Кадетские классы: характеристика, структура, правила поступления, обучение. Выбор

#СВУ #образование #психология

В настоящее время, в условиях кардинальных социально-экономических преобразований в стране, затронувших в полной мере и правоохранительную систему, с особой остротой встал вопрос о повышении эффективности деятельности органов внутренних дел. В результате, следует уделять все более пристальное внимание профессиональной подготовке сотрудников в образовательных учреждениях МВД.

При этом особое место среди образовательных учреждений МВД занимают суворовские училища ввиду возрастного состава учащихся. Это связано с тем, что юношеский возраст характеризуется кризисностью, которая усугубляется для курсантов особенностями их жизненной ситуации и деятельности; наличием пубертатного криза или постпубертатного периода (Березанцев А.Ю., Булыгина В.Г., 2006; Бохан Н.А., 2010; Говорин Н.В. и др., 2013; Вандыш-Бубко В.В., Пивоварова П.А., 2014). Поэтому психические расстройства у [учеников ]* суворовских училищ развиваются чаще всего на начальных этапах обучения и представлены преимущественно невротическими расстройствами (Баурова Н.Н., Костюк Г.П., 2010), присутствуют и преневротические состояния.

Особое предрасполагающее влияние на возникновение невротических расстройств у кандидатов в военно-учебные заведения и [учащихся ] оказывают скрытые и явные акцентуации характера, отдельные признаки нервно-психической неустойчивости или личностно-аномальные расстройства в стадии компенсации (Пятибрат А.О., 2003; Гудова Т.Г., 2004; Солодков А.С. и др., 2015). В этой связи необходимо совершенствовать существующую систему выявления и учета лиц с низким уровнем нервно-психической устойчивости на военно-врачебных комиссиях и в ведомственных учебных заведениях, проводить среди курсантов психопрофилактические и восстановительные мероприятия (Сартаков П.Г. и др., 2013). При этом каждый регион Российской Федерации имеет свои особенности формирования психической патологии, отличается также и структура невротических расстройств, аддиктивного поведения и факторная обусловленность их развития.

Цель настоящей работы: изучение некоторых социально-демографических и психологических характеристик курсантов суворовского училища. Материал и методы исследования. Работа осуществлялась на базе Федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть МВД России по Забайкальскому краю». Были проанализированы сплошным методом акты медицинского освидетельствования военно-врачебной комиссии и протоколы комплексного психофизиологического обследования Центра психофизиологической диагностики кандидатов в курсанты Читинского суворовского военного училища МВД России. Для проведения исследования была разработана карта, которая включала социально-демографический блок, а также специальную часть, в которой отражались результаты психологического обследования: умственная работоспособность, характеристики памяти, внимания, эмоциональная устойчивость, способность к обобщению и анализу информации, способность к пространственному мышлению, гибкость мыслительных процессов, отсутствие эмоциональной деструкции. Общий уровень интеллектуальных способностей оценивался при помощи методики КОТ (Бузина В.Н., Вандерлик Э.Ф.).

