Фаддей беллинсгаузен годы жизни и смерти. Ф.Беллинсгаузен — первооткрыватель Антарктиды

Антарктида - это континент, который находится на самом юге нашей планеты. Центр его совпадает (примерно) с южным географическим полюсом. Океаны, омывающие Антарктиду: Тихий, Индийский и Атлантический. Сливаясь, они образуют

Несмотря на суровые климатические условия, фауна этого материка все-таки существует. Сегодня обитатели Антарктиды - это более 70 видов беспозвоночных. Также здесь гнездятся четыре вида пингвинов. Еще в глубокой древности встречались обитатели Антарктиды. Это доказывают останки динозавров, найденные здесь. На этой земле даже родился человек (это произошло впервые в 1978 году).

История до экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева

После высказывания Джеймса Кука о том, что земли, находящиеся за Южным полярным кругом, недоступны, более 50-ти лет ни один мореплаватель не захотел опровергнуть на практике мнение такого крупного авторитета. Впрочем, следует отметить, что в 1800-10 гг. в Тихом океане, его субантарктической полосе, английские моряки обнаружили небольшие земли. В 1800 году Генри Уотерхауз нашел здесь о-ва Антиподов, в 1806 Абрахам Бристоу открыл о-ва Окленд, а в 1810 году Фредерик Хесселбро натолкнулся на о. Кэмпбелл.

Открытие Новой Шетландии У. Смитом

Уильям Смит, еще один капитан из Англии, шедший с грузом в Вальпараисо на бриге "Уильямс", был отброшен штормом у мыса Горн на юг. В 1819 году, 19 февраля, он два раза видел землю, расположенную далее к югу, и принял ее за оконечность Южного материка. У. Смит возвратился домой в июне, и рассказы его об этой находке очень заинтересовали зверобоев. Второй раз он отправился в Вальпараисо в сентябре 1819 года и двинулся из любопытства к "своей" земле. Он 2 дня обследовал побережье, после чего вступил во владение ей, названной позже Новой Шетландией.

Идея организовать русскую экспедицию

Сарычев, Коцебу и Крузенштерн выступили инициаторами русской экспедиции, цель которой состояла в поисках Южного материка. одобрил их предложение в феврале 1819 года. Однако выяснилось, что времени у мореплавателей осталось очень мало: отплытие планировалась летом этого же года. Из-за спешки в состав экспедиции были включены разнотипные суда - переоборудованный в шлюп транспорт "Мирный" и шлюп "Восток". Оба корабля к плаванию в тяжелых условиях полярных широт не были приспособлены. Их командирами стали Беллинсгаузен и Лазарев.

Биография Беллинсгаузена

Фаддей Беллинсгаузен родился на (ныне - Сааремаа, Эстония) 18 августа 1779 года. Общение с моряками, близость моря с раннего детства способствовали тому, что мальчик полюбил флот. В возрасте 10 лет его отдали в Морской корпус. Беллинсгаузен, будучи гардемарином, совершил плавание в Англию. В 1797 году он окончил корпус и служил в чине мичмана на кораблях Ревельской эскадры, плававших в Балтийском море.

Фаддей Беллинсгаузен в 1803-06 годы принимал участие в плавании Крузенштерна и Лисянского, что послужило для него отличной школой. Моряк по возвращении на родину продолжил свою службу в Балтийском флоте, а затем, в 1810 году, был переведен в Черноморский флот. Здесь он командовал сначала фрегатом "Минерва", а затем "Флора". Большая работа была проделана за годы службы на Черном море по уточнению морских карт в районе Кавказского побережья. Беллинсгаузен также осуществил ряд Он точно определил координаты важнейших пунктов побережья. К руководству экспедицией, таким образом, он пришел уже опытным моряком, ученым и исследователем.

Кто такой М. П. Лазарев?

Под стать ему был и его помощник, командовавший "Мирным", - Лазарев Михаил Петрович. Это был опытный, образованный моряк, впоследствии ставший прославленным флотоводцем и основателем Лазаревской морской школы. Лазарев Михаил Петрович родился в 1788 году, 3 ноября, во Владимирской губернии. В 1803 году он окончил Морской корпус, а затем в течение 5-ти лет плавал в Средиземном и Северном морях, в Атлантическом, Тихом и Индийском океанах. Лазарев по возвращении на родину продолжил службу на корабле "Всеволод". Он был участником боев против англо-шведского флота. Во время Отечественной войны Лазарев служил на "Фениксе", участвовал в высадке десанта в Данциге.

