказанное, синее, нежное…»
6. Наборы открыток
7. Подборка фонотеки
Задачи и содержание совместной деятельности взрослых с детьми.
Цель: через театрализованную,музыкальную и изобразительную деятельность знакомить детей с творчеством С.А.Есенина.
Древо целей проекта «Страна березового ситца»
ХОЧУ – показать необходимость выбора проблемы и оптимального уровня готовности детей и взрослых, показать значимость, ценность идеи развития, способствовать ее принятию.
МОГУ – моральное и материальное стимулирование, возможность самовыразиться.
ДЕЛАЮ – занятия, целевые прогулки, экскурсии, выставки,мастерские, вечера, развлечения, конкурсы, праздники.
ПОЛУЧАЮ – достижение высокого уровня психологической готовности, сформирование знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности.
Театрализованная деятельность.
Цель: - расширить информацию детей о жизни и творчестве С.А,Есенина, развивать навыки анализа текста, умение детей работать над поэтическим словом, создавать положительный эмоциональный настрой от встречи с поэтическими произведениями с.А.Есенина.

1. Знакомство с жизнью и творчеством С.Есенина
- рассказ о жизни и творчестве С.Есенина, село Константиново в творчестве С.Есенина, природа Рязанского края и стихи С.Есенина.
2. Стихи С.Есенина
- стихи о природе, стихи о матери, стихи о России.
3. Праздники, развлечения
- литературная викторина «Край ты мой задумчивый и нежный»
- вечер поэзии «Несказанное, синее, нежное…»
- музыкально-литературный праздник «Звени, звени Есенинская Русь…»
Музыкальная деятельность.
Цели: закрепить знания о поэте-земляке С.Есенине как о поэте-песеннике, побуждать к активному восприятию последующему исполнению песенного репертуара,дать детям понятие о том, какое большое богатство для русского творчества имеет есенинская песня, создавать положительный эмоциональный настрой от встречи с поэзией С.Есенина, положенной на музыку.
Принципы работы:
-максимальное вовлечение детей в музыкальную творческую деятельность
- основа эмоционального настроя – «занимательность»
- развитие коммуникативного поведения (дети-взрослые)
- дифференциация детей по склонностям и способностям
- творческое отношение музыкального руководителя к проведению занятий, развлечений и праздников
- тематический подход.
Репертуар песен на слова С.Есенина:
«Белая береза», «Клен ты мой опавший», «Закружилась листва золотая…», «Письмо матери», «Ой, купало…», «Отговорила роща золотая», «Не жалею, не зову, не плачу…»
Репертуар песен о С.Есенине:
«В селе Константиново», «Рязанская песня»
Развлечение:
Концерт-беседа «Я не знаю родины краше…»
Итоговый музыкально-литературный праздник:
«Звени,звени Есенинская Русь…»
Изобразительная деятельность.
Цели: продолжать знакомить детей с одним из жанров изобразительного искусства – пейзажем,учить при рассматривании выделять средства выразительности,колорит,композицию,чувствовать настроение,переданное поэтом в стихотворении, формировать умение изображать пейзажи, отображающие разную погоду и времена года, отрабатывать умение использовать несколько цветов акварельных красок при изображении вечернего или утреннего неба путем разлива и вливания красок другого цвета.

Тема урока Сергей Есенин «Черёмуха»

Тип урока: урок – проект «Творчество С.А. Есенина. Стихотворение «Черёмуха»

Методы обучения:

По характеру учебно-познавательной деятельности: частично-поисковые.

По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.

По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью литературных источников.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Средства обучения : учебно-методический комплект, карточки для работы в группах, компьютерная презентация, видеофрагменты, Ф.Шопен Ноктюрн №2

выставка рисунков учащихся по стихам С.Есенина о природе, Родине

Цель : знакомство с биографией и творчеством С.Есенина.
Задачи :
Предметные:

Познакомить учащихся со стихотворением С.Есенина «Черёмуха»; дать учащимся представление об особенностях отражения темы природы, Родины в стихах Есенина учить выразительному чтению стихотворения, закрепить умения находить в литературном произведении образные средства (эпитеты, олицетворение, метафору);

    познавательные: развивать умение строить речевое высказывание, формулировать проблемы и решать их, осуществлять поиск необходимой информации в учебнике;

    коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, сотрудничать с учителем и одноклассниками в решении учебных задач; учитывать позицию собеседника.

