Историко-правовой аспект военной реформы второй половины XIX века. Военная реформа в России в конце XIX века

  • Предмет и метод истории отечественного государства и права
    • Предмет истории отечественного государства и права
    • Метод истории отечественного государства и права
    • Периодизация истории отечественного государства и права
  • Древнерусское государство и право (IX - начало XII в.)
    • Образование Древнерусского государства
      • Исторические факторы образования Древнерусского государства
    • Общественный строй Древнерусского государства
      • Феодально-зависимое население: источники образования и классификация
    • Государственный строй Древнерусского государства
    • Система права в Древнерусском государстве
      • Право собственности в Древнерусском государстве
      • Обязательственное право в Древнерусском государстве
      • Брачно-семейное и наследственное право в Древнерусском государстве
      • Уголовное право и судебный процесс в Древнерусском государстве
  • Государство и право Руси в период феодальной раздробленности (начало XII-XIV в.)
    • Феодальная раздробленность на Руси
    • Особенности общественно-политического строя Галицко-Волынского княжества
    • Общественно-политический строй Владимиро-Суздальской земли
    • Общественно-политический строй и право Новгорода и Пскова
    • Государство и право Золотой Орды
  • Образование Русского централизованного государства
    • Предпосылки образования Русского централизованного государства
    • Общественный строй в Русском централизованном государстве
    • Государственный строй в Русском централизованном государстве
    • Развитие права в Русском централизованном государстве
  • Сословно-представительная монархия в России (сер. XVI - сер. XVII в.)
    • Общественный строй в период сословно-представительной монархии
    • Государственный строй в период сословно-представительной монархии
      • Полиция и тюремные учреждения в сер. XVI - сер. XVII в.
    • Развитие права в период сословно-представительной монархии
      • Гражданское право в сер. XVI - сер. XVII в.
      • Уголовное право в Уложении 1649 г.
      • Судопроизводство в Уложении 1649 г.
  • Образование и развитие абсолютной монархии в России (вторая половина XVII-XVIII в.)
    • Исторические предпосылки возникновения абсолютной монархии в России
    • Общественный строй периода абсолютной монархии в России
    • Государственный строй периода абсолютной монархии в России
      • Полиция в абсолютистской России
      • Тюремные учреждения, ссылка и каторга в XVII-XVIII в.
      • Реформы эпохи дворцовых переворотов
      • Реформы в годы правления Екатерины II
    • Развитие права при Петре I
      • Уголовное право при Петре I
      • Гражданское право при Петре I
      • Семейное и наследственное право в XVII-XVIII в.
      • Появление природоохранного законодательства
  • Государство и право России в период разложения крепостнического строя и роста капиталистических отношений (первая половина XIX в.)
    • Общественный строй в период разложения крепостнического строя
    • Государственный строй России в девятнадцатом веке
      • Государственная реформа органов власти
      • Собственная Его Императорского Величества канцелярия
      • Система полицейских органов в первой половине XIX в.
      • Тюремная система России в девятнадцатом веке
    • Развитие формы государственного единства
    • Систематизация законодательства Российской империи
  • Государство и право России в период утверждения капитализма (вторая половина XIX в.)
    • Отмена крепостного права
    • Земская и городская реформы
    • Местное управление во второй половине XIX в.
    • Судебная реформа во второй половине XIX в.
    • Военная реформа во второй половине XIX в.
    • Реформа полиции и тюремной системы во второй половине XIX в.
    • Финансовая реформа в России во второй половине XIX в.
    • Реформы системы образования и цензуры
    • Церковь в системе государственного управления царской России
    • Контрреформы 1880-1890-х гг.
    • Развитие права России во второй половине XIX в.
      • Гражданское право России во второй половине XIX в.
      • Семейное и наследственное право России во второй половине XIX в.
  • Государство и право России в период первой русской революции и до начала Первой мировой войны (1900-1914 гг.)
    • Предпосылки и ход первой русской революции
    • Изменения в общественном строе России
      • Аграрная реформа П.А. Столыпина
      • Формирование политических партий в России в начале XX в.
    • Изменения в государственном строе России
      • Реформирование государственных органов
      • Учреждение Государственной думы
      • Карательные меры П.А. Столыпина
      • Борьба с преступностью в начале XX в.
    • Изменения в праве в России в начале XX в.
  • Государство и право России в период Первой мировой войны
    • Изменения в государственном аппарате
    • Изменения в области права в период Первой мировой войны
  • Государство и право России в период Февральской буржуазно- демократической республики (февраль - октябрь 1917 г.)
    • Февральская революция 1917 г.
    • Двоевластие в России
      • Решение вопроса о государственном единстве страны
      • Реформирование тюремной системы в феврале - октябре 1917 г.
      • Изменения в госаппарате
    • Деятельность Советов
    • Правовая деятельность Временного правительства
  • Создание Советского государства и права (октябрь 1917 - 1918 г.)
    • Всероссийский съезд Советов и его декреты
    • Коренные изменения в общественном строе
    • Слом буржуазного и создание нового советского государственного аппарата
      • Полномочия и деятельность Советов
      • Военно-революционные комитеты
      • Советские вооруженные силы
      • Рабочая милиция
      • Изменения судебной и пенитенциарной систем после Октябрьской революции
    • Национально-государственное строительство
    • Конституция РСФСР 1918 г.
    • Создание основ советского права
  • Советское государство и право в период Гражданской войны и интервенции (1918-1920 гг.)
    • Гражданская война и интервенция
    • Советский государственный аппарат
    • Вооруженные силы и правоохранительные органы
      • Реорганизация милиции в 1918-1920 гг.
      • Деятельность ВЧК во время гражданской войны
      • Судебная система во время гражданской войны
    • Военный союз советских республик
    • Развитие права в условиях Гражданской войны
  • Советское государство и право в период проведения новой экономической политики (1921-1929 гг.)
    • Национально-государственное строительство. Образование СССР
      • Декларация и Договор об образовании СССР
    • Развитие государственного аппарата РСФСР
      • Восстановление народного хозяйства после гражданской войны
      • Судебные органы в период НЭПа
      • Создание советской прокуратуры
      • Милиция СССР в период НЭПа
      • Исправительно-трудовые учреждения СССР в период НЭПа
      • Кодификация права в период НЭПа
  • Советское государство и право в период коренной ломки общественных отношений (1930-1941 гг.)
    • Государственное управление экономикой
      • Колхозное строительство
      • Планирование народного хозяйства и реорганизация органов управления
    • Государственное управление социально-культурными процессами
    • Реформы правоохранительных органов в 1930-х гг.
    • Реорганизация вооруженных сил в 1930-х гг.
    • Конституция СССР 1936 г.
    • Развитие СССР как союзного государства
    • Развитие права в 1930-1941 гг.
  • Советское государство и право в период Великой Отечественной войны
    • Великая Отечественная война и перестройка работы советского государственного аппарата
    • Изменения в организации государственного единства
    • Развитие советского права в период Великой Отечественной войны
  • Советское государство и право в послевоенные годы восстановления народного хозяйства (1945-1953 гг.)
    • Внутриполитическая ситуация и внешняя политика СССР в первые послевоенные годы
    • Развитие государственного аппарата в послевоенные годы
      • Система исправительно-трудовых учреждений в послевоенные годы
    • Развитие советского права в послевоенные годы
  • Советское государство и право в период либерализации общественных отношений (сер. 1950-х - сер. 1960-х гг.)
    • Развитие внешних функций Советского государства
    • Развитие формы государственного единства в середине 1950-х гг.
    • Перестройка государственного аппарата СССР в середине 1950-х гг.
    • Развитие советского права в середине 1950-х - середине 1960-х гг.
  • Советское государство и право в период замедления темпов общественного развития (сер. 1960-х - сер. 1980-х гг.)
    • Развитие внешних функций государства
    • Конституция СССР 1977 г.
    • Форма государственного единства по Конституции СССР 1977 г.
      • Развитие государственного аппарата
      • Правоохранительные органы в середине 1960-х - середине 1980-х гг.
      • Органы юстиции СССР в 1980-х гг.
    • Развитие права в сер. 1960-х - сер. 1900-х гг.
    • Исправительно-трудовые учреждения в сер. 1960-х - сер. 1900-х гг.
  • Становление государства и права Российской Федерации. Распад СССР (сер. 1980-х - 1990-е гг.)
    • Политика «перестройки» и ее основное содержание
    • Основные направления развития политического режима и государственного строя
    • Распад СССР
    • Внешние последствия распада СССР для России. Содружество Независимых Государств
    • Становление государственного аппарата новой России
    • Развитие формы государственного единства Российской Федерации
    • Развитие права в период распада СССР и становления Российской Федерации