По предложению совместной российско-американской компании в сентябре 1813 года он стал командиром корабля "Суворов", на котором совершил первое свое кругосветное путешествие к берегам Аляски. Во время этого плавания он показал себя решительным и искусным морским офицером, а также смелым исследователем.

Подготовка к экспедиции

Долгое время была вакантной должность капитана "Востока" и начальника экспедиции. Только за месяц до выхода в открытое моря на нее был утвержден Ф.Ф. Беллинсгаузен. Поэтому работы по набору экипажей двух этих кораблей (порядка 190 человек), а также обеспечению их необходимым для долгого путешествия и переоборудованию в шлюп "Мирного" легли на плечи командира этого корабля, М.П. Лазарева. Главная задача экспедиции была обозначена как чисто научная. "Мирный" и "Восток" отличались не только своими размерами. "Мирный" был удобнее и в одном лишь проигрывал "Востоку" - в скорости хода.

Первые открытия

Оба корабля 4 июля 1819 года вышли из Кронштадта. Так началась экспедиция Беллинсгаузена и Лазарева. Моряки достигли о. Южной Георгии в декабре. Они 2 дня осуществляли опись юго-западного берега этого острова и открыли еще один, который был назван в честь Анненкова, лейтенанта "Мирного". После этого, взяв курс на юго-восток, корабли открыли 22 и 23 декабря 3 небольших острова вулканического происхождения (Маркиза де Траверсе).

Затем, двигаясь к юго-востоку, мореплаватели Антарктиды достигли открытой Д. Куком "Земли Сандвича". Это, как оказалось, архипелаг. При ясной погоде, редкой в этих местах, 3 января 1820 года русские подошли вплотную к Южному Туле - наиболее близкому к полюсу участку суши, открытому Куком. Они обнаружили, что "земля" эта состоит из 3-х скалистых островов, покрытых вечным льдом и снегом.

Первое пересечение Южного полярного круга

Русские, обходя тяжелые льды с востока, 15 января 1820 года впервые пересекли Южный полярный круг. На другой день они встретили на своем пути ледники Антарктиды. Они достигали огромной высоты и простирались за горизонт. Участники экспедиции продолжили двигаться к востоку, однако всегда встречали этот материк. В этот день была решена проблема, которую Д. Кук считал неразрешимой: русские подошли к северо-восточному выступу "ледяного континента" менее чем на 3 км. Через 110 лет льды Антарктиды усмотрели норвежские китобои. Они назвали этот материк Берегом Принцессы Марты.

Еще несколько приближений к материку и обнаружение шельфового ледника

"Восток" и "Мирный", пытаясь обойти непроходимые льды с востока, еще 3 раза пересекали в это лето полярный круг. Они хотели пройти ближе к полюсу, однако не могли продвинуться дальше, чем в первый раз. Много раз кораблям угрожала опасность. Внезапно ясный день сменялся мрачным, шел снег, крепчал ветер, и горизонта становилось практически не видно. В этом районе был обнаружен шельфовый ледник, названный в 1960 году в честь Лазарева. Он был нанесен на карту, правда, намного севернее его нынешнего положения. Тем не менее ошибки здесь нет: как теперь установлено, шельфовые ледники Антарктиды отступают к югу.

Плавание в Индийском океане и стоянка в Сиднее

Кончилось короткое антарктическое лето. В 1820 году, в начале марта, "Мирный" и "Восток" разлучились по договоренности для того, чтобы лучше осмотреть 50-е широты Индийского океана в юго-восточной части. Они встретились в апреле в Сиднее и простояли здесь месяц. Беллинсгаузен и Лазарев в июле обследовали архипелаг Туамоту, обнаружили здесь ряд обитаемых атоллов, которые не были нанесены на карты, и назвали их в честь русских государственных деятелей, флотоводцев и полководцев.

Дальнейшие открытия

К. Торсон высадился впервые на атоллах Грейга и Моллера. А находящиеся на западе и в центре Туамоту были названы Беллинсгаузеном о-вами Россиян. На северо-западе на карте появился остров Лазарева. Корабли оттуда отправились к Таити. 1 августа к северу от него они обнаружили о. Восток, а 19 августа на обратном пути к Сиднею обнаружили к юго-востоку от Фиджи еще несколько островов, включая о-ва Симонова и Михайлова.