    регулятивные: обучать умению формулировать цели урока, принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

    личностные: формировать положительную учебную мотивацию, формировать чувство прекрасного и эстетические чувства, учить адекватно оценивать свою деятельность.

Планируемые результаты.

Предметные : ученик получит возможность воспринимать литературу как вид искусства; осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста; определять авторскую позицию; строить осмысленные речевые высказывания.

доказывать и подтверждать фактами из текста собственное суждение;

Метапредметные:

    познавательные : ученик научится искать и выделять необходимую информацию по заданной теме, получит возможность сравнивать, сопоставлять, делать анализ литературные произведения; строить речевое высказывание в устной форме;

    коммуникативные : ученик получит возможность формулировать собственное мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, контролировать действия партнёра;

    регулятивные : ученик получит возможность учиться принимать и сохранять учебную задачу, преобразовывать практическую задачу в познавательную, осуществлять поиск и выделять необходимую информацию, составлять простейший план действий, осуществлять итоговый контроль по результату;

    личностные : ученик получит возможность для формирования учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу, для формирования умения понимать чувство автора к любви к природе, Родине

1. Мотивация к учебной деятельности

Прозвенел звонок. Начинаем мы урок.

Его проведём мы в назначенный срок.

В мир музыки, слова и цвета откроется дверь,

И это прекрасно, уж ты мне поверь!

А поможет нам девиз:

2. Актуализация знаний. Сформулирование темы и цели урока.

(Слайд)

2.1 Выполнение заданий в группах.

Выполнив задания в группах, попробуем определить тему урока.

1 группа

Восстановите пропущенные буквы в фамилиях. Прочитайте получившееся слово по вертикали.

Пау…товский

Усп…нский

2 группа

Расшифруй слово.

э з я п и о

3 группа

Отгадайте загадку.

Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала.
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна. (черёмуха)

- По каким признакам отгадали?

Речевая разминка

Прочитайте загадку выразительно, выделяя голосом выделенные слова.

Получившиеся слова помогут определить тему и цели нашего урока.

(Есенин, поэзия, черёмуха)

2.2 Постановка учебной задачи

Какие цели мы ставим перед собой на уроках литературного чтения?

(Слайд 3)

    познакомимся … (с произведением С.А. Есенина «Черёмуха»)

    научимся … (анализировать, разбирать, воспринимать произведение)

    находить…(изобразительно-выразительные средства языка)

    совершенствовать… (навык выразительного чтения)

- Литературная гостиная в очередной раз распахнула свои двери для вас.

- Сегодня полистаем страницы жизни поэта С.А. Есенина. Прикоснемся к его чистым, как родник, стихам, которые льются из самого сердца. В его поэзии постараемся п очувствовать глубину его любви к Родине, природе.

3. Введение в тему.

Что же такое поэзия?

(Поэзия – это стихи. Это произведения, написанные стихами).

- Сколько значений слова «поэзия» мы знаем? Какие?

- Мы знаем два значения. Поэзия – стихи, произведения написанные стихами. Поэзия – красота и прелесть чего-либо (из словаря С. И. Ожегова)

Красота летнего утра.

Красота золотой осени.

Красота родной природы.

Природу можно изображать по – разному: художник делает это с помощью красок, композитор – с помощью звуков музыки, поэты изображают картину природы словами. Мы попытаемся раскрыть секрет красоты Есенинского слова. Где же таится этот секрет?

4. Создание проблемной ситуации. Совместный поиск путей решения проблемы.

5. Исследовательская работа. Защита учебных проектов.

- Две творческие группы нашего класса исследовали материал по творчеству С. Есенина и готовили проекты. Первый проект защищает группа Федотова Николая.

I группа.

Какие цели и задачи мы ставили?

- познакомиться с биографией и автобиографией С. А. Есенина;

- изучить литературу и Интернет – ресурсы по вопросу истоков творчества мастера.