Военная реформа во второй половине XIX в.

Предпосылки военной реформы . Крымская война показала коренные пороки феодальной организации вооруженных сил, оказавшихся неспособными в военном столкновении с буржуазными государствами обеспечить оборону страны. Так, хотя Россия по численности населения превосходила Францию и Англию, вместе взятые, у нее не оказалось обученных резервов и в ходе войны русскую армию некем было пополнять. Это объяснялось тем, что русская армия комплектовалась на основе рекрутского набора из податных сословий (крестьян и мещан). Солдаты служили по 25 лет, т.е. практически пожизненно. Поэтому армия как в мирное, так и в военное время имела фактически одну и ту же численность. Военнообученного резерва для развертывания армии во время войны и восполнения боевых потерь практически не было.

Офицерский корпус комплектовался из дворян, т.е. назначения на командные должности производились не за заслуги и знания, а по принципу сословной принадлежности, по протекции. Отсюда крайне слабая общая и боевая подготовка командного состава, особенно высшего.

Запутанная, хаотическая система военного управления, устаревшее вооружение (как следствие отсталости промышленности), крайне слабая маневренность войск, вынужденных передвигаться к месту боевых действий пешим порядком, подчас тысячи километров из-за неразвитости сети железных дорог - все это дополняло общую неприглядную картину состояния армии.

Необходимость военной реформы была ясна даже самодержавному правительству. Ее подготовка началась с 1862 г., когда военным министром был назначен генерал (в будущем фельдмаршал) Д.А. Милютин, либерально настроенный профессор Военной академии. Новый Устав о воинской повинности был введен в действие с 1 января 1874 г.

Сущность военной реформы . Она заключалась прежде всего в изменении системы комплектования армии и флота. Вместо набора рекрутов из числа податных сословий была введена всеобщая бессословная воинская повинность . Сроки действительной службы были установлены: в армии - шести лет и девять лет в запасе; во флоте - семь лет и три года в запасе.

Таким образом, новая система комплектования давала возможность создать резерв военнообученных для развертывания вооруженных сил во время войны. Однако этот резерв был сравнительно небольшим из-за слишком длительных сроков действительной службы. Армия не в состоянии была принять всех, подлежавших ежегодному призыву. Поэтому призывники тянули жребий. Тот, кому досталось по жребию, зачислялся на действительную службу, а остальные - в ополчение II разряда, которое практически на службу не призывалось.