Новый штурм материка

В ноябре 1820 года, после стоянки в Порт-Джэксоне, экспедиция отправилась к "льдинному материку" и выдержала в середине декабря сильную бурю. Шлюпы еще трижды пересекали полярный круг. Дважды они близко к материку не подходили, однако в третий раз увидели явные признаки земли. В 1821 году, 10 января, экспедиция продвинулась на юг, однако была вынуждена вновь отступить перед возникшим ледяным барьером. Русские, повернув на восток, увидели через несколько часов берег. Остров, покрытый снегом, был назван в честь Петра I.

Открытие Берега Александра I

15 января при ясной погоде первооткрыватели Антарктиды увидели землю на юге. С "Мирного" открылся высокий мыс, соединенный с цепью невысоких гор узким перешейком, а с "Востока" виднелся гористый берег. Беллинсгаузен его назвал "Берегом Александра I". Пробиться к нему из-за сплошного льда, к сожалению, не удалось. Беллинсгаузен вновь повернул к югу и вышел в обнаружив здесь Новую Шетландию, открытую У. Смитом. Первооткрыватели Антарктиды исследовали ее и обнаружили, что она представляет собой цепь островов, которые простираются почти на 600 км в восточном направлении. Некоторые Южные были названы в память о сражениях с Наполеоном.

Итоги экспедиции

30 января было обнаружено, что "Востоку" требуется капитальный ремонт, и было решено повернуть на север. В 1821 году, 24 июля, шлюпы возвратились в Кронштадт после путешествия длиной в 751 день. За это время первооткрыватели Антарктиды находились под парусами 527 дней, а 122 из них - южнее 60° ю. ш.

По географическим результатам совершенная экспедиция стала величайшей в 19 веке и первой в истории русской антарктической экспедицией. Была обнаружена новая часть света, названная позже Антарктидой. К ее берегам 9 раз подходили русские моряки, а четырежды приближались на расстояние 3-15 км. Первооткрыватели Антарктиды впервые охарактеризовали примыкающие к "ледяному континенту" крупные акватории, классифицировали и описали льды материка, а также в общих чертах указали верную характеристику его климата. 28 объектов было нанесено на карту Антарктики, и все они получили русские названия. В тропиках и в высоких южных широтах открыто было 29 островов.

Выдающийся русский морской офицер, ученый, мореплаватель и гуманист Ф.Ф. Беллинсгаузен родился 20 сентября 1778 года на острове Эзель (ныне Саарема) близ города Курессаре (Аренсбург).

Окончил морской кадетский корпус в Кронштадте. В 1797 году получил чин мичмана и был направлен на корабли Ревельской эскадры Балтийского флота. В 1803-1806 годах участвовал в первом русском кругосветном плавании на корабле "Надежда" под командованием И.Ф. Крузенштерна. В 1806 году Беллинсгаузен получил чин капитан-лейтенанта. После возвращения из экспедиции командовал различными кораблями на Балтийском и Черном морях. В 1819-1821 годах возглавил кругосветную экспедицию на шлюпах "Восток" (под командованием Ф.Ф. Беллинсгаузена) и "Мирный" (под командованием Михаила Петровича Лазарева (1788-1851 гг.)). Цель экспедиции была определена Морским министерством как научная - открытие в возможной близости Антарктического полюса с целью "приобретения полнейших знаний о нашем земном шаре".

4 (16 июля) 1819 года русская антарктическая экспедиция под командованием капитана второго ранга Ф.Ф. Белинсгаузена вышла из Кронштадта. Флагманом шел шлюп "Восток" водоизмещением 900 тонн, длиной по ватерлинии 40 м, шириной около 10 м, площадью парусов более 2000 квадратных метров с командой 117 человек. Вторым шлюпом под названием "Мирный" командовал лейтенант М.П. Лазарев. Шлюпы развивали скорость до 8-10 узлов. К ноябрю 1919 г. экспедиция достигла островов Южная Георгия. Двигаясь к юго-востоку, 30 декабря 1819 года суда достигли "Земли Сандвича", открытой Дж. Куком. Экспедиция исследовала эту землю, которая оказалась архипелагом и была названа Южными Сандвичевыми островами. Русские мореплаватели впервые установили связь этой группы островов с другими островами и скалами юго-западной Атлантики и впервые указали на наличие подводного хребта вулканического происхождения (ныне Южно-Антильский хребет), который имеет протяженность 2,5 тыс. км в западной части Атлантического океана между 53° и 60° ю.ш.