Основную группу составили [ученики ] в количестве 103 человек, которые закончили свое обучение в 2014-2016 гг., соответственно проходили обследование в 2012-2014 гг. Группу контроля образовали 386 подростков - кандидатов в [суворовцы ], которые также проходили обследование в этот период времени, но не поступили в суворовское училище. Все включенные в исследование были мужского пола в возрасте 14-15 лет. Городскими жителями были 58,3 % основной группы и 58,5 % контрольной. Статистическая обработка полученных результатов осуществлялась с использованием пакета анализа Microsoft Excel. Она включала описание выборки, нахождение средней арифметической, среднеквадратического отклонения и ошибки средней арифметической, определялись частоты встречаемости признаков, группировка данных. Достоверность различий определялась по t критерию Стьюдента. Результаты и их обсуждение. Установлено, что 91,3 % [суворовцев ] воспитывались в полной семье, среди кандидатов этот показатель составил 84,1 % (t=2,15; р < 0,05). Наследственность закончивших обучение психопатологически не была отягощена, в контрольной группе она была отягощена алкоголизмом одного из родителей в 2,9 % случаев. Успеваемость в учебе в школе высокая и средняя была у 97,1 % выпускников суворовского училища и у 91,5 % кандидатов в [суворовцы ] (t=3,94; р < 0,001). Спортом занимались 37,9 % представителей основной группы и 45,6 % контрольной (t=3,02; р < 0,01). Среди [суворовцев ] перед поступлением ни один человек не курил, 6,7 % пробовали; у кандидатов 2,1 % являлись курящими и еще 11,9 % пробовали курить (t=4,12; р < 0,001). Алкогольные напитки пробовали 4,8 % обследованных первой группы и 7,0 % во второй. Среди кандидатов 1 человек пробовал курить производные конопли и еще 1 - пробовал вдыхать пары бензина. Мотив поступления в суворовское училище не могли указать 1,9 % [учеников ] и 5,2 % кандидатов в [суворовцы ], на желание родителей указали в этих группах 4,8 % и 8,8 % соответственно (t=2,41; р < 0,02).

При психологическом обследовании устойчивое внимание продемонстрировали 92,2 % [суворовцев ] и 81,8 % кандидатов (t=3,16; р < 0,01); низкую оперативную память - 22,3 % и 36,5 % соответственно (t=2,97; р < 0,01); отличную и хорошую смысловую память - 90,3 % и 71,5 % соответственно (t=5,06; р < 0,001). При изучении способности к обобщению и анализу информации, подростки основной группы набрали в среднем 10,10±0,31 баллов, контрольной - 8,78±0,18 баллов (t=3,68; р < 0,001); при изучении способности к пространственному мышлению: 1,56±0,09 и 1,23±0,05 баллов соответственно (t=3,21; р < 0,01); при изучении гибкости мыслительных процессов: 2,52±0,15 и 1,82±0,07 балла соответственно (t=4,23; р < 0,001). По методике «отсутствие эмоциональной деструкции» представитель первой группы набрали 1,51±0,15 баллов, представители второй - 1,09±0,06 баллов (t=2,60; р < 0,01). Высокую и хорошую эмоциональную устойчивость имели 52,5 % зачисленных в [суворовцы ] и только 25,9 % кандидатов (t=4,92; р < 0,001); удовлетворительную - 14,5 % и 8,8 % соответственно, низкую - 33,0 % и 59,6 % соответственно (t=5,05; р < 0,001). Согласно методике КОТ, уровень общих интеллектуальных способностей [учеников ] суворовского училища при поступлении составил: очень низкий - 2,9 %, низкий - 14,6 %, ниже среднего - 18,5 %, средний - 39,6 %, выше среднего - 11,7 %, высокий - 4,9 %, очень высокий - 7,8 %. Аналогичные показатели в контрольной группе составили 17,1 % (t=5,53; р < 0,001), 20,9 %, 20,9 %, 25,2 % (t=2,70; р < 0,01), 7,6 %, 3,5 %, 4,9 % соответственно. В результате, средний набранный балл по методике КОТ в данных группах был равен 16,69±0,57 и 13,88±0,31 соответственно (t=4,92; р < 0,001). В результате, в группу внимания попали 9,7 % [суворовцев ] и 42,9 % кандидатов в [суворовцы ] (t=8,61; р < 0,001). Первая степень рекомендованности в суворовское училище в основной группе составила 1,9 %, в контрольной - 0,5 %; вторая - 93,3 % и 79,8 % соответственно (t=4,22; р < 0,001); третья - 4,8 % и 17,3 % соответственно (t=4,38; р < 0,001); еще 2,4 % контрольной группы были не рекомендованы после психологического обследования.

Заключение.