Однако армия рассматривалась царским правительством не только как предназначенная для обороны страны, но и как вооруженная опора государственной власти. Для подавления крестьянских бунтов нужен был вымуштрованный солдат, покорно выполнявший любой приказ офицеров.

В ходе Крымской войны обнаружилась острая нехватка офицерских кадров, особенно младших офицеров. Поэтому важной задачей реформы явилось укрепление и обновление офицерских кадров.

Была создана широкая сеть военных училищ. В мирное время в офицеры, как правило, производились лица, окончившие военные училища и сдавшие соответствующие государственные экзамены. Лица с высшим образованием призывались на действительную службу на шесть месяцев, а со средним - на полтора года, затем держали экзамен на офицерский чин и увольнялись в запас младшими офицерами.

Реформа открыла дорогу в офицерский корпус разночинной интеллигенции. но только на должности младших офицеров. Генералы и старшие офицеры по-прежнему были в основном родовитыми дворянами.

Реорганизован был аппарат военного управления, все отрасли которого стали подчиняться военному министру (а по флоту - морскому министру). Территория страны была разделена на 15 военных округов, во главе которых были поставлены командующие войсками военных округов. Проведена была военно-судебная реформа и отменены телесные наказания. Однако избиение солдат офицерами продолжалось, по-прежнему между привилегированным офицерским составом и бесправной солдатской массой сохранялась пропасть, отделявшая «барина» от «мужика». Важной составной частью военной реформы явилось перевооружение армии современным по тем временам оружием и строительство парового броненосного флота. Введены были новые военные уставы и перестроено обучение войск.


Военное управление подверглось также реорганизациям. Все военные реформы возникли после назначения в 1861 г. на должность военного министра Д. А. Милютина, профессора Академии Генерального штаба, потом руководителя штаба Кавказской армии, владевшего выдающимися военными и персональными дарованиями, который был либерального воззрения.

Уже в начале правления убраны были военные поселения. Были упразднены унизительные физические наказания.

В середине 60-х годов была произведена реформа военно-учебных учреждений. В 1863 г. кадетские корпуса были перестроены в военные гимназии, тесные по программе общеобразовательных предметов (помимо общих военных) к настоящим училищам. В 1864 г. были созданы военные училища, в которые зачислялись воспитанники военных гимназий. Военные училища каждый год выпускали до 600 офицеров. Для особой подготовки военных инженеров, кавалеристов, артиллеристов были построены 16 юнкерских учебных заведений с сроком обучения три года. В практику включали увеличение квалификации офицерского состава во время постижения военной службы. Увеличивалась система высшего военного образования в военных академиях - Академии Генерального штаба, Инженерной, Артиллерийской, Военно-медицинской и во вновь созданной Военно-юридической.

В январе 1874 года была объявлена всесословная воинская повинность. В Высочайшем документе по этому поводу сообщалось: «Защита престола и Отечества есть священная обязанность каждого русского подданного….». По закону 1874 г. все воинские подразделения Российской империи разделялись на 4 вида: иррегулярные войска (казачество), регулярные армия и флот, ополчение и запасные войска. Воинская повинность распределялась на все мужское население, достигшее двадцати лет, без разницы сословий, т.е. она стала всесословной. Правительство ежегодно устанавливает нужное число новобранцев, и по жребию выбирает из призывников только это количество (как правило, на службу бралось не более 20-25% призывников). Призыву не подлежали один-единственный сын у родителей, один-единственный кормилец в семье, и кроме этого, если старший брат призывника проходит или прошел службу. По закону 1874 г. от воинской повинности избавлялись духовные лица любых вероисповеданий, представители отдельных религиозных сект и объединений (в связи с их религиозных убеждений), народы Средней Азии и Казахстана, отдельные народности Кавказа и Крайнего Севера. Призванные на службу числятся в ней: в сухопутных войсках 15 лет: 6 лет в строю и 9 лет в запасе, во флоте - 7 лет реальной службы и 3 года в запасе. Для приобретших начальное образование срок реальной службы сокращается до четырех лет, закончивших городскую школу - до трех лет, гимназию - до полутора лет, а обладавших высшим образованием - до полугода.

От сюда следует что, результатом реформы явилось создание малой армии мирного времени с высоким обученным резервом в случае войны.

Подверглась большим изменениям система военного правления, чтобы усилить правление по местам местоположения войск. Следствием этого пересмотра стало утверждение 6 августа 1864 г. «Положения о военно-окружных управлениях». На основе этого «Положения» создано сначала 9 военных округов, а потом (6 августа 1865 г.) еще 4. В каждом округе назначен, определяемый по прямому высочайшему усмотрению, главный начальник, имевший наименование командующего войсками военного округа. Эта должность может быть поручена и на местного генерал-губернатора. В отдельных округах определяется еще помощник командующего войсками.

Военно-окружная система обладала рядом преимуществ: устранялась ненужная централизация управления и основывались более подходящие условия для оперативного руководства войсками, укорачивались сроки мобилизации запасных в военное время. В условиях России с ее немалыми пространствами это стало первостепенным значением. По «Положению» 1867 г. было реформировано и центральное военное управление. В повиновение Военному министерству переходили инженерные войска, артиллерия, гвардия, военно-учебные учреждения (до этого они обладали своими отдельными управлениями), а на время ведения военных действий - действующая армия.