26 января 1820 года суда пересекли Южный полярный круг, 28 января экспедиция открыла Антарктиду, приблизившись к ней в точке 69°21" ю.ш. и 2°14" з.д. (район современного шельфового ледника Беллинсгаузена). 18 февраля 1820 года экспедиция почти вплотную подошла к материку (северо-западный выступ берега Принцессы Ранхильды). В третий раз 26 февраля 1820 года русские корабли достигли только 60°49" ю.ш. и 49°26" в.д., приблизительно в 100 км к северу от Земли Принца Олафа.
В ноябре 1820 года экспедиция вторично отправилась к "льдинному материку". 10 января 1821 года был открыт остров, названный именем Петра I (68°47" ю.ш. и. 90°30" в.д.), а 28 января экспедиция открыла берег, названный именем Александра I (Земля Александра I, расположенная между 69° и 73° ю.ш. и. 68° и 76° в.д.). Русские суда не смогли пробиться к берегу из-за сплошного льда. Обойдя их с севера, Беллинсгаузен повернул к востоку и пересек крайнюю юго-восточную часть Тихого океана (в ХХ веке эта часть была названа морем Беллинсгаузена), где отыскал "Новую Шетландию", открытую ранее Вильямом Смитом. Русская экспедиция исследовала новую землю и обнаружила, что она представляет собой цепь островов, вытянутую от пролива Дрейка на восток-северо-восток почти на 600 км. Отдельные Южные Шетландские острова получили названия Березина, Бородино, Ватерлоо, Лейпциг, Малоярославец, Полоцк, Смоленск, а северо-восточные - имена Михайлова, Мордвинова, Рожнова, Шишкова.
11 февраля 1821 года экспедиция Беллинсгаузена повернула на север.
24 июля 1821 года после 751 дневного плавания суда вернулись в Кронштадт. В течение путешествия экспедиция открыла также ряд островов в тропической части Тихого океана.

Беллинсгаузеном и Лазаревым были составлены описания островов и карты, собраны этнографические, ботанические и зоологические коллекции, велись систематические наблюдения за состоянием атмосферы и морской воды.В 1826 году Беллинсгаузен произведен в контр-адмиралы. В 1827 году участвовал в штурме турецкой крепости Варна. 6 декабря 1830 года Беллинсгаузен получает чин вице-адмирала и назначается командующим 2-ой флотской дивизией Балтийского флота. Во время службы он проводил научную работу в области артиллерии, впоследствии им был написан труд "О прицеливании артиллерийских орудий на море".

Путешествие Ф.Ф. Беллинсгаузена описано в его книге "Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг света в продолжение 1819-1821, совершенные на шлюпах "Восток" и "Мирный"", которая впервые была издана только в 1831 году, через 10 лет после экспедиции. В 1845 году Ф.Ф. Беллинсгаузен был избран действительным членом Русского Географического общества. В 1848 году он был назначен почетным членом Морского ученого комитета.

Фадде́й Фадде́евич Беллинсга́узен (при рождении Фабиан Готлиб Тадеус фон Беллинсгаузен, нем. Fabian Gottlieb Thaddeus von Bellingshausen; 9 (20 сентября) 1778, остров Эзель - 13 (25 января) 1852, Кронштадт) - знаменитый российский мореплаватель, первооткрыватель Антарктиды . Происходит из остзейских немецких дворян.

Биография

Беллинсгаузен родился 18 августа 1779 года на острове Эзель (ныне остров Сааремаа, Эстония). Близость моря, общение с моряками и рыбаками с раннего детства привили мальчику любовь к флоту. Десяти лет он был отдан в Морской корпус. Будучи гардемарином, Беллинсгаузен совершил плавание в Англию. Окончив корпус в 1797 году, он в чине мичмана служил на кораблях Ревельской эскадры в Балтийском море.