Мы выдвигали следующую гипотезу , что истоками творчества С.А. Есенина могут быть:

семья поэта;

его обучение;

русские поэты и писатели;

родная природа.

Первый исток – это его семья. На высоком живописном берегу Оки, в селе Константиново под Рязанью 21 сентября 1895 года (В 2015 году исполнилось 120 лет) в деревянном доме с окнами на речной простор родился Сергей Есенин в семье Александра Никитича Есенина и Татьяны Федоровны Есениной (Титовой). Родители С. Есенина – простые люди, они рано расстались, и детство маленького Серёжи прошло у бабушки и дедушки Титовых. Много позже Есенин вспоминал: «Оглядываясь на весь пройденный путь, я все-таки должен сказать, что никто не имел на меня такого значения, как мой дед, бабушка и мать. Им я больше всего обязан» В долгие зимние вечера бабушка рассказывала внуку сказки, пела песни, духовные стихи, унося его в мир старинных преданий и легенд. Дед, обладавший прекрасной памятью, знал кроме духовных стихов великое множество народных песен и часто их напевал; старуха приживальщица, ухаживавшая за малышом, рассказывала ему народные сказки. Народные песни слышал он и из уст матери. Есенин всё слушал с интересом, но иногда и сам под впечатлением рассказанного начинал фантазировать и «сочинять», поэтому с пяти лет Сергей научился читать, а уже с 9 лет мальчик начал писать свои первые стихи. Сознательное творчество С. Есенин относит к 16 -17 годам.

Второй исток – его обучение. Когда Серёже исполнилось 8 лет, его отдали учиться в Константиновское земское училище, а затем - в церковно-учительскую школу в городке Спас-Клепики, из которой он вышел «учителем школы грамоты». В 1913 году Есенин обучается в Московском городском народном университете имени А.Л. Шанявского. Этот университет был в тот период едва ли не самым передовым учебным заведением страны: лучшие профессора, прекрасная научная библиотека. Среди сверстников он всегда был передовым учеником.

Третий исток - творчество русских поэтов и писателей. Любимыми поэтами у Есенина были Пушкин, Лермонтов, Блок, Кольцов, а любимым писателем-Гоголь. Печататься Сергей Есенин начинает в 1914 в московских детских журналах (первое стихотворение «Береза») (выразительное чтение стихотворения)

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

обсыпает ветки

Новым серебром.

Четвёртый исток – родная рязанская земля.

Крестьянский сын Сергей Есенин на всю жизнь сохранил привязанность к родной земле. Его до глубины души трогали красота и приволье родных полей, березовых рощ, «малиновая грусть» осенних закатов, долгие песни за околицей. Все впечатления детства затем станут его стихами и поэмами… В 1916 году появляется первый сборник стихов С. Есенина “Радуница”.

Таким образом, наша гипотеза подтвердилась. Истоки творчества великого поэта – его семья (бабушка, дедушка и мать), обучение - в земском училище, церковно – учительской школе, народном университете. Мастера слова – Пушкин, Лермонтов, Кольцов, Гоголь, а так же - родная рязанская природа.

Подтвердим нашу гипотезу, исследуя стихотворение «Черёмуха»

ФИЗМИНУТКА

Вверх руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули – так ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем – руки согнули назад.

6 . Чтение и анализ содержания стихотворения «Черёмуха» и изобразительно – выразительных средств языка в стихотворении.

6.1 Работа до чтения.

По названию стиха и рисункам учебника определите тему текста, прогнозируйте содержание.

Проверим наши предположения, прочитав стихотворение.

6.2 Первичное восприятие текста. Чтение учителем.

6.3 Проверка первичного восприятия текста. Ответы на вопросы.

Какая картина создалась в вашем воображении?

В воображении сразу рисуется яркая картина наступления весны. Поэту удалось передать не только краски, но и звуки и даже запахи весны.

Это почувствуете, прочитав стих …..

6.4 Самостоятельное чтение. Словарная работа.

Прочитаем самостоятельно, определим непонятные слова.

Какие слова были непонятны при чтении?

- Медвяная.