В 1867 г. был создан и подписан новый военно-судебный устав, возведенный на началах судебной реформы 1864 г. Вводились 3 судебные инстанции - полковой, главный военный суды и военно-окружной. На время войны создавался Главный военный полевой суд. Постановления военных судов подлежали ратификации соответственно полкового и окружного руководителей, а в конечной инстанции - военного министра.

К концу XIX века количество русской армии собирала (на 130 миллионов населения): офицеров, врачей и чиновников – сорок семь тысяч, нижних чинов – один миллион сто тысяч. Потом эти цифры уменьшались и составили 742 000 человек, причем военные возможности сохранялись.

В 60-х годах началось перевооружение армии: смена гладкоствольного оружия на нарезное, введение на вооружение системы стальных артиллерийских орудий, совершенствование конного парка. Особый смысл имело ускоренное формирование военного парового флота. По приказу военного министерства были выстроены железные дороги к западным и южным границам Российской территории, а в 1870 году впервые возникли железнодорожные войска. На протяжении 70-х годов в большей своей части закончилось техническое перевооружение армии.

Забота о защитниках Родины выражалась во всем, даже в мельчайших нюансах. Скажем, более 100 лет (до 80-х годов XIX века) сапоги делались без отличия правой и левой ноги. Правительство считало, что при боевой тревоге солдату нет времени думать, какой сапог надевать, на какую ногу.

Необычное отношение было к пленным. Военные, взятые в плен и не находившиеся на службе у противника, после возвращения домой получали от государства деньги за все время, когда они находились в плену. Пленный был лицом пострадавшим. А тех, кто отличился в боях, награждали медалями и очередными званиями. Ордена России ценились особенно сильно. Они доставляли такие привилегии, что даже переменяли положение человека в обществе.

В конце XIX в. в русской армии были сделаны следующие перемены. По новому воинскому уставу 1888 г. определялся пятилетний срок реальной службы и тринадцатилетний срок - пребывания в запасе для любых родов войск, с последующим приемом в ополчение. С 20 лет до 21 года увеличивался призывной возраст на реальную службу. Предельный возраст для ополченца повышался с сорока до сорока трех лет. Сохранялись все льготы по семейному состоянию, однако в два - четыре раза увеличивались сроки службы для лиц, завершивших средние и высшие учебные заведения, а также и для вольноопределяющихся.

Военные реформы 1861-1874 гг. исполнить важную роль в увеличении боеспособности русской армии. Однако итоги этих реформ отразились не сразу. Военно-учебные учреждения еще не могли покрыть острый дефицит офицерских кадров, процесс перевооружения армии затянулся на несколько десятилетий.



Причины реформы. Поражение в крымской войне было вызвано технической, тактической отсталостью. 200м стреляло наше оружие их 1300м. Ужасные условия в армии погибло 100000 человек в мирное время. Армия самая многочисленная сокращена до 1.5 млн. Реформу провел назначенный военным министром Милютин. Реформа с 1762 –1784, включала ряд мероприятий:

Изменен принцип комплектования армии

Введена всеобщая рекрутская повинность, но армия не могла принять всех и призывали около 30% остальных записывали в ополчение. Кому идти на службу решали жребием, существовали многочисленные льготы. Служили в армии 6 лет и 9 лет запаса, на флоте 7 лет и 3 года запаса. Служба была бессословной. Окончившие вузы служили 0.5 года, гимназии –1.5 года, начальную 4 года. В 1888г принят новый воинский устав, введены единые сроки службы: 5 лет действительной и 12 лет в запасе.

Реорганизованы военные училища. Кадетские училища частью остались, а частью переведены в военные гимназии с более высоким уровнем подготовки. Для подготовки младших офицеров созданы специальные юнкерские училища. Офицерский корпус пополнялся выпускниками вузов, которые служили 0.5 года. Но только во время войны призывали к реальной службе. В юнкерские училища стали принимать не только дворян, хотя по-прежнему преобладали дворяне.

Реорганизован аппарат военного управления. Раньше командующие гвардией, артиллериями, военными округами, были великими князями, право личного доклада царю, не подчиняясь военному министру, теперь весь аппарат подчинялся военному министру.

Территория России разделена на 15 военных округов – во главе командующий округа.

Проведена военно-судебная реформа по уставу 1864 года, отменены телесные наказания, но избиение солдат офицерами оставалось.

Приняты новые военные уставы. В них новые принципы обучения войск: для войны, а не для парадов. Изменился устав караульной службы.

Началось перевооружение армии. Внедряется нарезное оружие, строятся первые броненосцы, стали иметь стальные пушки вместо чугунных.

Милютин очень много сделал для изменения имиджа солдата, раньше служба воспринималась как каторга, теперь – почетное право и обязанность. Введен термин “защитника отечества”.

45.Развитие права России во второй половине XIX в.

На основе кодификаций, проведенных в дореформенный период, были изданы второе и третье Полное собрание законов. В него вошла значительная часть пореформенного законодательства. Такие же новеллы включались и в Свод законов.

В ограниченном виде применялись нормы обычного права: в крестьянских волостных судах, в некоторых областях торгово-промышленной деятельности. С 1863 г. издается периодическое Собрание указаний и распоряжений правительства, издаваемое под контролем Сената. В него входили уставы акционерных обществ, кредитных обществ, постановления министров и сенатская практика.