В 1803-1806 годы Беллинсгаузен принял участие в кругосветном плавании И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского. Это плавание было отличной школой для молодого моряка. По возвращении на родину Беллинсгаузен продолжал служить на Балтийском флоте. В 1810 году его перевели ".. на Черноморский флот, где он командовал фрегатом "Минерва", а затем фрегатом "Флора"". За время службы на Черном море Беллинсгаузен проделал большую работу по уточнению морских карт Кавказского побережья, провел ряд астрономических наблюдений, точно определил координаты главнейших пунктов побережья. Таким образом, к руководству экспедицией Беллинсгаузен пришел уже опытным ученым, моряком и исследователем.

Открытие Антарктиды

Беллинсгаузен получил назначение на должность начальника экспедиции лишь незадолго до ухода в плавание, поэтому заботы о снаряжении экспедиции и комплектовании команд шлюпов легли на Лазарева . Пользуясь правом набирать людей по своему усмотрению, Лазарев укомплектовал экипажи шлюпов бывалыми моряками, добровольно пожелавшими отправиться в неведомые края. В дальнейшем это немало способствовало успеху плавания.

Экипаж "Востока" состоял из 117 человек. Экипаж "Мирного" - из 73 человек. "Все офицеры и чиновники... были русскими, - писал участник экспедиции профессор И.М. Симонов. - Некоторые носили немецкие имена, но, будучи дети российских подданных, родившись и воспитавшись в России, не могут назваться иностранцами".

Шлюпы "Восток" и "Мирный", на которых совершалось плавание, были построены на отечественных верфях почти одновременно.

Ледяной берег желанного Южного материка увидели впервые в истории человечества русские моряки - спутники Беллинсгаузена и Лазарева 16 января 1820 года. Но вид берегов был слишком необычен. Туман и снег помешали морякам определить, что находится дальше, за бугристыми льдами. Это, по-видимому, и заставило тогда Беллинсгаузена воздержаться от заключения, что перед ним материк. 16 января 1820 года шлюпы достигли самой южной точки за первый год плавания - 69°25" южной широты и 2° 10" западной долготы.
В течение четырех суток шлюпы плыли вдоль выступавшего к северу ледяного барьера, а затем снова повернули на юг.

К исходу января "Восток" и "Мирный" выбрались на чистую воду, а уже 2 февраля Беллинсгаузен вновь отдал распоряжение изменить курс.

Вечером следующего дня шлюпы в третий раз пересекли Южный полярный круг.
В своем предварительном донесении, посланном позже из Австралии, Беллинсгаузен сообщал на родину: "Здесь за льдяными полями мелкого льда и островами виден материк льда, коего края отломаны перпендикулярно и который продолжается по мере нашего зрении, возвышаясь к югу подобно берегу. Плоские льдяные острова, близь сего материка находящиеся, ясно показывают, что они суть отломка сего материка, ибо имеют края и верхнюю поверхность подобную материку".

Русские моряки видели ледяные берега Южного материка и 16, и 21 января, и 5-6 февраля 1820 года, но они решили еще раз убедиться в том, что открыли материк, хотя и Беллинсгаузен, и Лазарев, и их спутники были твердо убеждены в том, что перед ними земля.

4 марта 1820 года на 90° восточной долготы Беллинсгаузен повернул к берегам Австралии. Несмотря на очевидную опасность раздельного плавания кораблей (в случае гибели одного корабля второй не мог бы прийти на помощь его экипажу), Беллинсгаузен и Лазарев все же решились на это, чтобы осмотреть возможно большее пространство океана. Шлюпы взяли курсы, параллельные курсам, которыми некогда шли корабли Кука "Резольюшен" и "Эдвенчер". "Мирный" пошел на 5-3° южнее пути "Эд-венчера", Лазареву надлежало разрешить одну географическую загадку: попытаться отыскать остров Компании, якобы виденный испанскими мореплавателями.

30 марта 1820 года на 132-е сутки после выхода из Рио-де-Жанейро "Восток" бросил якорь в Порт-Джексоне. Через семь суток сюда же благополучно прибыл и "Мирный", экипаж которого удостоверился в том, что остров Компании существовал лишь в воображении его "открывателей".

Адмирал Ф.Ф.Беллинсгаузен.

Выдающийся мореплаватель, первооткрыватель Антарктиды , адмирал Российского Императорского флота Фаддей Фаддееевич Беллинсгаузен по происхождению – остзейский немец. Он родился на острове Эзель (ныне эстонский Саарема) 9 (20) сентября 1778 года в дворянской семье; его настоящее имя — Фабиан Готтлиб Таддеус фон Беллинсгаузен .