Роса вязкая, как мед, поэтому медвяная. Роса не падает, а сползает не с листа, а по коре черемухи. Действие медленное.

А как вы понимаете выражение «зелень пряная»

С острым ароматным запахом.

Как вы понимаете слово «проталинка»?

Место, где частично растаял снег, и оголилась земля.

-Вкрадчиво

От слова «крадётся», говорит тихо, осторожно, старается понравиться

- Круча (крутой спуск, обрыв).

6.5 Повторение средств художественной выразительности. Работа со словарём.

В стихотворении Есенин использует средства художественной выразительности. Какие вы знаете?

Эпитет, сравнение, олицетворение, метафора.

Для чего они используются?

Их употребление делает нашу речь более яркой, точной, красочной, выразительной.

Милена выписала из толкового словаря Ожегова определения. Послушаем.

- Эпитет – образное определение предмета. Они помогают описать внешний вид предмета, передать его цвет, состояние, а также выразить чувства, настроение.
- Олицетворение –

- Метафора -

6.6 Чтение и анализ текста.

Почему ветви золотистые? (Блестят в лучах солнца.)

С чем сравнивает ветки дерева? (С кудрями.)

Как рассказывает про росу?

Почему зелень сияет в серебре? (Блестит на солнце.)

Что рассказывает о ручейке?

Почему речей серебряный?

Как понимаете выражение: «а зелень золотистая на солнышке горит»?

Каким показат ручей в конце стихотворения?

Гремучею – это как? (громко)

Волною обдаёт? (бросает тень)

Что значит выражение: «вкрадчиво под кручею ей песенки поёт?»

Если черёмуха – это образ девушки, то ручей олицетворяет образ кого? (юноши, который пытается вкрадчиво вызвать расположение девушки-черёмухи) (олицетворение)
- Как вы думаете, о чём поёт ручей? (о красоте, о любви, о весне)

Какие краски выбрали бы вы к иллюстрации этого стихотворения? (краски весны)

Какие лечебные свойства черёмухи вы знаете?

– Аромат черёмухи убивает микробы. Поэтому, чтобы сделать питьевой не слишком чистую воду, достаточно бросить в неё цветущую кисть черёмухи. Но в комнатах букеты черёмухи лучше не ставить: может разболеться голова. А вяжущие ягоды черёмухи помогают при расстройстве желудка.

6.7 Прочитайте в парах . Взаимооценка.

6.8 Работа над выразительностью.
- Как мы будем читать строчки о черёмухе? (медленно и тихо, чтобы показать, как она прекрасна и величава)
ЧИТАЕМ ЭХОМ.

Прослушивание фрагмента музыкального произведения Ф. Шопена Ноктюрн №2 и 2-3

Какую музыку вы подобрали бы к этому стихотворению?

Нежную, тихую. Вначале мелодия тихая, сонная, а потом становится громкой и радостной.

6.9 Выразительное чтение. Взаимооценка.

(Читаем под музыку)

Прочитайте целиком стихотворение (1-2 ученика)
Вывод. Один из истоков творчества великого поэта –природа. Мы подтвердили, анализируя стихотворение поэта.

Физминутка

7. Продолжение исследовательской работы.

7.1 Защита проекта II группой. Тема Родины.

-Следующая тема - тема Родины – главная в творчестве Сергея Есенина и она тесно переплетается с темой природы.
Проект «Я скажу не надо рая, дайте Родину мою!» защищает группа Прошениной Амиры.

Цели и задачи проекта:

1) исследовать творчество С.Есенина и тематику его стихотворений;

2) выяснить, какое место тема Родины занимает в лирике Есенина.

3) изучить Интернет – ресурсы и литературу по вопросу проекта;

Наша гипотеза – тематика стихов С.А. Есенина – о Родине, природе.

Готовясь к проекту, открывая книги С.Есенина, каждый из нас читал такие слова автора:

« Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к Родине, чувство Родины – основное в моём творчестве”. Тема, которая заняла центральное место в поэзии Есенина, – тема Родины. Родина Есенина - Рязанская земля. Здесь впервые увидел Сергей Есенин всю красоту русской природы. В его поэзии, по словам А.Толстого, слышится «певучий дар славянской души, мечтательной, беспечной, таинственно-взволнованной голосами природы».