Толкование законов и решение юридических коллизий находилось в ведении Сената. Разъяснения Сената стали обязательными для юридической практики. Отдельные постановления Сената, утвержденные императором, приобретали статус законов.

Правовое регулирование экономики осуществлялось набором правовых норм из различных отраслей права. В пореформенный период в России происходил быстрый рост различных организационно-правовых форм экономической деятельности.

В праве окончательно сформировалось понятие юридического лица. Закон разделял все юридические лица на публичные, частные, соединения лиц, учреждения .

Вещи по закону делились на движимые и недвижимые, родовые и благоприобретенные. Заповедные земли могли принадлежать только потомственным дворянам, они не отчуждались ни в какой форме, не облагались налогами, на них не распространялись сроки давности, они не могли дробиться. С 1899 г. появилась новая категория недвижимости – временнозаповедные земли.

Закон давал определение собственности: «Власть, установленная гражданскими законами, исключительная и независимая от лиц посторонних, владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом вечно и постоянно». Право собственности защищалось исковой давностью, срок которой устанавливался в 10 лет. Также существовали ограничения, налагаемые на право собственности, в том числе «сервитуты».

В 1895 г. крестьянским обществам было запрещено отдавать свои надельные земли в залог частным лицам.

Имущество крестьянского двора могли наследовать только члены семьи, а надельную землю – лица, приписанные к сельскому обществу. К наследованию в крестьянских семьях допускались посторонние лица, ставшие членами крестьянского двора: усыновленные, приемыши, незаконнорожденные. Раздел крестьянского двора мог производиться только с согласия большинства сельского общества. В 1886 г. Законодатель существенно ограничил разделы крестьянских хозяйств.

Основаниями для возникновения обязательств служили: договор, «как бы договор», правонарушение, «как бы правонарушение», «прочие факты». Заключалось много договоров: подряда и поставки, казенного подряда, имущественного найма (допускалась аренда предприятий на срок до тридцати шести лет), займа и ссуды (допускалась шестипроцентная ссуда), товарищества (полного, на вере, на паях).

В 1870 г. принимается положение об акционерных компаниях, о страховании, личном найме, доверенности или поручительстве.

Обеспечение обязательств осуществлялось посредством задатка, залога, неустойки, поручительства. Специфическими договорами были договор запродажи и мировая сделка.

Договора могли заключаться в разных формах: крепостным порядком, засвидетельствованием, домашним порядком.

В 1831 г. принимается положение «О найме рабочих для казенных общественных работ», в 1870-1874 гг. разрабатывается проект закона о найме рабочей силы, новых принципах трудового права. Ограничивалась продолжительность рабочего времени – не более 11,5 часов в сутки, - использование труда детей и подростков. Начала образовываться фабричная инспекция, которая осуществляла надзор за соблюдением фабричного законодательства.

Быстро развивалось коммерческое законодательство . Издаются «Устав о промышленности заводской и фабричной» (регламентирующий деятельность казенных, частных и частных посессионных предприятий), новый «Ремесленный устав», типовые «Торговый устав» и «Биржевой устав», «Вексельный устав» и «Устав о торговой несостоятельности».

Система уголовного права пореформенного периода строилась на основе «Уложения о наказаниях уголовных и исправительных», новые редакции которого появились в 1857, 1866, 1885 гг. (в нем предусматривалось 180 видов наказаний и не менее 2 тысяч составов преступлений).

В 1863 г. были отменены телесные наказания, наложение клейм и штемпельных знаков на лицо.

Вплоть до 1903 г. применялись церковные наказания (покояние, заточение в монастырь), оказавшие влияние на полицейский устав. Субъектом преступления до 1903 года могли быть юридические лица, например, крестьянская община.

Закон различал следующие категории преступлений:

    Тяжкие преступления (за которые м. быть назначена смертная казнь, каторга, поселение);

    Преступления (за которые могли назначаться заключение в крепость, тюрьму, исправительный дом);

    Проступки (за которые назначались арест, штраф).

Закон разделял умысел на предумышленный и внезапный, умышленные преступления – на совершенные хладнокровно или в состоянии аффекта.

Виды соучастии по Уложению 1885 г. делились на:

    Скоп, включавших главных виновников и участников и образовывающийся в момент совершения преступного действия;

    Сговор, в котором участвовали зачинщики, сообщники, подстрекатели, пособники;

    Шайка, состоящая из главных виновников, сообщников и пособников.

Наказания делились на:

    Главные (смертная казнь, поселение, заключение в исправительный дом, крепость, тюрьму, арест, штраф);

    Дополнительные (лишение всех или особенных прав состояния, звания, титулов, семейных прав, конфискации имущества);

    Заменяющие (принудительное лечение, опека).

Судебный процесс в пореформенный период включал новые принципы и институты, которые были выработаны в ходе судебной реформы 1864 г.:

    бессословность суда;

    процессуальное равенство сторон;

    обеспечение защиты и участие присяжных заседателей;

    свободная оценка доказательств;

    принятие презумпции невиновности;

    отделение судебного процесса от административного вмешательства.

Введение

Тема военных реформ выбрана неслучайно, так как сейчас в нашей стране происходит реформа армии. В связи с этим изучение опыта военных реформ середины XIX века представляет практический и научный интерес.