В 11-летнем возрасте Фабиан Готтлиб Таддеус , взявший русское имя Фаддей , поступает в Морской корпус. Морская карьера ему была предопределена судьбой. Позже он говорил о себе так: «Я родился среди моря; как рыба не может жить без воды, так и я не могу жить без моря» .

В 1795 году Беллинсгаузен становится гардемарином, в следующем году совершает дальнее плавание к берегам Англии, а в 1797-м производится в мичманы и в течение нескольких лет служит на судах эскадры Балтийского флота.

В 1803-1806 годах мичману Беллинсгаузену посчастливилось участвовать в первом кругосветном плавании русских судов. На «Надежда» он обошёл вокруг Земного шара и зарекомендовал себя с наилучшей стороны. «Наш флот, конечно, богат предприимчивыми и искусными офицерами, однако из всех оных, коих я знаю, не может никто, кроме Головнина, сравняться с Беллинсгаузеном» — так охарактеризовал его капитан «Надежды» и начальник экспедиции Иван Фёдорович Крузенштерн . Кстати, большинство карт, вошедших в «Атлас к путешествию вокруг света капитана Крузенштерна» , были выполнены рукой будущего первооткрывателя Антарктиды.

Шлюпы «Нева» и «Надежда» во время кругосветного плавания. Художник С.В.Пен.

По окончании плавания Фаддей Беллинсгаузен получает чин капитан-лейтенанта. В 1809-1819 годах он командует кораблями – сначала корветом «Мельпомена» на Балтике, а затем фрегатами «Минерва» и «Флора» на Чёрном море, принимает участие в боевых действиях у Кавказского побережья.

В 1819 году капитана 2-го ранга Ф.Ф.Беллинсгаузена назначают начальником кругосветной антарктической экспедиции, перед которой ставились чисто научные цели: достичь «возможной близости Антарктического полюса» с целью «приобретения полнейших знаний о нашем земном шаре» . При этом от участников дальнего плавания требовалось «всевозможное старание и величайшее усилие для достижения сколь можно ближе к полюсу, отыскивая неизвестные земли» .

А ещё «Беллинсгаузену сильными лицами масонства было вменено в обязанность отыскать у Южного полюса остров Гранде, где в пещере, посреди неугасаемого огня, находится Книга Бытия, охраняемая духами тьмы» . Не смейтесь: это цитата не из бульварной газеты, а из солидной 15-томной «История русской армии и флота» , изданной накануне Первой мировой войны. А автор процитированной главы – выдающийся историк Российского флота лейтенант Николай Каллистов (1883-1917). Просто надо иметь в виду, что два столетия назад представления о южном полушарии были настолько туманными, что в сознании даже просвещённых людей научные знания легко уживались с мистикой и разного рода нелепицами.

В состав антарктической экспедиции вошли два – 985-тонный «Восток» и 885-тонный «Мирный» . Первым из них командовал сам Беллинсгаузен , вторым – талантливый морской офицер, лейтенант Михаил Петрович Лазарев – в будущем адмирал и один из самых выдающихся российских флотоводцев.

Адмирал М.П.Лазарев.

Ход первой российской антарктической экспедиции , продолжавшейся с июня 1819 года по август 1821-го, заслуживает отдельного рассказа. Здесь перечислим лишь её итоги: русскими моряками были обследованы огромные акватории мирового океана, открыты шестой континент – Антарктида, острова Шишкова, Мордвинова, Петра I – всего 29 островов и 1 коралловый риф. Впервые были произведены точные съёмки архипелага Туамоту, составлены описания и карты, собраны уникальные этнографические, ботанические и зоологические коллекции, сделаны зарисовки видов Антарктики и редких представителей фауны.

Шлюп «Восток». Художник М.Семёнов.

По возвращении в Кронштадт Беллинсгаузен был произведён в капитаны 1-го ранга, а через два месяца — в капитан-командоры. За «беспорочную выслугу в офицерских чинах 18-ти шестимесячных морских кампаний» он стал кавалером ордена Св. Георгия IV степени. О ходе беспримерной экспедиции и её результатах он написал книгу «Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг света в продолжение 1819, 1820 и 1821 годов» . Правда, издана она была лишь в 1831 году – через 10 лет после завершения плавания.

Книга Ф.Беллинсгаузена «Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг света…» с приложениями.