Таким образом, проведенное исследование наглядно продемонстрировало, что поступившие и закончившие суворовское училище [ученики ], в отличие от не поступивших кандидатов, происходили чаще из полных благополучных семей, имели более высокую успеваемость в школе, не потребляли психоактивных веществ, характеризовались изначально более высокими показателями интеллектуально-мнестической деятельности и эмоциональной устойчивости. Этот факт еще раз подчеркивает эффективность отбора военно-врачебной комиссией и значимость комплексного психофизиологического обследования кандидатов в курсанты суворовских военных училищ ввиду серьезных требований к личному составу служащих и повышения сложности стоящих перед ним задач.

Воронина Ю.С., Стец В.А., Сахаров А.В.Воронина Ю.С., Стец В.А., Сахаров А.В.

Примечание :
* [ ___ ] - В квадратных скобках курсивом администратором сайт сделаны изменения и приведены понятия. соответствующие реально принятой военной терминологии. Учащиеся в суворовских военных училищах не являются военнослужащими и не являются курсантами, а относятся к категории учеников, потому что получают среднее образование по программе обычной образовательной школы. Курсант - военнослужащий, проходящий подготовку в военном училище, военной академии, военном университете, военном институте или в учебной воинской части.

Характеристика — документ, отображающий личные качества ребенка, особенности его характера, стиль поведения, отношение к учебе и обществу. При переводе ученика в другую школу либо поступления в лицей, гимназию данный документ требуется для быстрой и безболезненной адаптации учащегося в условиях нового коллектива. Принимая нового ребенка в класс, учитель имеет возможность заочного знакомства с ним по педагогической характеристике из старой школы. А потому этот документ должен быть правильно подготовлен, отображать основные особенности личности ребенка, его привычки, темперамент, отношения в семье и детском коллективе и другое.

Характеристика на ученика при переводе в другую школу готовится классным руководителем, наблюдающим за ним на протяжении последних лет. Составляется документ в одном экземпляре и передается вместе с личным делом в другое учебное заведение. Форма написания — произвольная. Характеристика подписывается классным руководителем и директором и визируется печатью.

Объем характеристики не определен, главное — содержание: информация должна быть максимально точная и правдивая. В основном, стараются вместить данные на одном листе формата А4.

Примерный шаблон характеристики на ученика при переводе в другую школу

  • Личные данные ребенка. ФИО, дата рождения, класс, школа.
  • Учеба. Отношение (сознательное, с интересом к определенным предметам, часто отвлекается, преуспевает, отстает по программе).
  • Поведение (активный, подвижный, имеет замкнутый характер, неусидчив, нервный, импульсивный).
  • Общественная активность (имеет поручения, отличился в конкурсах, олимпиадах, имеет организаторские способности, пассивен).
  • Отношения со сверстниками (дружеские, пользуется авторитетом, явных друзей не имеет).
  • Семья. Ее участие в школьной жизни (полная-неполная, родители активно участвует в воспитании, в жизни класса и школы, имеют доверительные отношения, безучастны, уделяют мало внимания).

Основным документом, отражающим наиболее важную и существенную информацию о ребенке, является педагогическая характеристика. В кадетском корпусе этот документ составляется офицером-воспитателем или классным руководителем. Обычно в отражены следующие сведения:

  • в каком возрасте поступил в кадетский корпус и какова степень подготовленности;
  • сколько времени находится ребенок в кадетском корпусе и из какой школы он прибыл;
  • особенности адаптации ребенка к кадетскому корпус;
  • как успевает кадет и в чем заключаются трудности усвоения им программы;
  • особенности поведения на уроках: дисциплина, работоспособность, степень внимания.
  • более детально описываются те случаи, когда у кадета выражена двигательная расторможенность, повышенная утомляемость, рассеянность, несобранность и т.д.;
  • взаимоотношение ученика с коллективом сверстников, драчливость, агрессивность или, наоборот, чрезмерная пассивность
  • отмечается, как относятся к нему другие дети.

Изучение природы личностных качеств и самооценки непростая задача.