Тема военных реформ 60-70х гг. освещена в общей литературе по отечественной истории: в многотомной истории СССР с древнейших времен до наших дней том 5, в общей историко-правовой литературе Лепихов М.И. История государства и права России. 1996, Исаев И.А. История государства и права России. 1996, Чистяков О.И., Новицкая Т.Е. Реформы Александра II,1998, Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права России. М.,2004., в общих трудах по военной истории Леонов, Харичкин. Военные реформы в истории Российского государства (XIX-начало XX): опыт и уроки. Выпуск 3. М.,1994. , в монографиях посвященных истории царствования царя-реформатора Александра II Зайончковский П.А. Российское самодержавие в конце ХIХ столетия. М.: Мысль,1970. Гл. 5-8, Чистяков О.И., Новицкая Т.Е. Реформы Александра II,1998. . Военным реформам посвящена отдельная монография Зайончковского - Военные реформы 1860-1870 годов в России.

Основным историческим компонентом изучаемой темы стали законодательные акты, по осуществлению военных реформ, опубликованные в сборниках законодательных материалов. Полное собрание законов Российской империи, 1874. Собрание 2-е.Т. 49. Отд. № 52983, 1874.

Цель: раскрыть причины, содержание, последствия и значение военных реформ.

Для достижения этой цели ставятся задачи: рассмотреть суть нового порядка комплектования армии, изменения в её организации и управлении, охарактеризовать меры по перевооружению войск и изменения в подготовке и обучении войск.

военная реформа россия войско

Предпосылки и причины военных реформ середины XIX века

Первая половина XIX века характеризовалась все усиливавшимся кризисом феодально-крепостнической системы в результате развития в недрах её новых капиталистических отношений. Этот процесс разложения феодально-крепостнической системы обусловливал рост классовых противоречий и возникновение новой буржуазной идеологии.

Боязнь революционного взрыва и стремление упрочить систему государственного управления вызывали необходимость отдельных мелких реформ, рассчитанных на сохранение основ феодально-крепостнического строя. Мероприятия эти обусловливались также и экономическими изменениями, происходившими под влиянием развития капитализма.

Однако эти незначительные реформы не могли внести какие-либо существенные изменения в условиях кризиса всей системы феодально-крепостнического государства.

В области внешней политики царизм выступал в роли всеевропейского жандарма, ставя своей задачей сохранить феодально-крепостнические порядки и в Западной Европе.

Отсталость крепостнической экономики, загнивание всей системы самодержавно-дворянского государства в целом, все это обусловливало состояние одного из основных орудий государственной власти - армии. Военное поражение в Крымской войне не оставило ни у кого сомнений в необходимости преобразований в военной области.

Снабжение войск стрелковым оружием осуществлялось тремя заводами: Тульским, Сестрорецким и Ижевским, производительность которых была рассчитана на изготовление сто тысяч ружей в год. Вследствие примитивного оборудования этих заводов и низкой производительности крепостного труда изготовлялось в среднем лишь 52000 ружей. Не в лучшем состоянии находилось и производство пороха. Пороховые заводы - Казанский, Охтенский и Шостенский изготовляли ежегодно немногим более пятидесяти тысяч пудов пороха, что составляло около 50% их производственных возможностей.

Стрелковое вооружение состояло почти исключительно из гладкоствольных ударных и кремневых ружей. Дальность стрельбы из этих ружей не превышала трехсот шагов при весьма незначительной точности попадания.

Вооружение артиллерии состояло из гладкоствольных, заряжающихся с дула пушек, чугунных и медных. Прицельная дальность из орудий как полевой, так и тяжёлой артиллерии не превышала 400-500 сажен.

В силу этого вооружение армии было крайне несовершенным и недостаточным в количественном отношении.

К началу 50-х годов русская армия состояла и регулярных и иррегулярных войск, общей численностью в 1084700 человек.

Особенность дореформенной армии заключалась в том, что численный состав её почти не изменялся в военное время, то есть армия не имела возможностей для развёртывания во время войны; это объяснялось спецификой её комплектования.

Комплектование армии рядовым составом производилось по рекрутскому уставу 1831 г. Военная служба являлась обязательной лишь для податных сословий. Срок службы был установлен в двадцать пять лет. Призывной возраст от двадцати до тридцати пяти лет. Ежегодный контингент рекрутов составлял в среднем восемьдесят тысяч.

Рекруты, зачисленные в армию, освобождались от крепостной зависимости. Следовательно, в условиях существования крепостного права нельзя было увеличить количество призываемых и создать кадры обученного запаса.

С 1834 года солдаты, прослужившие в армии 15-20 лет, увольнялись во временные отпуска, что имело своей целью обеспечить развёртывание армии в случае войны. Однако эта мера не принесла каких-либо существенных результатов.

Комплектование армии офицерами производилось из числа окончивших кадетские корпуса и специальные военные училища, из "недорослей из дворян", не получивших никакого образования и поступавших в армию добровольно юнкерами, и унтер-офицеров общих сроков службы, то есть призываемых по рекрутскому набору.

Всё обучение характеризовалось подготовкой войск к смотрам и парадам, а не к действиям на войне. Боевая подготовка осуществлялась в духе прусской фронтовой муштры, ставившей своей задачей превращение солдата в бездушного манекена, лишённого какой бы то ни было инициативы и способного лишь механически выполнять команду начальства.

Эта система обучения войск целиком соответствовала классовым интересам феодально-крепостнического государства в период его разложения.

Анализируя состояние русской армии накануне реформ можно сделать следующие выводы:

Отсталость феодально-крепостнической экономики обусловливала несовершенство вооружения русской армии.

Недостатки комплектования, методов обучения войск и организации армии, также определялись всей системой феодально-крепостнического государства, и никакие, даже частные, улучшения не были возможны в условиях существования этой системы.