Вся дальнейшая карьера Беллинсгаузена — многочисленные плавания, строевая служба, участие в боевых действиях. В 1822-1825 годах он занимает береговые должности, но после производства в контр-адмиралы в течение следующих двух лет командует отрядом судов в Средиземном море. В 1828 году, будучи командиром Гвардейского экипажа, он вместе со своими подчинёнными сухим путём проходит из Санкт-Петербурга до Дуная и участвует в войне с Турцией. На Чёрном море он руководит осадой Варны и других турецких крепостей, за что его награждают орденом Святой Анны I степени.

В декабре 1830 года Беллинсгаузен становится вице-адмиралом и назначается начальником 2-й дивизии Балтийского флота, ежегодно совершает с ней плавания по Балтике. В 1839 году он занимает высший строевой пост – его назначают главным командиром Кронштадтского порта и военным губернатором Кронштадта. Ежегодно с весны по осень он также является командующим Балтийским флотом. В 1843 году его производят в полные адмиралы, а в 1846 году награждают орденом Св. Владимира I степени.

Памятник Ф.Ф.Беллинсгаузену в Кронштадте.

Адмирал М.П.Лазарев впоследствии вспоминал о Беллинсгаузене как о «искусном, неустрашимом моряке» , который при этом был «тёплой души человеком» . Фаддей Фаддееевич обладал редкими для своего времени качествами: широким кругозором, высоким культурным уровнем, гуманным отношением к нижним чинам. Он стал основателем Кронштадтской морской библиотеки — одной из крупнейших в России. В том же Кронштадте он значительно улучшил условия жизни экипажей судов, занимался постройкой казарм и госпиталей, озеленением города, добился увеличения мясного пайка для матросов. По словам морского историка Е.Е.Шведе , после смерти адмирала на его письменном столе нашли записку следующего содержания: «Кронштадт надо обсадить такими деревьями, которые цвели бы прежде, чем флот пойдет в море, дабы на долю матроса досталась частица летнего древесного запаха» .

Адмирал Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен родился на острове Эзель (ныне Сааремаа, Эстония) 9 (20) сентября 1778 года. Происходил из остзейских немецких дворян.
Его первое знакомство с Кронштадтом было связано с учёбой в Морском кадетском корпусе в 1789-1897 годах, а в дальнейшем – со службой офицером на Балтийском флоте. В 1803 году из Кронштадта ушёл в составе первой русской кругосветной экспедиции Ивана Фёдоровича Крузенштерна, а в 1819-м сам возглавил экспедицию на кораблях «Восток» и «Мирный», результатом которой стало открытие Антарктиды.
В 1839 году судьба окончательно свяжет адмирала с Кронштадтом — он займёт должность военного губернатора и главного командира Кронштадтского порта. В доме № 2 по улице Княжеской (ныне — Коммунистическая), — сейчас этот дом называют «домом Маринеско», — находилась служебная квартира военного губернатора Феддея Фаддеевича Беллинсгаузена.

Сделал Кронштадт зелёным

В начале деятельности Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена на посту губернатора Кронштадт представлял собой неустроенный в бытовом и в культурном отношении город. Единственными городскими садами были Романовский (ныне — Садик Металлистов), Инженерный (на углу улиц Восстания и Зосимова), а также Общественный сад на месте современного Летнего сада, с примыкающими к нему жилыми постройками эпохи Петра I.
Известно, что Фаддей Фаддеевич был большим любителем садоводства, продолжателем идей своего предшественника адмирала П. М. Рожнова по озеленению города. Эта его увлечённость преобразила город: первые деревья были посажены адмиралом на Александровском бульваре (улица Зосимова), в Инженерном саду и на первой аллее у решётки Петровского парка; были разбиты парки на Большой Екатерининской (ныне — улица Советская), Северном бульваре (ныне — улица Восстания), расширен Летний сад.
Поскольку наблюдением за состоянием садов и парков занимался сам военный губернатор, многие деревья сохранялись в нашем городе долгое время. И надо отметить, что многие из последующих военных губернаторов города весьма ревностно относились к озеленению Кронштадта. В итоге в 1875 году в городе даже учредили отделение Императорского общества садоводства. Большим любителем садоводства был впоследствии военный губернатор вице-адмирал Н. И. Казнаков, который воспитывал в горожанах любовь к растениям и вообще к природе.