Говоря о личности человека вообще, мы подразумеваем некоторое своеобразие поведения, оригинальность мышления, богатство внутреннего мира (чувств, эмоций, воображения, морально-этических ценностей). Интересы и мотивы, склонности и способности, характер и темперамент, идеалы, ценностные ориентации, волевые, эмоциональные и интеллектуальные особенности, соотношение сознательного и несознательного (подсознательного) и многое другое - вот далеко неполный перечень характеристик, с которыми приходится иметь дело, если мы пытаемся нарисовать психологический портрет личности.

Обладая многообразием свойств, необходимо помнить, что личность представляет собой единое целое. В тоже время можно выделить физическое, эмоциональное, когнитивное, социальное и нравственное развитие личности.

При психолого-педагогическом обследовании изучаются: интеллектуальное развитие, речевое развитие, познавательная деятельность, состояние ведущей для ребенка деятельности (игровой или учебной), сформированность учебных навыков (для школьников), индивидуальные особенности личности, поведения, состояние эмоционально-волевой сферы.

В характеристике описываются не только о ценностно-ориентационном развитии.

В ней объективно оцениваются положительные и отрицательные качества развивающейся личности. Помимо этого производится поиск как внешних, так и внутренних причин формирования недостатков. Рассматриваются и анализируются отношения кадета в коллективе, его отношение к труду, дисциплинированность и ряд других показателей, которые являются внешней проекцией внутренних характеристик кадета.

Подростковый возраст называют “переходным”, “переломным”, “трудным”, “критическим”. В этом возрасте происходит переход от детства к взрослости. По всем направлениям идет становление качественно новых образований. Элементы взрослости появляются в результате перестройки организма, самосознания. У кадет переосмысливаются отношения с взрослыми и товарищами, меняются способы социального взаимодействия с ними, могут поменяться интересы, познавательная и учебная деятельность, содержание морально-этических норм, опосредствующих поведение, деятельность и отношения.

Офицер-воспитатель, составляя характеристику, не должен забывать, что данный период характеризуется начальной стадией формирования личности, новизной возникающих внутренних конфликтов и типичных проблем данного возраста. При составлении характеристики, офицер-воспитатель также должен помнить, что отрицательные качества у подростков (своеволие, упрямство, негативизм, грубость, дерзость) возникают чаще всего при недооценке самостоятельности подростка, игнорировании его мнения, при требовании от него беспрекословного подчинения, при чрезмерной опеке и т.д. Все эти отрицательные качества возникают вследствие уродливого воспитания, при котором не принимаются во внимание психологические особенности этого возраста.

Таким образом, личность – это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.

Пример представления офицера-воспитателя на кадета в Приложении 1 .

Список использованной литературы

  1. Алферов А.Д. “Психология развития школьников”, Ростов на Дону, 2000.
  2. Боброва В. Г., Вахрушев М. “Общая характеристика развития личности подростка”, Ростов на Дону, 1966.
  3. Васина Е.А. Ценностные ориентации личности в юношеском возрасте: СПб., 1993.
  4. Возрастная и педагогическая психология / под ред. М.В.Гамезо. – М.,1984.
  5. “Вопросы психологии развития личности подростка и юноши”, Тюмень,1969.
  6. Выготский Л.С. “Проблемы психического развития ребенка”, - В кн.:Избранные психологические исследования. М., 1956.
  7. Гончаров В.С. Типы мышления и учебная деятельность. Свердловск, 1988.
  8. Драгунова Т.В. “Подросток”, М., 1976.
  9. Карпенко Л.А., Петровский А. В. Краткий психологический словарь. - М.:Просвещение, 1981. – 195с.
  10. Кон И.С. Социология личности. – М.: Политиздат, 1967.
  11. Кудрявцев Г. А. “Общая психологическая характеристика личности трудных подростков”, Алма-Ата, 1967.
  12. Кузьмин Е.С. Методы социальной психологии. - Л.: ЛГУ, 1977. – 168с.
  13. Леонтьев А.Н. “Проблемы развития психики”, М., 1972.
  14. Липкина А.И. “Самооценка школьника”, М., 1976
  15. Маклаков А. Г. “Общая психология”, издательство “Питер” , 2002.
  16. Матюшкин А.М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной деятельности // Вопросы психологии. – М., 1982, № 4.
  17. Немов Р.С. Психология образования. Учебник. М., Владос, 2000.
  18. “Нравственное воспитание школьников в коллективе. Учетные записки ЛГПИ им. А.И. Герцена”, Сб. Т. 368. Л., 1970.
  19. Основы психологии: Практикум (под ред. Столяренко), “Феникс”, 2000, 565 с..
  20. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. “Психология”, Москва, 2000, 512 с.
  21. “Познание учащегося и формирование его личности”, Вильнюс, 1975.
  22. “Развитие личности ребенка”, под ред. Фонарева А. М., М.: “Прогресс” 1987, 272 с.
  23. Рубинштейн С. Л. “Основы общей психологии”, -СПб: изд. “Питер” 2000, 712 с.
  24. Сироткин Л.Ю. “Формирование личности: проблема устойчивости”, Казань,1992.
  25. Собр. соч. Л.С. Выготского. М., 1982. Т.1. С.20.
  26. Энциклопедия психологических тестов: I-III том, 2000.
  27. Якиманская И.С. Знание и мышление школьника. М., 1995.