Общее состояние армии отражало в себе, как в фокусе, процесс загнивания всей системы самодержавно-крепостнического государства.

Поражение царской России в Крымской войне, вскрывшее военно-техническую отсталость николаевской армии, дальнейший рост вооружений и развитие военной техники в Европе, усиление экспансии ведущих европейских держав настоятельно требовали коренной реорганизации военного дела в России и заставили заняться военными преобразованиями. Но реорганизация армии па новых началах и в особенности ее перевооружение во многом зависели от технико-экономического потенциала страны, главным образом, от состояния промышленности и транспорта. Поэтому военные преобразования не могли быть осуществлены сразу.

В 60-70-х годах XIX в. была проведена целая серия военных реформ, начавшаяся с реорганизации военного управления и военно-учебных заведений и завершившаяся наиболее важной реформой - созданием новой системы комплектования армии путем введения всесословной воинской повинности, а также проведением ряда мер по перевооружению армии.

Уже в ходе Крымской войны, в июле 1855 г., была образована "Комиссия для улучшения по военной части" под председательством военного министра Ф. В. Ридигера. Однако и по окончании войны в течение еще 5 лет ничего существенного в этом направлении не было сделано, за исключением сокращения численности армии, что существенно уменьшило военные расходы. К концу войны под ружьем находилось 2,2 млн человек. К 1858 г. армия была сведена до 1,5 млн человек и предполагалось ее дальнейшее сокращение.

Практически военные реформы начались с назначения в 1861 г. на пост военного министра Д. А. Милютина (старшего брата Н. А. Милютина), профессора Академии Генерального штаба, затем начальника штаба Кавказской армии, человека выдающихся военных и личных дарований, придерживавшегося либеральных воззрений. С именем Д. А. Милютина, который пребывал на посту министра 20 лет, связано коренное переустройство русской армии.

15 января 1862 г. он представил Александру II программу военных преобразований; она предусматривала сокращение вооруженных сил в мирное время и развертывание их за счет обученных резервов в период войны, реорганизацию структуры управления армией и подготовки офицерского состава. Первым делом Милютин добился сокращения срока солдатской службы до 15 лет, при этом после 7-8 лет службы солдату предоставлялся временный отпуск. Затем в армии были отменены телесные наказания - шпицрутены, "кошки", кнут и плети. Вслед за этим была реорганизована система военного управления. По изданному 6 августа 1864 г. "Положению" вся территория России была разделена на 15 военных округов, каждый со своим управлением, непосредственно подчиненным Военному министерству. Военно-окружная система имела ряд преимуществ: ликвидировалась излишняя централизация управления и создавались благоприятные условия для оперативного руководства войсками, более быстрой их мобилизации в военное время. В условиях России с ее огромными пространствами это приобретало первостепенное значение. По "Положению" 1867 г. было реорганизовано и центральное военное управление. В подчинение Военному министерству передавались артиллерия, гвардия, инженерные войска, военно-учебные заведения, которые ранее имели свои отдельные управления, а на время ведения военных действий и действующая армия.

В 1867 г. был принят новый военно-судебный устав, построенный па началах судебной реформы 1864 г. Вводились три судебные инстанции - полковой, военно-окружной и главный военный суды. На время войны учреждался главный военно-полевой суд. Решения военных судов подлежали утверждению соответственно полкового и окружного начальников, а в последней инстанции - военного министра.

В середине 60-х годов XIX в. была проведена реформа военно-учебных заведений. В 1863 г. кадетские корпуса были преобразованы в военные гимназии, близкие по программе общеобразовательных дисциплин (помимо специальных военных) к реальным училищам. В 1864 г. были учреждены военные училища, в которые поступали воспитанники военных гимназий. Военные училища ежегодно выпускали до 600 офицеров. Для специальной подготовки военных инженеров, артиллеристов, кавалеристов было создано 16 юнкерских училищ с трехлетним сроком обучения. В практику вводилось повышение квалификации офицерского состава во время прохождения службы. Расширялась система высшего военного образования в военных академиях - Академии Генерального штаба, Артиллерийской, Инженерной, Военно-медицинской и во вновь учрежденной Военно-юридической.

Эти преобразования существенно улучшили боевую подготовку русской армии. Однако коренная реорганизация военного дела могла быть осуществлена лишь при условии замены старой, рекрутской системы комплектования всеобщей воинской повинностью, которая обеспечивала создание запаса обученных резервов, необходимых в военное время.

Всеобщая воинская повинность уже давно была введена во многих странах Европы, в то время как в России сохранялась система рекрутских наборов, введенная еще Петром I.

Всеобщая воинская повинность давала необходимый эффект только при условии быстрой мобилизации находившихся в запасе воинских резервов, а это во многом зависело от состояния средств сообщения. Быстрый рост железнодорожного строительства в конце 60-х начале 70-х годов XIX в. в России создал необходимые условия для проведения одной из важнейших реформ. Настоятельная необходимость этой реформы диктовалась и сложной внешнеполитической обстановкой, особенно обострившейся в связи с разгромом в 1870 г. Франции Пруссией и образованием в центре Европы милитаристской Германской империи, которая открыто заявила о своих экспансионистских устремлениях.

В 1870 г. Д. А. Милютин представил Александру II доклад о введении всесословной воинской повинности и получил его одобрение. Под председательством Милютина была создана специальная комиссия для выработки воинского устава. Через два года проект воинского устава был готов и внесен на обсуждение Государственного совета. Обсуждение шло остро. Против введения всесословной воинской повинности активно выступали министр просвещения Д. А. Толстой и шеф жандармов П. А. Шувалов, а в печати - редактор и издатель "Московских ведомостей" М. Н. Катков.