Не только сажал,
но и строил

Ещё до своего назначения военным губернатором Беллинсгаузен вместе с капитан-лейтенантом И. Н. Скрыдловым на частные пожертвования основал в 1832 году библиотеку и стал первым её директором, а книги, собранные адмиралом, стали основой первого фонда библиотеки.
Одновременно исполняя должность военного губернатора и главного командира Кронштадтского порта, Беллинсгаузен был председателем «Комитета по устройству города», который фактически занимался еблагоустройством Кронштадта и территории острова Котлин. Под его наблюдением были выстроены новые и перестроены старые форты, доки, гавани; рассматривались планы по строительству новых жилых зданий, здания администрации города, Пароходного завода, расширению Лютеранского кладбища и другие проекты. По настоянию Беллинсгаузена на кораблях устраивались госпитали, улучшалось питание для матросов.

Нашёл
достойную супругу

Лютеранин по вероисповеданию, он являлся почётным прихожанином церкви Св. Елизаветы в Кронштадте. Интересно, что семья его была многоконфессиональной. Жена Фаддея Фаддеевича — Анна Дмитриевна (урождённая Байкова, родилась 6 марта 1808 года) была православной. Анна Дмитриевна происходила из семьи секунд-майора Дмитрия Федосеевича Байкова, командира сапёрного батальона, служившего в нашем городе и строившего здания Военного ведомства в Петербурге и Кронштадте. С семьёй своей будущей жены Беллинсгаузен впервые познакомился, когда готовил поход к Южному полюсу, а венчание 18-летней Анны Байковой и 48-летнего Фаддея Беллинсгаузена состоялось в Кронштадте уже после похода — в 1826 году.
Из семи детей Анны Федосеевны и Фаддея Фаддеевича двое сыновей и дочь умерли в грудном возрасте; на воспитании остались Елизавета, Екатерина, Мария и Елена. Анна Дмитриевна не только воспитывала дочерей, но и активно занималась общественной и благотворительной деятельностью: много лет была попечительницей кронштадтской церковно-приходской школы, организовала столовую для детей погибших флотских нижних чинов, устраивала благотворительные вечера. За свои труды ей был пожалован «меньший крест ордена Святой Екатерины», на оборотной стороне которого по латыни было выбито: «Трудами сравнивается с супругом». После смерти мужа Анна Дмитриевна уехала в Псковскую губернию, в своё небольшое имение. Она умерла 16 декабря 1892 года и похоронена на погосте Горки Новосокольнического района Псковской области. Могила Анны Дмитриевны сохранилась и благодаря деятельности краеведческого музея города Новосокольники содержится в надлежащем виде.

Потомки помнят

О кончине адмирала Беллинсгаузена в 1852 году скорбел весь Кронштадт и Флот. «Морской сборник» напечатал некролог.
Его могила находилась на лютеранском (немецком) кладбище в Кронштадте, но, к сожалению, была утрачена. Уже в наше время на месте предполагаемого захоронения установили кенотаф.
11 сентября 1870 года в Екатерининском (Советском) парке был открыт памятник с надписью «Нашему полярному мореплавателю Фаддей Фаддеевичу Беллингсгаузену. 1870 г.». На открытии памятника состоялся торжественный церемониал с освящением и прохождением маршем кронштадтских моряков и подразделений кронштадтской артиллерии. Впоследствии церемония открытия памятника Фаддею Фаддеевичу Беллинсгаузену легла в основу торжественных открытий двух других памятников: Петру Кузьмичу Пахтусову в Кронштадте и Ивану Фёдоровичу Крузенштерну в Санкт-Петербурге.
Именем Беллинсгаузена на карте мира названы 13 географических пунктов, в том числе гора в Антарктиде, мыс на Сахалине, острова, море и котловина в Тихом океане у берегов Антарктиды. В состав ВМФ СССР долгое время входило экспедиционное океанографическое судно «Фаддей Беллинсгаузен», которое в 1983 году повторило вместе с судном «Адмирал Владимирский», хорошо известным кронштадтцам, маршрут экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева 1819-1821 годов. Имя Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена ныне особо чтят в Детском морском центре «Юный моряк». Ежегодно в сентябре в Советском парке у памятника Беллинсгаузену проходит праздник посвящения в юнги.
Так в нашем городе стараются сохранить связь времён.

Светлана Кислякова,
Музей истории Кронштадта