Характеристика — документ, отображающий личные качества ребенка, особенности его характера, стиль поведения, отношение к учебе и обществу. При переводе ученика в другую школу либо поступления в лицей, гимназию данный документ требуется для быстрой и безболезненной адаптации учащегося в условиях нового коллектива. Принимая нового ребенка в класс, учитель имеет возможность заочного знакомства с ним по педагогической характеристике из старой школы. А потому этот документ должен быть правильно подготовлен, отображать основные особенности личности ребенка, его привычки, темперамент, отношения в семье и детском коллективе и другое.

Характеристика на ученика при переводе в другую школу готовится классным руководителем, наблюдающим за ним на протяжении последних лет. Составляется документ в одном экземпляре и передается вместе с личным делом в другое учебное заведение. Форма написания — произвольная. Характеристика подписывается классным руководителем и директором и визируется печатью.

Объем характеристики не определен, главное — содержание: информация должна быть максимально точная и правдивая. В основном, стараются вместить данные на одном листе формата А4.

Примерный шаблон характеристики на ученика при переводе в другую школу

  • Личные данные ребенка. ФИО, дата рождения, класс, школа.
  • Учеба. Отношение (сознательное, с интересом к определенным предметам, часто отвлекается, преуспевает, отстает по программе).
  • Поведение (активный, подвижный, имеет замкнутый характер, неусидчив, нервный, импульсивный).
  • Общественная активность (имеет поручения, отличился в конкурсах, олимпиадах, имеет организаторские способности, пассивен).
  • Отношения со сверстниками (дружеские, пользуется авторитетом, явных друзей не имеет).
  • Семья. Ее участие в школьной жизни (полная-неполная, родители активно участвует в воспитании, в жизни класса и школы, имеют доверительные отношения, безучастны, уделяют мало внимания).

Принимайте участие!

Среди задач с параметрами входящих в профильный ЕГЭ по математике можно выделить особый класс заданий, решить которые стандартными школьными приемами практически невозможно. Зачастую функции в левой и правой частях уравнения имеют принципиально разную природу, что не позволяет использовать аналитический подход. А сложный вид этих выражений делает проблематичным построение графиков. Выходом в данной ситуации может стать минимаксный метод решения задач с параметрами, который опирается на использование монотонности и ограниченности функций.

Некоторые уроки могут показаться детям скучными. И тогда на занятиях начинает страдать дисциплина, школьники быстро устают и не желают принимать участие в обсуждении.

Кейс-уроки были созданы, чтобы соединить учебные школьные знания с остро необходимыми компетенциями, такими как креативность, системное и критическое мышление, целеустремленность и другие.

Благодаря кейсам вы сможете помочь школьнику получать пользу и удовольствие от учебы, справиться с его личными проблемами!

Читайте новые статьи