1 января 1874 г. Александр II утвердил "Устав о воинской повинности". По закону 1874 г. все воинские силы Российской империи делились на 4 разряда: регулярные армия и флот, иррегулярные войска (казачество), запасные войска и ополчение. Воинская повинность распространялась на все мужское население, достигшее 20-летнего возраста, без различия сословий. Для сухопутных регулярных войск устанавливался 6-летний срок действительной службы. Отслужившие этот срок увольнялись в запас на 9 лет, а по истечении этого срока зачислялись в ополчение до 40-летнего возраста. Для флота устанавливались 7-лстний срок действительной службы и 3 года пребывания в запасе.

Для армии мирного времени необходимый контингент призываемых на действительную службу был значительно меньше общего числа призывников. Так, в 1874 г. из 725 тыс. мужчин, подлежавших призыву, было призвано 150 тыс., в 1880 г. из 809 тыс. - 212 тыс. человек, в 1900 г. из 1150 тыс. - 315 тыс. Таким образом, из числа лиц призывного возраста на действительную службу брались 25- 30%. От действительной службы освобождались, в первую

очередь, по семейному положению: единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье при малолетних братьях и сестрах, а также те призывники, у которых старший брат отбывает или уже отбыл срок действительной службы. По семейному положению освобождалось до половины призывников. Около 15-20% освобождались по физической непригодности. Остальные годные к службе призывники, не имевшие льгот, тянули жребий. Как имевшие льготу, гак и те, на кого не пал жребий идти на действительную службу, зачислялись в запас на 15 лет, а по истечении их - в ополчение. Давались и отсрочки от действительной службы па 2 года по имущественному положению. Сроки действительной военной службы значительно сокращались в зависимости от образовательного ценза: до 4 лет - для окончивших начальную школу, до 3 лет - городскую школу, до полутора лет - гимназию и до полугода - для имевших высшее образование. Если получивший образование поступал на действительную службу добровольно (вольноопределяющимся), то указанные сроки службы сокращались вдвое. Находившихся на действительной службе солдат в обязательном порядке обучали грамоте. Поэтому армия играла немалую роль в распространении грамотности среди мужского населения, поскольку в то время до 80% призываемых на службу были неграмотными.

По закону 1874 г. от воинской повинности освобождались духовные лица всех вероисповеданий, представители некоторых религиозных сект и организаций (в силу их религиозных убеждений), народы Средней Азии и Казахстана, некоторые народности Кавказа и Крайнего Севера. По отношению к русскому населению воинская повинность фактически распространялась на податные сословия, так как привилегированные сословия благодаря своему образованию или прохождению обучения в военно-учебных заведениях практически освобождались от солдатской службы. Сословные различия сохранялись и в самой армии. Командный состав русской пореформенной армии был преимущественно из дворян, хотя формально лица из податных сословий имели право поступать в военно-учебные заведения и в перспективе стать офицерами. Рядовой солдат мог дослужиться только до унтер-офицерского чина.

С 60-х годов XIX в. началось перевооружение русской армии. С 1866 г. происходила замена гладкоствольного оружия нарезным. На вооружение была принята так называемая берданка - скорострельная винтовка системы американского изобретателя X. Бердана. Артиллерийский парк стал заменяться новыми системами стальных нарезных орудий, Качалось строительство военного парового флота. С 1876 г. была введена военно-конская повинность: на время войны годное для военных целей конское поголовье подлежало мобилизации с денежной компенсацией его владельцам. В связи с этим стали регулярно проводиться военно-конские переписи.

В конце XIX в. в русской армии были произведены следующие изменения. По новому воинскому уставу 1888 г. устанавливался 5-летний срок действительной службы и 13-летний - пребывания в запасе для всех родов войск, с последующим зачислением в ополчение. С 20 лет до 21 года повышался призывной возраст на действительную службу. Предельный возраст для ополченца увеличивался с 40 до 43 лет. Сохранялись прежние льготы по семейному положению, но в 2-4 раза увеличивались сроки службы для лиц, окончивших средние и высшие учебные заведения, а также для вольноопределяющихся.

Военные реформы 1861 - 1874 гг. сыграли важную роль в повышении боеспособности русской армии. Однако результаты этих реформ сказались не сразу. Военно-учебные заведения еще не могли восполнить острую нехватку офицерских кадров, процесс перевооружения армии затянулся на несколько десятилетий.

Значение реформ 1863-1874 годов

Общий ход социально-экономического развития России в конечном счете вызвал настоятельную необходимость проведения реформ, которые, в свою очередь, дали толчок быстрому росту экономики и культуры страны. Реформы 60-70-х годов XIX в. начиная с отмены крепостного права знаменовали собой существенные изменения в политическом строе России. Однако эти преобразования носили непоследовательный и незавершенный характер.

Уступки, сделанные прежде всего в интересах крупной буржуазии, нисколько не нарушали дворянских привилегий. Новые органы местного управления, школа и печать были подчинены царской администрации. В политике императора Александра II сочетались и реформаторство, и рациональные тенденции. Последние замедляли ход реформ и в ряде случаев искажали их характер. Проводя реформы, самодержавие вместе с тем применяло старые административно-полицейские методы управления, поддерживало сословность во всех сферах общественно-политической жизни страны.