- Родина в стихах Есенина – это не только «родимый дом», «рязанские раздолья». За картиной «рязанских раздолий» чувствуется вся бескрайняя русская земля.

7.2 Прослушивание видиофрагмента. С. Безруков «Гой ты, Русь моя святая!»

«…Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте Родину мою!»

7.3 Продолжение защиты проекта.

(Слайд) С. А. Есенин родился в старинном селе Константиново. Оно привольно раскинулось среди полей и лесов в центре России, на высоком правом берегу реки Оки.

Это удивительно красивые места. Если подняться на холм, то на многие километры вперёд видны деревни и сёла, луга и перелески, вьющаяся лентой река и небольшие озёра.

О Русь – малиновое поле

И синь, упавшая в реку,

Люблю до радости и боли

Твою озёрную тоску.

- писал С.А Есенин в одном из своих стихотворений.

Его детство прошло среди полей и степей. С ранних лет он полюбил свой край, русскую природу.

Вместе со своими друзьями, деревенскими ребятишками, он ходил в ночное.

«Ночью луна – вспоминал он, - при тихой погоде стоит стоймя в воде. Когда лошади пили, мне казалось, что они вот-вот выпьют луну, и радовался, когда она вместе с кругами отплывала от их ртов».

Один из друзей его детства писал в своих воспоминаниях: «… очень любил Есенин цветы. Весной до покоса наши луга – разноцветный ковёр. Каких только цветов в них нет! Для него цветы – что живые друзья были».

(Слайд 10) В самом центре села перед спуском к Оке стоит обычный

деревянный дом с окнами на речной простор. Ветви двух берез склоняются к мемориальной доске, на которой выбито: «Здесь родился и жил известный русский поэт Сергей Есенин»

На родине поэта, в селе Константиново, Сергею Есенину поставлен памятник, а в его родном доме открыт музей.

В стихотворениях "Поет зима, аукает", "С добрым утром", "Белая береза" с большой любовью Есенин пишет о природе.

Эти и другие стихи читали ученики нашей школы в конкурсе стихов в декабре месяце, посвящённым 120-летию С.Есенина. Тематика конкурса: природа, Родина.

7.4. Чтение стихотворения С. Есенина «Неуютная жидкая лунность…»

В нашем проекте мы представляем победителя школьного конкурса, неоднократного победителя районных республиканских и межрегиональных конкурсов Зайцеву Викторию. Стихотворение С. Есенина «Неуютная жидкая лунность…»

Стих и песня какой общей темой объединены?

Боль души поэта и композитора за Русь.

Итак, наша гипотеза подтвердилась – тематика творчества С.А. Есенина – о Родине, природе.

Мы изучили творчество, сборники стихов С.Есенина…

Продуктами нашего проекта стали рисунки о природе с подписями отрывков из стихов поэта.

8. Отрывок из моего любимого стихотворения. (Читают дети)

9. Итог урока.

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Есенин в своих стихах сумел передать любовь к природе, к ее красоте, любовь к Родине. Прожил Сергей Есенин всего 30 лет. Но за это время сумел написать такие стихи, которые не оставляют никого равнодушным.

Чувства поэта, его душу смогли понять многие музыканты и положили его произведения на музыку. Эта тема исследования будет в нашем проекте в перспективе.

10. Рефлексия

(Слайд) - Закончите предложение: «Подготовка к исследовательскому проекту, соприкосновение с поэзией С.Есенина помогло мне…»

- больше узнать о С. Есенине;

Ещё раз убедиться, что только человек с открытой душой может стать поэтом;

Увидеть красоту в самых обычных предметах;

Получить наслаждение от урока.

11. Домашнее задание

Выучить стих.

Придумайте сказку про ручей и черемуху. Старайтесь употребить в тексте эпитеты.

Поэт не пишет, он поёт,
Как вдохновение придёт,
Когда душа его зовёт,
И тему он себе найдёт. Марк Львовский

«Душа поэта – тонкая струна,

Дотронешься – и зазвучит она.

И мир Есенина

Нам предстоит постигнуть

В секреты слова красоты проникнуть»